Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Дыхательная и звуковая гимнастика как нетрадиционные формы оздоровления и физкультурной работе»

Ирина Владимировна Королёва
Консультация для педагогов «Дыхательная и звуковая гимнастика как нетрадиционные формы оздоровления и физкультурной работе»

«Дыхательная и звуковая гимнастика как нетрадиционные формы оздоровления и физкультурной работы в ДОУ» Цель: Познакомить педагогов с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста. Задачи: - познакомить педагогов с физиологией дыхания детей дошкольного возраста, с физиологическим и речевым дыханием; - познакомить с методикой дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой, ее значением, особенностями, влиянием на организм в целом и особой значимостью для детей; - научить педагогов выполнению дыхательного комплекса по методике А. Н. Стрельниковой; - создать благоприятную атмосферу посредством увлечения общим делом. Оснащение: мультимедиа проектор.

Публикация «Консультация для педагогов „Дыхательная и звуковая гимнастика как нетрадиционные формы оздоровления и физкультурной работе“» размещена в разделах

1. Введение 2. Физиология дыхания детей дошкольного возраста. 3. Дыхание и речь. 4. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. 5. Практическая часть. Освоение упражнений дыхательной А. Н. Стрельниковой гимнастики. 1. Введение. В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития. На сегодняшний день увеличилось количество респираторных заболеваний, аллергий дыхательных путей. Следовательно, профилактика простудных заболеваний, повышение защитных сил организма - главное, над чем необходимо работать в детском саду. Современная медицина считает, что выработка правильного дыхания – залог хорошего здоровья. Поэтому важно уделять большое внимание выработке правильного дыхания. Ведь оно является главнейшим источником жизни. Чтобы эффективно решать задачи укрепления дыхательной мускулатуры детей с целью повышения сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках, в дошкольном учреждении необходимо использовать дыхательную гимнастику, которая приобретает особую значимость и как профилактическая мера, и как средство полноценного развития детей, перенесших легочные заболевания.

2. Физиология дыхания детей дошкольного возраста.

Дыхание – это процесс обмена газами между клетками и внешней средой. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох является более активной фазой дыхания чем выдох. При вдохе мышцы диафрагмы сокращаются, оттесняя органы брюшной полости в живот, увеличивая тем самым объем грудной клетки, что способствует наполнению легких воздухом. При выдохе мышца диафрагмы расслабляется. Вместе с межреберными мышцами, которые поднимают и опускают грудную клетку, диафрагма поднимается кверху и сжимает легкие.

Диафрагма участвует в дыхании, являясь главной движущей силой в его обеспечении.

Дыхание подразделяется на несколько типов: верхнегрудное (в) - вентилируются преимущественно верхние• сегменты легких, требует максимального напряжения при минимальном газообмене, ЧД высокая. нижнегрудное (б) - грудная клетка на вдохе расширяется, хорошо• вентилируются средние отделы легких, диафрагма может участвовать в дыхании в качестве пассивного клапана. диафрагмальное (а) - на вдохе диафрагма опускается, живот слегка• выступает, на выдохе диафрагма поднимается, живот подтягивается, хорошо вентилируются нижние доли, происходит массаж диафрагмой органов верхнего этажа брюшной полости. полное (г) - на вдохе опускается диафрагма, расширяется грудная• клетка, поднимаются надплечья, на выдохе – обратный процесс, ДО максимален, ЧД – минимальна. Основными физиологическими особенностями органов дыхания детей являются : поверхностный характер дыхания;• физиологическая одышка, нередко неправильный ритм дыхания;• напряженность процессов газообмена и легкое возникновение• дыхательной недостаточности. 1. Глубина дыхания у ребенка значительно меньше, чем у взрослого. 2. Частота дыхания тем больше, чем моложе ребенок, компенсирует малый объем каждого дыхательного акта и обеспечивает кислородом организм ребенка. 3. Газообмен у детей осуществляется более энергичнее, чем у взрослых, благодаря богатому кровоснабжению легких, скорости кровотока, высокой диффузионной способности. У детей дошкольного возраста преобладает верхнегрудное дыхание, поэтому они быстрее устают от физических нагрузок. 3. Дыхание и речь. Развитие дыхания у ребенка начинается параллельно развитию речи. Уже в возрасте 3-6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций

.Чем же отличается физиологическое дыхание от речевого? Физиологическое дыхание Речевое дыхание • Непроизвольное • Основная функция – обеспечение газообмена • Вдох и выдох через нос, короткие и равные по времени • Фазы: вдох-выдох-пауза • Произвольное • Основная функция – обеспечение речи • Вдох быстрый, энергичный, бесшумный • Вдох и выдох через рот (и нос, разные по времени • Фазы: короткий вдох — пауза – длинный звуковой выдох. Простые речевые задачи реализуются на фоне сформированного речевого выдох.

Последовательность речевого дыхания : Быстрый глубокий вдох. • Пауза перед произнесением звука приводит дыхательный и• голосовой аппарат в активное состояние. Мышцы после вдоха расслабляются постепенно, обеспечивая• плавность длительного выдоха. Плавно опускаются нижние ребра, поднимается диафрагма. • Мышцы работают в уступающем режиме. Расслабление дыхательных мышц происходит по воле говорящего. • Короткий вдох через нос и длительный выдох через рот. • В речи вдох и выдох взаимосвязаны и непрерывны• В процессе тренировки вырабатывают плавный, постепенный• выдох, который обеспечит длительное фонирование. Следует отметить, что дошкольникам с речевой патологией прежде всего необходимо развивать объем легких, а в среднем и старшем дошкольном возрасте формировать грудобрюшной тип дыхания. Приближение этих показателей к норме позволит в дальнейшем перейти к развитию речевого дыхания, так как грудобрюшной тип дыхания является базой для формирования такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.

Данная методика разработана Александрой Николаевной Стрельниковой в 40-х годах прошлого века для восстановления певческого голоса. Гимнастика улучшает носовое дыхание, состояние голосового аппарата, формирует диафрагмальное дыхание, увеличивает объем легких, используется для оздоровления людей разного возраста, физической подготовленности.

Особенности дыхательной гимнастики Стрельниковой заключаются в следующем: 1) При выполнении упражнений обращают внимание только на вдох. Выдох считают естественным следствием вдоха. 2) Вдох делают в момент уменьшения объема грудной клетки: при наклонах, поворотах туловища или удержании ребер руками, то есть в то время, когда естественно бы было сделать выдох. То есть, вдох совершается, преодолевая сопротивление, что создает дополнительную нагрузку на дыхательную мускулатуру. В дыхательный акт активно включается диафрагма. 3) Верхушки легких минимально включаются в дыхательный акт, надплечья опускаются, лопатки занимают правильное положение, живот подтягивается. 4) В результате улучшается осанка. 5) Гимнастика А. Н. Стрельниковой: улучшает носовое дыхание, включает в работу диафрагму, нормализует мышечный тонус, исправляет дефекты осанки

. Методические особенности проведения гимнастики : 1) Делаем упражнения четырьмя короткими сериями по 8 движений, 2) после каждой серии поворачиваемся вправо на 90 градусов. 3) В результате в конце выполнения приходим в исходное положение. 4) Повторяем упражнение, поворачиваясь на 90 градусов влево. Это помогает избежать гипервентиляции и добавляет динамический компонент.

Правила проведения дыхательной гимнастики : • Предварительно учим активному, шумному вдоху, во время которого крылья носа непроизвольно прижимаются к носовой перегородке, закрывая носовые ходы, прекращая вдох. Вдох напоминает хлопок в ладоши. Выдох - пассивно. • Упражнения делаем под счет. Это помогает правильно выполнить все элементы техники, сохранить ритм дыхания. Все упражнения выполняются в ритме строевого шага. • Движение и вдох – единый элемент - выполняем одновременно. Вдох во время сжатия грудной клетки создает дополнительную нагрузку на основную и вспомогательную дыхательную мускулатуру, включает диафрагму. • Количество повторов упражнения кратно четырем. Осваивать комплекс упражнений стрельниковской дыхательной гимнастики надо с первых трех упражнений. Это «ладошки», «погончики» и «насос». Каждый последующий день осваивается по одному новому упражнению. Занятия проводятся 2 раза в день – утром и вечером. Во время выполнения упражнений думайте только о вдохе! 5. Практическая часть. Освоение упражнений дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой. Вашему вниманию предлагаю основной комплекс дыхательных упражнений. 1. Упражнение «Ладошки» (разминочное) выполняется стоя. Исходное положение: встать прямо, согнуть руки в локтях, локти при этом опущены вниз. Ладони направлены к «зрителю». Делать шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимать ладони в кулаки, совершая хватательные движения. Руки при этом должны оставаться неподвижными, сжимаются только ладони. После активного вдоха выдох свободно осуществляется через нос или рот, кулаки в это время разжимаются. Не следует растопыривать пальцы при выдохе, они так же свободно расслабляются после сжатия, как свободно происходит выдох после каждого вдоха. Сделав 4 резких шумных вдоха носом, руки опустить и отдохнуть 3–4 с. Сделать еще 4 коротких шумных вдоха и снова остановиться на дыхательную паузу. Норма: 24 раза по 4 вдоха носом, или 12 раз по 8 вдохов, или 3 раза по 32 вдоха. 2. Упражнение «Погончики» Исходное положение: встать прямо, кисти рук сжать в кулаки и прижать к животу на уровне пояса. При вдохе резко толкать кулаки к полу, как бы отжимаясь от него. Во время толчка кулаки разжимаются. Плечи при этом должны быть напряжены, руки прямые, тянущиеся к полу, пальцы широко растопырить. На выдохе кисти рук вернуть в исходное положение (на пояс, пальцы сжать в кулаки, плечи расслабить. Выше пояса кисти рук не поднимать. Сделать подряд 8 вдохов-движений, затем отдохнуть 3–4 с и снова сделать 8 вдохов-движений. Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений, или 6 раз по 16 вдохов-движений, или 3 раза по 32 вдоха-движения. Упражнение «Погончики» можно делать сидя, стоя или лежа. 3. Упражнение «Насос» Данное упражнение выполняется стоя. Исходное положение: встать прямо, руки опустить, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклониться вниз к полу, округлив спину, голову опустить, шею не тянуть и не напрягать, руки опустить вниз. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке наклона. Вдох должен кончиться вместе с наклоном. Слегка приподняться, но не выпрямляться, и снова сделать наклон с коротким шумным вдохом. Для более точного выполнения упражнения рекомендуется взять в руки свернутую газету или палку и представить накачивание шины автомобиля. Выполнять наклоны следует в ритме строевого шага. Сделать подряд 8 наклонов-вдохов, после чего остановиться, отдохнуть 4–5 с и снова выполнить 8 упражнений. 4. Упражнение «Кошка» выполняется стоя. Исходное положение: встать прямо, руки опустить, ноги чуть уже ширины плеч. При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы ступни ног не отрывались от пола. Упражнение напоминает крадущуюся за воробьем кошку. Сделать легкое пружинистое танцевальное приседание и одновременно поворот вправо с резким и коротким вдохом. Затем выполнить такое же приседание с поворотом влево. Кисти рук держать на уровне пояса. При поворотах вправо и влево с одновременным коротким шумным вдохом делать руками хватающее движение. Кисти рук не следует отводить далеко от пояса, чтобы корпус не «заносило» на поворотах. При повороте вправо слегка присесть – вдох, колени выпрямить – выдох. Повернуться влево, слегка присесть, кистями рук сделать легкое сбрасывающее движение – вдох. Сразу же после этого выпрямить колени – пассивный выдох. При выполнении упражнения следить за тем, чтобы спина была абсолютно прямой, поворот – только в области талии. 5. Упражнение «Обними плечи» Исходное положение: встать прямо, руки согнуть в локтях и поднять на уровень плеч кистями друг к другу. В момент активного шумного вдоха носом выбросить руки навстречу друг к другу, как бы обнимая себя за плечи. Необходимо, чтобы руки двигались параллельно, а не крест-накрест. При этом одна рука оказывается одна над другой, причем не важно, какая над какой. Не следует менять положение рук, а также широко разводить их в стороны и напрягать. Сразу же после короткого вдоха руки должны слегка расходиться в стороны, не доходя при этом до исходного положения. В момент вдоха локти сходятся на уровне груди, образуя как бы треугольник, затем руки слегка расходятся – получается квадрат. В этот момент на выдохе воздух должен уходить абсолютно пассивно. Таким образом, одновременно с каждым обхватыванием необходимо «шмыгать» носом. После нескольких недель тренировок при выполнении упражнения в момент встречного движения рук можно слегка откидывать голову назад. Упражнение «Обними плечи» выполняется стоя. 6. Упражнение «Большой маятник» Это упражнение представляет собой комбинацию упражнений «Насос» и «Обхвати плечи», каждое из которых делается 2 раза подряд, переходя друг в друга. Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклониться к полу, руки при этом тянуть к коленям, но не опускать ниже – вдох. И сразу, без остановки, слегка прогнувшись в пояснице, выполнить наклон назад, руками обхватить плечи – вдох. Наклониться вперед – вдох, откинуться назад – вдох. Выдох происходит в промежутке между вдохами, при этом не следует его задерживать или «выталкивать». Начинать с 8 или с 16 вдохов-выдохов за один подход. 7. Упражнение «Повороты головы» Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Повернуть голову вправо и сделать короткий шумный вдох носом. Затем сразу же повернуть голову влево, опять сделать короткий шумный вдох. При выполнении упражнения посередине голову не останавливать, шею не напрягать, вдох делать коротким. Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений. 8. Упражнение «Ушки» Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклонить голову вправо – правое ухо идет к правому плечу, сделать короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклонить голову влево, левое ухо идет к левому плечу, опять сделать короткий шумный вдох носом. Внимание! При выполнении упражнений по методике Стрельниковой выдох должен совершаться после каждого вдоха самостоятельно, через рот. При выполнении упражнения следует стоять ровно и смотреть прямо перед собой и как бы мысленно кому-то говорить: «Ай-ай! Как не стыдно!». Плечи при этом необходимо попытаться удержать в абсолютно неподвижном состоянии (это упражнение напоминает «Китайского болванчика»). Выдох должен уходить пассивно в промежутке между вдохами, но голову при этом посередине не останавливать. Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений или 3 раза по 32 вдоха-движения. В начале следует выполнять по 8 или 16 вдохов-движений 9. Упражнение «Маятник головой» («Малый маятник») Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Опустить голову вниз, посмотреть на пол – резкий короткий вдох. Поднять голову вверх, посмотреть на потолок – резкий короткий вдох. Выдох уходит пассивно в промежутках между вдохами, голова при этом не останавливается посередине. Ни в коем случае нельзя напрягать шею. Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений за одно занятие или 3 раза по 32 вдохадвижения. 10. Упражнение «Перекаты» Исходное положение: встать таким образом, чтобы правая нога была впереди, а левая – на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела распределить на обе ноги. Перенести тяжесть тела на стоящую впереди правую ногу, левая при этом согнута в колене и отставлена назад на носок для равновесия (на нее не опираться). Выполнить легкое танцевальное приседание на правой ноге – шумный короткий вдох. Затем правое колено выпрямить и перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Теперь левая нога прямая, вся тяжесть тела падает на нее. Согнутая в колене правая нога находится спереди на носке для поддержания равновесия и согнута в колене (на нее не опираться). Приседая на левой ноге, одновременно сделать короткий шумный вдох носом. Снова перенести тяжесть на стоящую впереди правую ногу. Менять положение ног (переставлять их) следует либо после каждой «тридцатки» (в таком случае упражнение выполняется 6 раз по 32 вдохадвижения, либо после каждых 8 или 16 вдохов-движений. В общей сложность необходимо набрать две «сотни» вдохов-движений, по «сотне» на каждую ногу. При выполнении упражнения «Перекаты» следует соблюдать следующие правила: – приседание и вдох делаются строго одновременно; – вся тяжесть приходится только на ту ногу, на которой совершается приседание; – после каждого приседания нога мгновенно выпрямляется, и только после этого идет перенос тяжести тела на другую ногу; – приседания должны быть легкими, пружинистыми. Низкие приседания делать нельзя! Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений. Упражнение «Перекаты» можно делать только стоя. 11. Упражнение «Передний шаг» (рок-н-ролл) Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки опущены вдоль тела. Поднять вверх на уровень живота согнутую в колене правую ногу, на левой ноге в этот момент сделать легкое танцевальное приседание – короткий шумный вдох носом. После приседания обе ноги должны на одно мгновение принять исходное положение. Поднять вверх согнутую в колене левую ногу, а на правой в этот момент слегка присесть – вдох. После этого обе ноги на какое-то мгновение выпрямляются – пассивный выдох. В этом упражнении следует не просто маршировать, а слегка приседать, тогда другая нога, согнутая в колене, легко поднимается вверх до уровня живота. Корпус прямой. Одновременно с каждым приседанием и подъемом согнутого колена вверх можно делать свободное встречное движение кистями на уровень пояса. Выполнение упражнения «Передний шаг» должно напоминать танец рок-нролл.

«Задний шаг» Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Отвести согнутую в колене правую ногу назад, как бы ударяя себя пяткой по ягодице. На левой ноге в этот момент слегка присесть, одновременно шумно вдыхая носом. Затем обе ноги на одно мгновение вернуть в исходное положение – выдох уходит сразу же после каждого вдоха. Во время выполнения упражнения руки либо висят вдоль туловища, либо кистями рук делают легкое встречное движение на уровне пояса. Норма: 32 вдоха-движения «передний шаг», 32 вдоха-движения «задний шаг», 32 вдоха-движения «передний шаг».

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями» «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». А. С. Макаренко.

Консультация «Весёлая дыхательная гимнастика»Консультация «Весёлая дыхательная гимнастика» Все знают, как важно развивать правильное дыхание. Правильное дыхание помогает развить физиологическое дыхание ребёнка и подготовить.

Консультация «Водная дыхательная гимнастика» для детей раннего возрастаКонсультация «Водная дыхательная гимнастика» для детей раннего возраста " Водная дыхательная гимнастика"- это не только полезное для детей занятие но и очень увлекательное. Для этого используется чистая вода.

Дыхательная гимнастика 1. «Часики» – Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». 10-12 раз..

Дыхательная гимнастика. ЗОЖДыхательная гимнастика. ЗОЖ Цель:укрепление дыхательной мускулатуры;развитие верхних дыхательных путей,развивать речевое дыхание, что обеспечивает правильное произношение.

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Консультация для педагогов и родителей «Дыхательная гимнастика может быть интересной»Консультация для педагогов и родителей «Дыхательная гимнастика может быть интересной» Я работаю в коррекционной группе, которую посещают дети с нарушениями зрения. Особенность развития моих воспитанников, как и всех детей.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ» Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Дыхательная и звуковая гимнастика как нетрадиционные формы оздоровления и физкультурной работе»
Опубликовано: 5 октября 2023 в 23:36
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД