Получи документы

Консультация для педагогов ДОУ «Экологическое воспитание в детском саду»

Киселева Наталья
Консультация для педагогов ДОУ «Экологическое воспитание в детском саду»

«Всё хорошее в людях –из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем;

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб Земля расцветала

И росли, как цветы малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!»

Н. Луконин

Формирование экологической культуры – это основное средство воспитания у детей осознанного правильного отношения к природе, являющейся важной, необходимой составляющей воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями, введением федеральных государственных образовательных стандартов.

Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Экологическое воспитание в детском саду“» размещена в разделах

Проработав в детском саду 24 года, экологическую проблему в деле воспитания дошкольников считаю самой актуальной, очень часто встает вопрос о необходимости экологического воспитания. Нужно ли именно в дошкольном возрасте начинать эту деятельность? Многие воспитатели считают, что это не основная задача дошкольной педагогике. Я же считаю, что это одно из важнейших направлений. В настоящее время очень остро встал вопрос о загрязнении окружающей среды. А следовательно все человечество должно позаботиться хотя бы о сохранении, не говоря уже о улучшении окружающей среды. И эта проблема всех людей, не зависимо от их возраста и профессии.

Именно дошкольный возраст является точкой отсчета экологического воспитания. А как же правильно ввести ребенка в этот мир природы, научить его наблюдать, заботится о природе.

Основной целью экологического воспитания я считаю это- научить ребёнка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.

В процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.

Развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного познавательного опыта через экологическое воспитание. Познавательная активность выступает как природное проявление интереса ребенка к окружающему миру (внимание и повышенная заинтересованность, эмоциональное отношение). Только в деятельности ребенок приобретает необходимые знания, умения, навыки.

В своей работе с детьми использую такие формы и методы, в которых дети получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности, растет познавательный потенциал.

Формы и методы работы с детьми использую самые разнообразные это:

*организация решения познавательных задач (Могут ли растения расти без света? Почему качаются ветки)

*исследования и экспериментирования;

*экскурсии;

*прогулки;

*разбор проблемных ситуаций и их решения;

*разгадывание загадок;

*наблюдения;

*коллекционирование;

*чтение художественной литературы, энциклопедий;

Всем известно, что игры экологического содержания являются наиболее эффективным и интересным средством экологического воспитания. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях окружающей природной среды, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. («Кто чем питается?», «Кто где живет?», «Что сначала, что потом?», «Когда это бывает?» и др.) Большое значение в экологическом воспитании детей придаю играм. Использую дидактические игры с экологическим и природоохранным содержанием. В играх дети уточняют, закрепляют и расширяют имеющиеся знания и представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных, о правилах поведения в ней, природных взаимосвязях. Например: «Что такое природа?», «Природа и человек», «Связь живой и неживой природы», «Что опасно для природы?», «Чьи следы?» и т. д. В процессе игр я расширяла у детей сенсорный опыт и обогащала жизненный опыт, а также развивала такие качества, как организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность, целенаправленность, последовательность.

Особое внимание при формировании знаний у детей уделяла чтению художественной литературы. Знакомила детей с произведениями известных детских писателей – природоведов М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина, Н. Сладкова, К. Паустовского, Г. Скребицкого. Разучивала с детьми стихи о природе А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, И. А. Бунина, Ф. Тютчева.

Экологическое воспитание детей необходимо начинать с уголка природы так в моей группе был создан уголок природы, где всего было два цветочка, но с помощью родителей их число возросло. Были собраны разнообразные виды растений, с разными листьями, цветами, что позволило разнообразить уход за растениями. Дети ежедневно соприкасаются с прекрасным миром растений, учились наблюдать, взаимодействовать с ним, ухаживать и заботиться, одни мы протирали тряпочкой, другие чистили зубной щёткой. Большое воспитательное значение имеет труд в уголке природы. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям, дети учатся бережному отношению к труду взрослых. В процессе ухода дети получали представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создать.

В группе, мы разбили огород на подоконнике. Дети с интересом наблюдали прорастание семян, их рост и развитие. Создавали альбомы с зарисовками и нашими наблюдениями. С этой темой мы выступили на НПК, где заняли первое место. Так же веду кружок «Наш дом - природа».

В своей работе использую метод проектной деятельности, который помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлен на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности. В данном направлении разработаны и реализованы проекты: «Наши друзья - насекомые», «Лук – здоровью друг», «Посадили огород-посмотрите что растёт».

Затем с помощью родителей мы накопили природный и бросовый материал, из которого мы создавали различные поделки.

На территории нашего детского сада создан опытный участок, где воспитанники проводят опытно-исследовательскую деятельность, наблюдают за ростом различных растений и кустарников, наблюдают за погодой, делают выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе, выступают в роли исследователей. Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Так же на прогулке я провожу подвижные игры природоведческого характера, связанные с подражанием повадкам животных, их образу жизни вызывают у детей особую радость и интерес. Дети с удовольствием выполняют упражнения и быстро запоминают необходимую информацию. («В лесу», «Воздух, земля, вода» (игра с мячом, «Летает, плавает, бегает» и др.)

Важным аспектом в системе экологического образования явилась и работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс.

Большое место уделяла совместной деятельности детей и их родителей:

– проводила родительские собрания экологической направленности;

–родители принимали участие в совместной игровой деятельности;

– выезжали с детьми на природу;

–принимали участие в озеленении территории детского сада;

– принимали участие в тематических выставках поделок из природного материала, рисунков о природе (сделанных совместно с детьми).

Такой подход способствовал сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.

Экологическому просвещению родителей способствует оформление экологического стенда в приёмной группы детского сада, включающего в себя несколько рубрик (экологические события в стране, регионе, эколого-оздоровительная работа с детьми, мероприятия, проводимые в детском саду, музыка и природа, материал в которых постоянно обновлялся.

С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования их детей, его реального осуществления в семье проводилось анкетирование родителей, беседы. Результаты анкетирования выносились на родительские собрания для анализа, обсуждения и чтобы наметить дальнейшую работу с родителями и детьми. Такая работа с семьей способствовала повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогла создать для детей более благоприятную обстановку в семье.

В заключении хочется отметить, что работая в экологическом направлении проводится не зря! Наблюдая за растениями и животными, работая на домашней грядке, «огород на подоконнике», дети стали замечать то, на что раньше даже не обращали внимания, с удовольствием ухаживают за растениями, видят их красоту. Многие дети, я замечаю, не ломают веток, не срывают цветы. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогли обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Публикации по теме:

Презентация «Экологическое воспитание дошкольников посредством создания ориентировано-направленных макетов в детском саду» Актуальность данной работы обусловлена тем, что современное образование часто носит репродуктивный характер и это негативно сказывается.

Консультация для педагогов ДОУ «Экологическое воспитание детей в ДОУ» «Консультация для педагогов ДОУ "Экологическое воспитание детей в ДОУ"» Берегите эти воды, эти земли. Даже малую былинку любя Берегите.

Консультация для педагогов ДОУ «Организация и проведение образовательного мониторинга в детском саду» Подготовил: воспитатель МБДОУ ДС № 48 «Одуванчик» Купаева О. Н. Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».

Консультация для педагогов «Физическое воспитание детей 2–3 лет группы раннего возраста в детском саду» Важным фактором развития детей раннего возраста (2-3 лет) в условиях детского сада, является, безусловно, физического воспитание. Эффективнее.

Консультация для педагогов «Лего-конструирование в детском саду» Дети всего мира могут общаться на одном языке – языке игры. Игра помогает им понять сложный, разнообразный мир, в котором они растут. В.

Консультация для педагогов по театрализованной деятельности в детском саду Консультация для педагогов Театрализованная деятельность в ДОУ. Театр в детском саду надо делать ни для того, чтобы в результате получилось.

Консультация для родителей в детском саду «Воспитание добротой» Консультация для родителей в детском саду "Воспитание добротой" Ч. Айтматов «…Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь, добру.

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность в детском саду» Театрализованная деятельность в детском саду Пахомова Н. И., воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 189», Метальникова.

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Успех в экологическом воспитании 2-3-летних малышей обеспечивается, прежде всего, пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей.

Экологическое воспитание в детском саду: программы и методы Экологическое воспитание в детском саду. Проблема экологии сегодня затрагивает все слои населения. Дети нацелены обучаться бережливо, относиться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов ДОУ «Экологическое воспитание в детском саду»
Опубликовано: 26 ноября 2018 в 16:36
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов ДОУ «Экологическое воспитание в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Киселева Наталья на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД