Папки-передвижки

Консультация для педагогов ДОУ «Влияние произведений устного народного творчества на развитие связной речи дошкольников»

Любовь Фомина
Консультация для педагогов ДОУ «Влияние произведений устного народного творчества на развитие связной речи дошкольников»

Консультация для педагогов

«Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Влияние произведений устного народного творчества на развитие связной речи дошкольников“» размещена в разделах

Обратите внимание на уровень сформированности связной речи детей в своих группах. Большинство детей будут с низким уровнем сформированности. Как вы думаете, почему? Верно. Всему виной современные гаджеты. Детей совершенно не знакомят с русским народным фольклором, и не только. Спросите у современных малышей всеми нами любимые потешки «Коза рогатая», «Ладушки» и др, а они вам споют «Синий трактор», «Барбоскины»…. Родителям удобнее включить ребенку один гаджет, для себя включив другой.

Следовательно, нам нужно усилить работу по ознакомлению детей с устным народным творчеством.

Знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у детей положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.

Фольклор представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в образовательной, так и в самостоятельной деятельности детей раннего возраста.

С его помощью можно развивать :

• фонематический слух

• грамматический строй речи

• звуковую культуру речи

• обогащать словарь детей

Рассмотрим некоторые жанры детского фольклора:

• Колыбельные песни. Они не только обогащают словарь детей но и способствуют освоению грамматического строя речи. В колыбельной не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т. п., наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний).

Колыбельные песни позволяют запомнить слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.

Невзирая на небольшой объём, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Особую значимость устное народное творчество приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке ребёнок скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Педагоги используют в адаптационный период различные потешки, например:

Не плачь, Дашенька, не плачь,

Куплю калач.

Своевременное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия подготавливают ребёнка к овладению правильным звукопроизношением. Звукосочетания, наиболее трудно усваиваемые детьми, в которых много шипящих, свистящих, сонорных, то дело слышится в песенках : «Ладушки, ладушки, где были? – У бабушки. – Что ели? – Кашку…»;

• Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичное значение слов, Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение чётко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов

Таким образом, произведения народного фольклора бесценны. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову. Развивается речь, формируются нравственные привычки.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок.

• Сказки. Огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребёнок встречается, начиная с самого раннего возраста, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывая те или иные чувства. переживания.

Сказка вводит ребёнка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю последующую жизнь.

Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. Особенное восприятие сказок детьми отвечает широкое использование диалогов, всякого рода песенок, юмора, а также устойчивых характеристик, которые почти не меняются при переходе из сказки в сказку. Они на всю жизнь сохраняются и служат опорой для многообразных ассоциаций при оценке личностных и социальных качеств людей. Эти особенности облегчают ребёнку восприятие и запоминание текстов.

Знакомя детей со сказками в любой возрастной группе, необходимо вести словарную работу: объяснять непонятные слова, выражения, осваивать новые слова, рассказывать о назначении предметов, обозначенных этим

Сказки лучше не читать, а рассказывать, глядя на детей, особенно это важно для детей младшего возраста, потому что дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, отношение к ее персонажам.

Когда воспитатель не смотрит в книгу, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Дети быстро запоминают такие образы, как петушок - золотой гребешок, козлятушки - ребятушки, коза - дереза и другие.

При повторении песенок, героев народных сказок, их имен, в сознании детей закрепляются образные слова, и дети начинают использовать их в своих играх, учатся рассказывать сказки.

Ребенок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в детском саду, но и дома, в семье. Педагогу нужно организовать активную пропаганду среди родителей всеми доступными средствами

Родителям мы всегда говорим о том, что всё начинается с детства. Поэтому так важно приобщать детей с ранних лет к культуре своего народа, которая отражена в сказках, традициях.

Публикации по теме:

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн»Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн» Педагоги с большим стажем работы в дошкольных учреждениях замечают, что последние годы отмечается замедленный темп развития связной речи.

Консультация для воспитателей «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего возраста» На мой взгляд, тема развития речи является весьма актуальной, так как в последнее время в детский сад приходят дети, у которых речь неактивна.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Консультация «Влияние конструктивно-строительных игр на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние конструктивно-строительных игр на развитие речи дошкольников» Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт. Детское конструирование тесно.

Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Консультация "Влияние оригами на развитие речи дошкольников" Оригами для детей - отличный способ развить логическое и пространственное.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Развитие выразительности речи у старших дошкольников средством поэтических произведений Обучение детей выразительности речи, начинается задолго до школы еще в дошкольном возрасте. С помощью выразительной речи значительно глубже.

Консультация «В чем заключается влияние пальцев на развитие речи»Консультация «В чем заключается влияние пальцев на развитие речи» В чем заключается влияние пальцев на развитие речи. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная.

Влияние семьи, общества и педагогов на развитие речи детей Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление. Первые навыки правильной речи ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов ДОУ «Влияние произведений устного народного творчества на развитие связной речи дошкольников»
Опубликовано: 12 января 2023 в 11:22
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов ДОУ «Влияние произведений устного народного творчества на развитие связной речи дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Фомина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД