Любовь Фомина
Консультация для педагогов ДОУ «Влияние произведений устного народного творчества на развитие связной речи дошкольников»
«Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Влияние произведений устного народного творчества на развитие связной речи дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Устное народное творчество
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Обратите внимание на уровень сформированности связной речи детей в своих группах. Большинство детей будут с низким уровнем сформированности. Как вы думаете, почему? Верно. Всему виной современные гаджеты. Детей совершенно не знакомят с русским народным фольклором, и не только. Спросите у современных малышей всеми нами любимые потешки «Коза рогатая», «Ладушки» и др, а они вам споют «Синий трактор», «Барбоскины»…. Родителям удобнее включить ребенку один гаджет, для себя включив другой.
Следовательно, нам нужно усилить работу по ознакомлению детей с устным народным творчеством.
Знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.
Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у детей положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.
Фольклор представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в образовательной, так и в самостоятельной деятельности детей раннего возраста.
С его помощью можно развивать :
• фонематический слух
• грамматический строй речи
• звуковую культуру речи
• обогащать словарь детей
Рассмотрим некоторые жанры детского фольклора:
• Колыбельные песни. Они не только обогащают словарь детей но и способствуют освоению грамматического строя речи. В колыбельной не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».
Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т. п., наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний).
Колыбельные песни позволяют запомнить слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.
Невзирая на небольшой объём, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
Особую значимость устное народное творчество приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке ребёнок скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Педагоги используют в адаптационный период различные потешки, например:
Не плачь, Дашенька, не плачь,
Куплю калач.
Своевременное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия подготавливают ребёнка к овладению правильным звукопроизношением. Звукосочетания, наиболее трудно усваиваемые детьми, в которых много шипящих, свистящих, сонорных, то дело слышится в песенках : «Ладушки, ладушки, где были? – У бабушки. – Что ели? – Кашку…»;
• Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичное значение слов, Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение чётко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов
Таким образом, произведения народного фольклора бесценны. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову. Развивается речь, формируются нравственные привычки.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок.
• Сказки. Огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребёнок встречается, начиная с самого раннего возраста, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывая те или иные чувства. переживания.
Сказка вводит ребёнка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю последующую жизнь.
Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. Особенное восприятие сказок детьми отвечает широкое использование диалогов, всякого рода песенок, юмора, а также устойчивых характеристик, которые почти не меняются при переходе из сказки в сказку. Они на всю жизнь сохраняются и служат опорой для многообразных ассоциаций при оценке личностных и социальных качеств людей. Эти особенности облегчают ребёнку восприятие и запоминание текстов.
Знакомя детей со сказками в любой возрастной группе, необходимо вести словарную работу: объяснять непонятные слова, выражения, осваивать новые слова, рассказывать о назначении предметов, обозначенных этим
Сказки лучше не читать, а рассказывать, глядя на детей, особенно это важно для детей младшего возраста, потому что дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, отношение к ее персонажам.
Когда воспитатель не смотрит в книгу, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Дети быстро запоминают такие образы, как петушок - золотой гребешок, козлятушки - ребятушки, коза - дереза и другие.
При повторении песенок, героев народных сказок, их имен, в сознании детей закрепляются образные слова, и дети начинают использовать их в своих играх, учатся рассказывать сказки.
Ребенок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в детском саду, но и дома, в семье. Педагогу нужно организовать активную пропаганду среди родителей всеми доступными средствами
Родителям мы всегда говорим о том, что всё начинается с детства. Поэтому так важно приобщать детей с ранних лет к культуре своего народа, которая отражена в сказках, традициях.