Папки-передвижки

Консультация для педагогов ДОУ от педагога-психолога на тему роли сюжетно-ролевой игры в социализации ребенка-дошкольника

Краснова Екатерина
Консультация для педагогов ДОУ от педагога-психолога на тему роли сюжетно-ролевой игры в социализации ребенка-дошкольника

Консультация для педагогов

«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»

1. см. фото

2. Значение термина

Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка.

Это время от 3 до 7 лет.

Условия жизни в это время стремительно расширяются:

рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны.

Публикация «Консультация для педагогов ДОУ от педагога-психолога на тему роли сюжетно-ролевой игры в социализации ребенка-дошкольника» размещена в разделах

Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей.

Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно.

Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности.

Из этого противоречия рождается ролевая игра —

самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Данная деятельность – есть этап включения ребенка в общество.

3. Трансформация игры в дошкольном возрасте

Предметно-манипулятивная (без воодушевления) 3 года - действия

Сюжетная игры появляется цель) 4 года - правила

Сюжетно-ролевая (в игре возникают различные роли с разными целями) 5 лет - поступки

Ролевая с правилами (исполнители роли следуют правилам) 6 лет - воля

Режиссёрская (исполнители роли трансформируются в актерские персонажи) 7 лет - мораль

Итог развития игры в дошкольном возрасте – внутренний план действий и произвольность (построение и выполнение мысленного плана и управление своими психическими процессами)

4. Игра и Социум

Помимо необходимого уровня развития предметных действий,

для появления игры нужно коренное изменение отношений ребенка со взрослыми.

Около 3 лет ребенок становится гораздо более

самостоятельным, и его совместная деятельность с близким взрослым начинает распадаться.

В то же время, игра социальна и по своему происхождению, и по содержанию.

Она не сможет развиваться без частого полноценного общения со взрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок приобретает тоже благодаря взрослым.

5. Игра и Социум

В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии.

1. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия.

2. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека

6. Роль воспитателя

Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка.

Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом.

Младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться со сверстниками.

Вот как, например, в младшей группе детского сада проходит игра в железную дорогу. Воспитательница помогает детям составить длинный ряд стульев, и пассажиры занимают свои места. Два мальчика, которым захотелось быть машинистом, усаживаются на крайние в ряду стулья, гудят, пыхтят и «ведут» поезд в разные стороны. Ни машинистов, ни пассажиров эта ситуация не смущает и не вызывает желания что-то обсудить.

По выражению Д. Б. Эльконина, младшие дошкольники «играют рядом, а не вместе».

Постепенно общение между детьми становится более интенсивным и продуктивным.

7. Роль воспитателя

В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий им эгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самой игры.

Содержательное обсуждение вопросов, связанных с ролями и контролем за выполнением правил игры, становится возможным благодаря включению детей в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность.

Если по какой-то серьезной причине распадается совместная игра, разлаживается и процесс общения.

8. Воспитатель = внешний контроль

Внешний контроль = внутренний контроль

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка.

Механизм управления своим поведением — подчинение правилам — складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля.

В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок.

Самоконтроль только появляется к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребенку нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре, по напутствию воспитателя.

Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.

Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведение ребенка непосредственно.

• Фрустрация — состояние, вызванное непреодолимыми трудностями, возникшими на пути к достижению цели.

9. Игра и интеллект

В игре коренным образом изменяется позиция ребенка.

Играя, он приобретает возможность смены одной позиции на другую, координации разных точек зрения.

Благодаря децентрации, происходящей в ролевой игре, открывается путь к формированию новых интеллектуальных операций — но уже на следующем возрастном этапе.

10. Игра и интеллект

То, что относительно легко удается ребенку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях взрослых.

Например, играя, дошкольник может долго стоять в позе часового, но ему трудно выполнить аналогичное задание стоять прямо и не двигаться, данное воспитателем.

Хотя в игре содержатся все основные компоненты произвольного поведения, контроль за выполнением игровых действий не может быть вполне сознательным: игра имеет яркую аффективную окрашенность.

Тем не менее, к 7 годам ребенок все больше начинает ориентироваться на нормы и правила; регулирующие его поведение образы становятся более обобщенными (в отличие от образа конкретного персонажа в игре). При наиболее благоприятных вариантах развития детей, к моменту поступления в школу они способны управлять своим поведением в целом, а не только отдельными действиями.

11. Рекомендации для воспитателя

Взрослый – партнер по игре

В игре – минимум игрушек. Допускаются неоформленные предметы-заменители

Акцент на речевой диалог, минимум манипуляций с игрушками

По книге Михайленко Н. Я. и Коротковой Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду

12. Итоги:

Начало новой школьной жизни связано с уходом из привычных условий и комфортной социальной среды. Следующий этап включения в общество для ребенка – это поступление в 1 класс.

К 7 годам ребенок обретает, благодаря игре:

- Произвольность

- Внутренний план действий

- Моральные принципы и внутренний контроль

- Волевые усилия и мотивацию к усвоению новых знаний

Без присутствия игры в ежедневном расписании ребенка-дошкольника

невозможна его успешная социализация и переход в новое, более обширное окружение

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группеСюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему "Сюжетная игра как культурная практика".

Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.

Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевые игры с 3–4 лет»Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевые игры с 3–4 лет» Консультация для педагогов «Играйте в сюжетно- ролевые игры с 3- 4 лет» Вот пришли к нам в группу новые малыши. Настроение у всех разные,.

Консультация для педагогов «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка» Готовность педагога к осуществлению задач логико-математического развития детей дошкольного возраста включает: - осведомленность в целях,.

Консультация для родителей и педагогов «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы»Консультация для родителей и педагогов «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы» В детских садах используется огромное количество различных дидактических и настольных игр для полноценного умственного, речевого и общего.

Консультация для родителей на тему «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка»Консультация для родителей на тему «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» Консультация для родителей на тему: «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» Игра всегда имела, имеет и будет иметь огромное значение.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста» Как известно основным видом деятельности детей дошкольного возраста является – игра. Она имеет огромное значение в формировании личности.

Консультация педагога-психолога «Позитивная психология» Что вы думаете о счастье? Как вы считаете, что делает нас счастливыми? Вероятно, первый ответ, который пришёл вам в голову - “деньги”. Однако.

Значение сюжетно-ролевой игры для развития ребёнка. Консультация В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для педагогов ДОУ от педагога-психолога на тему роли сюжетно-ролевой игры в социализации ребенка-дошкольника (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Краснова Екатерина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для педагогов ДОУ от педагога-психолога на тему роли сюжетно-ролевой игры в социализации ребенка-дошкольника
Опубликовано: 20 ноября 2020 в 12:38
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД