Получи документы

Консультация для педагогов «Дидактические игры для развития фонематических процессов у дошкольников старшего возраста»

Светлана Пожидаева
Консультация для педагогов «Дидактические игры для развития фонематических процессов у дошкольников старшего возраста»

Бесспорно, что игровая деятельность является ведущей для дошкольников. Почему же так часто на своих занятиях, стремясь достичь высоких результатов, мы забываем об этом и заставляем детей выполнять однообразные и скучные упражнения? Неэффективно, и отбивает интерес к учению у будущих первоклассников.

Игра является не только главной сферой самовыражения для ребёнка, но и базой для развития речи.

Во время игры на занятии воцаряется приподнятая, радостная атмосфера. Игра захватывает ребёнка целиком, у него горят глаза, он тянет руку, выпрыгивая со своего места. Как малыш старается быть первым и лучшим!

Публикация «Консультация для педагогов „Дидактические игры для развития фонематических процессов у дошкольников старшего возраста“» размещена в разделах

Дух соревнования, присущий игре, заставляет работать даже самых ленивых. Играя, ребёнок использует приобретённые ранее знания в новых обстоятельствах, решает разнообразные мыслительные задачи: даёт характеристику звукам речи; сравнивает их по акустико-артикуляционным признакам, делает звуковой анализ слов.

Многолетний опыт логопедической работы показывает, что усвоение и закрепление сложнейшего логопедического материала происходит легче и прочнее в условиях различных игровых ситуаций.

Игра оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка: формируются терпение, настойчивость, сопереживание, умение работать в команде; сглаживаются отрицательные черты характера: капризность, обидчивость; создаются условия для развития многих психических процессов: внимания, памяти, логики, зрительного восприятия.

Представленные ниже игры способствуют развитию фонематических процессов у дошкольников и могут использоваться педагогами ДОУ на всех этапах работы.

Дидактические игры:

1. «Машинки»

Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать мелкую моторику.

Оборудование: игрушечная грузовая машинка, мелкие игрушки.

Задание: загрузи в кузов машинки столько игрушек, сколько раз услышишь заданный звук.

2. «Узелки»

Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать мелкую моторику.

Оборудование: шнур.

Задание: завяжи столько узелков, сколько раз услышишь заданный звук.

3. «Пуговицы»

Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать мелкую моторику. Оборудование: наглядное пособие для развития мелкой моторики «Оденем куклу».

Задание: застегни столько пуговиц, сколько раз услышишь заданный звук.

4. «Лошадка»

Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать артикуляционную моторику.

Задание: щёлкни язычком столько раз, сколько раз услышишь заданный звук.

5. «Вертушка (вертолёт)»

Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать длительный плавный выдох.

Оборудование: вертушка для развития дыхания.

Задание: подуй на вертушку столько раз, сколько раз услышишь заданный звук.

6. «Колокольчик»

Цель: научить детей придумывать слова на заданный звук.

Ход игры: дети становятся в круг.

Задание: придумай слово на заданный звук, позвони в колокольчик, передай колокольчик другому (по кругу).

7. «Гаражи»

Цель: научить детей дифференцировать звуки Л-Р.

Оборудование: силуэты машин из картона с наклеенными на них картинками: рак, жираф, радуга, роза, корова, пила, лампа, ландыш, лодка, лыжи. Счётные палочки (или конструктор-лего) для изготовления «гаражей»; на одном «гараже» буква Р, на другом – буква Л.

Задание: возьми машинку, назови картинку, скажи какой звук есть в названии этой картинки: или. Помести машинку в «гараж» с соответствующей буквой.

8. «Птички на дереве»

Цель: научить детей дифференцировать звуки С-Ш.

Оборудование: два дерева из картона с буквами Ш и С, птички из картона с приклеенными на них картинками: шуба, мышь, кошка, душ, шапка, собака, коса, сапоги, нос, сумка.

Ход игры: ребёнок берёт одну птичку, называет картинку, которая приклеена на ней и говорит, какой звук есть в названии этой картинки или, если в названии картинки есть звук, то он помещает её на дерево с буквой -Ш, если в названии картинки есть звук -С, то он помещает её на дерево с буквой -С.

9. «Три медведя»

Цель: научить детей определять позицию звука «К» в слове, работать над просодикой.

Оборудование: фигурки трёх медведей из картона или игрушечные, предметные картинки со звуком в разных позициях: кот, крот, удочка, рак, цыплёнок, лягушка, полка, мак, клевер, щётка, сок, собака.

Ход игры: ребёнок берёт картинку и называет её. Если звук в начале слова, то эту картинку надо подарить Михайло Потаповичу; если звук в середине слова, то эту картинку надо подарить Настасье Петровне; если звук в конце слова, то эту картинку дарим Мишутке. Медведи благодарят и говорят: “Спасибо!”, соответствующими им голосами.

10. «Построй домик»

Цель: научить детей отбирать слова на заданный звук.

Оборудование: предметные картинки на заданный звук, несколько картинок на другие звуки.

Задание: выложить домик из предметных картинок: три этажа и крыша, отбирая только картинки на заданный звук.

11. «Наряди ёлку»

Цель: научить детей определять позицию звука в слове.

Оборудование: трёх ярусная ёлка из картона, шары из цветного картона с приклеенными на них картинками на заданный звук (звук должен находиться в разных позициях).

Ход игры: ребёнок берёт шар, если заданный звук находится в начале слова, то шар с картинкой помещается на нижнем ярусе ёлки; если звук находится в середине слова, то шар помещается на среднем ярусе ёлки; если звук в конце слова, то шар помещается на верхнем ярусе ёлки.

12. «Украшаем ёлку»

Цель: учить детей дифференцировать звуки С-Ш, развивать зрительное восприятие.

Оборудование: ёлка из зелёного картона, «ёлочные украшения»: самолёт, кошка, слон, клюшка, собака, шар, сумка, шишка и т. д. По полю ёлки – силуэты этих предметов чёрного цвета.

Ход игры: ребёнок берёт «ёлочное украшение», называет картинку и какой звук в ней, или, находит на ёлке соответствующий картинке силуэт и помещает её на это место.

13. «Силуэты»

Цель: научить детей определять позицию звука в слове, развивать зрительное восприятие.

Оборудование: предметные картинки: кот, собака, мак (силуэты к ним).

Задание: подобрать к каждой картинке соответствующий ей силуэт. Назвать слово и определить позицию звука в этом слове.

14. «Кубик бросай-слово разбирай»

Оборудование: игровое поле разделено на 9 квадратов, в каждом квадрате картинка: шапка, аист, шуба, маска, слон, кошка, шкаф, сок, мышка; кубик; красные, синие, зелёные фишки (для звукового анализа слов).

Ход игры: ребёнок бросает кубик на игровое поле, называет картинку, на которую он попал и делает звуковой анализ этого слова.

Публикации по теме:

«Дидактические игры по трудовому воспитанию». Консультация для педагогов«Дидактические игры по трудовому воспитанию». Консультация для педагогов «Кто это знает и умеет?» Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий.

Дидактические игры для сенсорного развития дошкольниковДидактические игры для сенсорного развития дошкольников Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников с использованием художественного слова 1. Узнай сказку, потешку, рассказ (по отрывку). Цель: Развивать память детей, внимание, желание и умение по отрывку узнавать сказку, потешку,.

Дидактические игры по математике как средство развития дошкольниковДидактические игры по математике как средство развития дошкольников Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития детей. В.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Игры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализуИгры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализу У меня уже была публикация «Игрушки-шнуровки своими руками». Детям нравится заниматься с яркими, приятными на ощупь шнуровками. Малыши.

Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией»Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией» Цель: познакомить педагогов с понятием «фонематические процессы» у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Педагогов, родителей.

Мягкая развивающая «Умная книга» — средство развития познавательных процессов младших дошкольниковМягкая развивающая «Умная книга» — средство развития познавательных процессов младших дошкольников Мягкая книга Цели:1. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР»Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР» 20 мая 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад No38 «Золотой петушок» было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов.

Весёлые «Звуковички». Дидактическая игра для развития фонематических процессовВесёлые «Звуковички». Дидактическая игра для развития фонематических процессов Нарушения в формировании фонетико-фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняют овладение программой по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Дидактические игры для развития фонематических процессов у дошкольников старшего возраста»
Опубликовано: 23 февраля 2022 в 15:52
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Дидактические игры для развития фонематических процессов у дошкольников старшего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Пожидаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.

9 июня. День друзей. Консультация «Как научить детей дружить»

 В дружеских отношениях нуждаются все. И дети – не исключение. Дружба делает людей счастливее. Рассказываем, как научить ребенка дружить.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД