МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Беседы и консультации с родителями как формы осуществления индивидуального подхода к родителям»

Балаклейская Надежда
Консультация для педагогов «Беседы и консультации с родителями как формы осуществления индивидуального подхода к родителям»

Беседы и консультации с родителями как формы осуществления индивидуального подхода к родителям.

Педагогическое образование родителей предполагает, по мнению

Е. П. Арнаутовой, систематически проводимые и теоретически обоснованные встречи с ними, целью которых является передача знаний, формирование представлений, навыков, умений у матерей и отцов в различных аспектах семейного воспитания.

Публикация «Консультация для педагогов „Беседы и консультации с родителями как формы осуществления индивидуального подхода к родителям“» размещена в разделах

В своей работе мы солидарны с мнением Т. А. Марковой, которая считает, что беседы воспитателя с родителями – наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагогов с семьей, его систематического общения с отцом и матерью ребенка, с другими членами семьи. Беседы помогают разрешить трудности отдельных семей, адресуются конкретным людям и посвящены определенной ситуации, указывала

В. М. Иванова.

Активное участие в беседе и воспитателя, и родителей — сущест-венная особенность данной формы, позволяющая осуществить эффективное воздействие на родителей. Следует также отметить, что ведущая роль в возникновении бесед должна принадлежать воспитателю, поскольку активность воспитателя вызывает ответную активность родителей, считала Т. А. Маркова.

Педагог должен заранее продумать, с чего начнет беседу, какие вопросы задаст родителям, чтобы выявить их понимание обсуждаемых вопросов, отношение к ним. Договариваясь с родителями о времени беседы, воспитатель сообщает ее тему и просит подготовить вопросы, на которые они хотели бы получить ответ, отмечала Т. А. Маркова.

Материал для бесед с родителями дают воспитателю наблюдения за ребенком: за выполнением им правил поведения в коллективе, за отношением к детям, к взрослым и их требованиям, за отношением к деятельности; разговоры с ребенком, выявляющие его знания, представления, мотивы поведения.

По мысли Т. А. Марковой, педагогическая беседа должна быть предельно конкретной и содержательной. Родители должны получить в результате беседы новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольников, беседа должна пробуждать у родителей интерес к педагогическим проблемам, повышать чувство ответственности за воспитание детей.

Важное значение имеет живой характер беседы, дружеский тон, в котором ведется беседа, но это не исключает предъявления воспитателем необходимых требований. Доброжелательность воспитателя, обоснованность его оценок и выводов, которые он делает с позиции интересов ребенка, вызывают у родителей желание откровенно высказывать свое мнение, поделиться впечатлениями, рассказать о поведении ребенка в семье.

Чтобы установить контакт с родителями в процессе беседы, вовлечь их в обсуждение, воспитателю необходимо предусмотреть ряд условий, в частности продумать место и время проведения беседы. Родители должны располагать достаточным временем, чтобы без спешки обсудить намеченные вопросы. Но важно не только войти в контакт с родителями, вызвать у них желание общаться, но и быть искренними в беседе, правдиво отвечать на вопросы. Это удается, если родители видят глубокую заинтересованность исследователя в судьбе ребенка, доброжелательность и вместе с тем эрудицию, способность помочь в воспитании. Во время беседы с родителями не следует вести подробной записи, так как это смущает родителей и тем самым снижает эффективность беседы.

Как справедливо отмечает Т. А. Маркова, воспитатель всегда располагает фактами, положительно характеризующими ребенка. Эти факты обязательно надо приводить в беседах, тогда то отрицательное, что вынужден говорить о ребенке воспитатель, родители воспринимают не так болезненно.

Таким образом, важнейший принципы беседы с родителями : активная позиция педагога, который придает беседе целенаправленность, задает тон, но главная его задача - вызвать собеседника на откровенный разговор. Беседа будет эффективна в том случае, если достигнута двусторонняя активность беседующих и разговор шел с позиции интересов ребенка.

Ж. Р. Березня выделяет особый вид индивидуальной беседы с родителями – типовая беседа. Как отмечает автор, типовая беседа имеет сходство с анкетированием, т. к. проводится по заранее намеченным вопросам.

Подводя итог вышеизложенному, определим ценность индивидуальной беседы в следующем :

- располагает к более открытому разговору обо всех сторонах жизни ребенка;

- помогает воспитателю информировать родителей об изменениях в развитии и поведении их детей;

- дает возможность узнать, какие воспитательные воздействия оказывает семья на ребенка в тот или иной период (поэтому содержание таких бесед определяется поведением ребенка).

Следовательно, беседа является средством установления контактов с родителями, изучения семейного воспитания ребенка и влияния на характер этого воспитания.

Еще одной из форм индивидуальной работы с родителями являются консультации. Консультации для родителей, как считает Т. А. Маркова, по своему характеру близки к беседам. Основная разница состоит в том, что, проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать им квалифицированный совет, чему-то научить. Консультации, как одна из форм индивидуальной, дифферен-цированной работы с родителями, помогает, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой, побуждает, родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты, их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше всего воспитывать. Консультация позволяет обсудить достаточно глубоко какой-то конкретный вопрос, проанализировать его, познакомиться с опытом воспитания других родителей и сделать выводы для воспитания своего ребенка. Тематика консультаций определяется задачами всестороннего воспитания детей и потребностями родителей (какие вопросы они задают, какие трудности испытывают).

Т. А. Маркова отмечала в своих исследованиях, что рекомендации, советы, даваемые родителям, должны быть конкретными, учитывающими условия жизни семьи и индивидуальные особенности ребенка. Каждая консультация должна давать родителям что-то новое, полезное, расширять их педагогические знания. Успех консультации во многом зависит от такта, чуткости и отзывчивости педагога по отношению к родителям, от умения убеждать. Консультация, как и беседа, требует подготовки, так как родителей не удовлетворяют общие ответы. Прежде чем что-то посоветовать родителям, разрешить какое-то их сомнение, педагог должен тщательно изучить тот факт, который заставил родителей обратиться к нему : побеседовать с членами семьи, прочитать соответствующую литературу, подобрать интересные примеры из практики, если потребуется — наглядный материал: детские работы, поделки, книги, иногда даже посетить семью.

При анализе педагогической литературы мы обратили внимание на тот факт, что разные исследователи по-разному относятся к специфике проведения индивидуальных бесед и консультаций. Так, А. С. Спиваковская считает, что в воспитании ребенка каждый родитель – творец, первооткрыватель, что его переживания и раздумья глубоко индивидуальны и неповторимы, и в связи с этим, не нужно давать им готовых рецептов и советов, нужно давать им ориентиры, направления поисков, чтобы родители осознали важность самостоятельной работы, которая заключается в воздействии и изменении не только детей, но и самих себя.

В отличие от А. И. Васильевой, Я. И. Ковальчук считает, что индивидуальные беседы с родителями не должны быть случайными, во время прихода детей или ухода домой. Настоящая беседа требует от воспитателя специальной подготовки материала: сведений о ребенке, о его интересах, поведении, подбора рисунков и поделок. Беседа наедине делает родителей более откровенными и разговорчивыми.

Следует также отметить тот факт, что в работе с родителями педагог сталкивается с родителями разного уровня воспитательных возможностей. Как отмечает О. Л. Зверева, в работе с родителями с высоким уровнем воспитательных возможностей, которых автор относит к 1 группе индивидуальные беседы и консультации проводятся с целью поддержать «положительный» опыт воспитания и стиль внутрисемейных отношений, помочь родителям утвердиться в правильности применяемых методов, способствовать развитию творческого начала в воспитательной деятельности.

В работе с семьей со среднем уровнем воспитательных возможностей

(2 гр.) целью индивидуальных консультаций и бесед является выявление характера испытываемых трудностей, допускаемых ошибок и конкретной помощи по воспитанию. Индивидуальная работа с семьей с низким уровнем воспитательных возможностей (3 гр.) наиболее сложна. По мнению О. Л. Зверевой, типичным для этих родителей является неверие в возможности воспитания. Образуется «порочный круг»-непослушание ребенка, неправильные методы воздействия, неуправляемость ребенка. У родителей укрепляется мнение, что ребенок «трудновоспитуемый», они и ищут у него отрицательные черты, подтверждающие это мнение. В то же время для них характерен консерватизм в отношении собственных воспитательных методов, нет сомнения в их правильности. Некоторые их них отказываются посещать занятия, мотивируя это отсутствием времени, тем, что на занятиях «нового ничего не получишь». С этой категорией родителей следует проводить индивидуальные беседы, выявляя испытываемые трудности в воспитании ребенка, давая конкретные рекомендации, кратко раскрывая содержание проблемных вопросов, советовать чаще анализировать педагогическую деятельность, мотивы поступков ребенка, его реакцию на воспитательные воздействия взрослых. Совместный с родителями анализ их воспитательной деятельности показывает, отмечает О. Л. Зверева недостаток знаний родителей. При углубленной работе воспитателей с родителями у последних возникает интерес. Они чаще обращаются с просьбами ответить на волнующие их вопросы.

О. Л. Зверева, Я. И. Ковальчук считают, что устные консультации лучше проводить в специально назначенный день. Лучше дни и часы согласовать с родителями, так как многие из них заняты на работе в вечернее время, учатся в вечерних вузах и т. д. Иногда возникают и незапланированные консультации, когда родители обращаются с просьбой ответить на вопрос. Не страшно, если воспитатель в чем-то сомневается, не уверен в правильности имеющихся знаний.

Мы солидарны с мнением О. Л. Зверевой, которая рекомендует давать родителям различные советы, инструкции по самонаблюдению, по анализу собственной воспитательной деятельности. Например, можно задать вопросы: «С какими собственными ошибками Вы связываете непослушание ребенка, его капризы и т. д.», «Всегда ли соблюдается в семье единство требований к ребенку?» Родителям следует давать задания - понаблюдать, когда ребенок проявляет непослушание, каким тоном даются ему замечания, как он на них реагирует, идут ли взрослые на уступки и т. д. Можно предложить и ведение дневниковых записей – пусть родители записывают наиболее интересные проявления и пытаются дать им толкования.

В результате проведенных педагогом бесед и консультаций родители могут изменить свое поведение, в частности, методы воздействия на ребенка, например, больше влиять на его чувства, сознание, использовать игровые приемы, опираться на то, что ребенок уже умеет, вселять веру в свои силы. Родители придут к выводу, что им следует чаще критически смотреть на свой опыт воспитания, смотреть на себя «со стороны».

Л. В. Котырло, Т. А. Маркова, считали необходимым отметить важные моменты при проведении индивидуальных бесед и консультаций :

1) необходимо извещать родителей о дне и теме индивидуальных бесед, особенно малоактивным родителям.

2) недопустимы неприязненное или небрежное отношение при встрече, постоянные претензии и упреки, просьбы «принять меры дома по поводу поведения ребенка».

3) важно тщательно продумать содержание и форму беседы и заранее проектировать свое поведение в случае возможных осложнений.

4) следует начинать разговор с характеристики «положительных» сторон ребенка, его добрых побуждений или приобретенных умений.

5) необходимо завоевать расположение собеседника, чтобы найти тактичную форму сообщения о том, что вызывает сомнения, дать совет или предложить искать пути преодоления трудностей.

6) стараться быть терпеливыми и внимательными, щадить самолюбие родителей, нельзя принижать их авторитет, как бы он ни был мал их у воспитании ребенка. Рассматривая вопрос о значении бесед считаем важным подчеркнуть, что беседы с родителями значительно повышают уровень педагогической культуры родителей, у них появляется потребность присматриваться к своему ребенку -его поведению, поступкам, проявляется доброжелательное стремление понять своего ребенка. Такая наблюдательность помогает улавливать внутреннее состояние ребенка, понимать его чувства, разбираться в мотивах поступков, видеть то хорошее, что надо поощрять, и то плохое, что надо исправлять.

Рассмотрев мнение разных исследователей, можно сделать вывод, что индивидуальная беседа является наиболее эффективной формой работы с родителями. Индивидуальная беседа предполагает открытость, конфедециальность, непосредственный контакт, а также еще один из положительных моментов: ее можно провести в удобное для каждого родителя время и не ограничиваться временными рамками. Совместный анализ воспитательной деятельности родителей в ходе беседы может показать родителям недостаток их педагогических знаний, необходимость чаще обращаться с волнующими вопросами к педагогам, а также в ознакомлении с литературой педагогического характера, т. е. формировать потребность в самообразовании в этой области.

Публикации по теме:

Благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе ДОУ, как условие индивидуального подхода к развитию ребенка Педагогический коллектив – это сложная социальная система, в которой, взаимодействуют и сотрудничают люди с самыми различными индивидуальными.

Конспект консультации с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми» Цель: формировать у педагогов установку на толерантное поведение. Задачи: • Актуализировать представления педагогов, связанные с понятием.

Консультации и беседы с родителями «Дружеские отношения взрослых и детей в семье» Консультация для родителей Консультация для родителей на тему: «Дружеские отношения взрослых и детей в семье». Консультация для родителей.

Консультация для педагогов «Наглядные формы работы с родителями» МБДОУ «Иланский детский сад № 50» Консультация для педагогов «НАГЛЯДНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ» Выполнила: педагог-психолог.

Консультация для педагогов «Активные формы взаимодействия воспитателей ДОУ с родителями» Выступление на педагогическом совете Консультация: «Активные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и родителей» Воспитатель: Я. Н. Каткова.

Консультация для педагогов «Формы работы педагога с родителями в ДОУ в соответствии с ФГОС» «Формы работы педагога с родителями в ДОУ в соответствии с ФГОС» Права и обязанности родителей определены: - в статьях 38, 43 Конституции.

Консультация для педагогов «Как установить контакт с родителями ДОУ?» Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей,.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями» Вся система работы в ДОО направлена на принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании ребёнка.

Фотоотчет о семинаре-практикуме для педагогов «Формы взаимодействия с родителями по физическому воспитанию»Фотоотчет о семинаре-практикуме для педагогов «Формы взаимодействия с родителями по физическому воспитанию» Для педагогов ДОУ провела семинар -практикум по теме "Формы взаимодействия с родителями по физическому воспитанию". Изготовила памятки для.

Семинар-практикум «Организация развивающей предметно-пространственной среды как основы индивидуального подхода к детям» Семинар-практикум «Организация развивающей предметно-пространственной среды, как основы индивидуального подхода к детям» Разработали:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Беседы и консультации с родителями как формы осуществления индивидуального подхода к родителям»
Опубликовано: 8 апреля 2018 в 18:56
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД