Папки-передвижки

Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства

Марина Щербина
Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства

Консультация для педагогов

«Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»

«Страна, забывшая культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена на вымирание»

Л. Н. Толстой

Публикация «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства» размещена в разделах

Приобщение к национальной культуре и традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно в этот период необходимо создать условия для раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его творческих возможностей.

И начинать приобщать детей к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Успех в приобщении дошкольников к национальной культуре зависит от выбора форм и методов обучения и воспитания. Сегодня мы говорим о «мини – музее», как об одном из средств развития интереса детей дошкольного возраста к народной культуре и традициям.

Мини-музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Создание «мини - музеев» в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини - музеями». Это название в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Каждый «мини - музей» — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в «мини - музеях» не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.

Цель создания «мини - музея» - это обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями. Только народная культура сможет передать подрастающему поколению самобытность своего народа.

Организация мини-музея в ДОУ решает несколько задач:

• Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;

• Формирование у дошкольников представлений о музее;

• Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами;

• Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;

• Расширение кругозора дошкольников;

• Формирование проектно-исследовательских умений и навыков;

• Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;

• Развитие творческого мышления и воображения;

При создании мини-музея необходимо учитывать следующие моменты:

• в мини-музее могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники и ценные экземпляры;

• небольшие размеры экспозиции;

• определенная ограниченность тематики;

• участие в их создании детей;

• в обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции.

• в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно.

Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

1 этап.

Постановка целей и задач.

2 этап.

Выбор помещения.

Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.

3 этап.

Сбор экспонатов.

4 этап.

Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:

- оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;

- наличие детской мебели для проведения игр, занятий;

- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.

5 этап.

Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.

6 этап.

Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики

7 этап.

Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.

8 этап.

Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.

В нашем «мини - музее» организована выставка декоративно- прикладного творчества, где систематически меняются композиции по разным видам росписи: хохломская роспись, городецкая роспись, гжель и др. Мы привлекаем детей к созданию узоров дымковской и филимоновской росписи. Дети сами рисуют росписи на народных игрушках. Дети узнают, что росписи могут быть не только на игрушках, но и на предметах быта.

В заключение хочу сказать, что использование мини- музея дает возможность реализовать вариативную часть образовательной программы, ориентироваться на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывать его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности. Выполняя свою познавательную функцию, «мини - музей» открывает для детей возможность узнать культуру, историю родной страны и родного края.

Мы активно стараемся пополнять наш «мини - музей» и не останавливаться на достигнутом.

Публикации по теме:

«Цвети, мой край –Мордовия моя». Приобщение детей к национальной культуре«Цвети, мой край –Мордовия моя». Приобщение детей к национальной культуре Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит.

Консультация для родителей «Приобщение ребенка к традициям и культуре родного края» Воспитание ребенка – это не только обучение его основным навыкам и знаниям, но и привитие ему любви к своей родине, культуре и традициям.

Консультация на тему «Приобщение детей к народным традициям» В настоящее время растёт интерес к осмыслению укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощённых в самобытных.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского краяНародные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот' В цетре круга водящий('солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства
Опубликовано: 12 марта 2024 в 21:30
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД