Получи документы

Консультация для педагогов «Роль дидактических, сюжетно-ролевых игр, ситуативных разговоров по формированию основ ЗОЖ»

Елена Ивановна Клёсова
Консультация для педагогов «Роль дидактических, сюжетно-ролевых игр, ситуативных разговоров по формированию основ ЗОЖ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ, НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫХ, СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР, ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ, СИТУАТИВНЫХ РАЗГОВОРОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Здоровье детей в любом обществе является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны. Во многом здоровье человека определяется качеством его питания (особенно в детском возрасте).

В последнее время остро встаёт проблема снижения уровня показателей здоровья детей. К этому, во многом, приводит неправильное питание.

Публикация «Консультация для педагогов „Роль дидактических, сюжетно-ролевых игр, ситуативных разговоров по формированию основ ЗОЖ“» размещена в разделах

Научить человека быть здоровым с детства – вот что сейчас важно!

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков о здоровом питании, о здоровом образе жизни, в том числе осознанную потребность ежедневного применения этих знаний.

Каким же образом привлечь внимание ребенка к вопросу его правильного питания? Как развить интерес и научить детей заботиться о своем здоровье?

Знания формируются в ходе организации совместной образовательной деятельности педагогов и воспитанников, бесед, чтения, рисования, наблюдения, экспериментирования, игр, проектной деятельности детей.

Большое внимание следует уделить игровым приемам с появлением сказочных героев – Айболита, Незнайки, Витаминки и др. Эти персонажи обращаются к ребятам за помощью или просят научить тому, чего не знают. Интересно проходят занятия в форме увлекательного путешествия: ««Путешествие по стране здорового питания», «В стране фруктов» или чудесной мастерской «Приготовление полезного завтрака», «За красивым столом и аппетит просыпается». Не лишними будут занятия на исправления ошибок сказочных героев. Такая деятельность, в которой ребенок является экспертом, активизирует мышление и развивает познавательный интерес. На занятиях должны быть затронуты все стороны и принципы правильного питания.

Игра – это наиболее действенный для дошкольника способ познания и взаимодействия с окружающим миром. Д

Д/и необходимо использовать по формированию основ здорового питания у дошкольников Правила игр должны быть связаны с выполнением ребенком тех или иных правил здорового питания

Дети очень любят играть в настольно - печатные игры:

Д/и «Что лишнее?»

Задача. Определить какой продукт лишний и закрыть его.

Игра - ходилка «Полезно - вредно»

Задача. Помочь герою узнать о вредных и полезных продуктах.

Д/и «Самые полезные продукты»

Тип игры: лото

Задача. Закрепить знания о полезных и менее полезных продуктах.

Д/и «Составь меню»

Тип игры: собрать из частей целое

Задача. Отбирать полезные продукты, готовые блюда и напитки.

Д/и «Что сначала – что потом?»

Тип игры: последовательное выкладывание предметных картинок

Задача. Закрепить представления детей о сложности появления того или иного продукта питания.

Сенсорные дидактические игры :

Д/и «Угадай по запаху». Задача. По запаху или, как вариант, по вкусу отгадать продукт питания.

Д/и «Чудесный мешочек» Задача. Определить на ощупь, какой из продуктов лежит в нем.

Словесные дидактические игры :

Игра «Вредно - полезно» (кубик).

Задача. Назвать полезный или вредный продукт в зависимости от того какая плоскость кубика ему выпадет и объяснить, в чем их польза, а в чем вред.

Игра «Я знаю». Задача. Продолжить цепочку слов по теме.

Игры с мячом:

«Раз, два, три, не зевай, блюдо называй».

В сюжетно-ролевых играх предлагаются различные ситуации, связанные с отработкой навыков и правил поведения за столом, в составлении своего дневного рациона: «Встречаем гостей», «Составим меню для сказочного героя», «Вежливый магазин», «Поварята». Как правило в сюжетно-ролевых играх дети отражают свой жизненный опыт и представление о правильном питании, о семейных традициях в области питании.

В играх соревновательного характера предполагается взаимодействие всех участников: «Кто быстрее соберёт овощи для супа», «Собираем урожай», «Подбери картошку», «Курочки и петухи», «Разложи продукты на разноцветные столы».

Важным методом в формировании основ культуры питания является чтение художественной литературы, которое помогает обогатить словарный запас детей, приобщить к фольклору; учит детей быть вежливыми, гостеприимными; воспитывает культуру поведения за столом и формирует культурно-гигиенические навыки. В работе можно использовать следующие произведения, отражающие тему питания:Б. Гримм «Горшок каши»,В. Сутеев «Яблоко»,С. Погореловский «Слава хлебу!»,Г. Лагздынь «Куклу кормили?», «Просто объеденье!»,О. Дриз «Ну и каша!»,Э. Мошковская «Маша и каша»,С. Капутикян «Кто скорее допьет?»,А. Прокофьев «Вечером»,И. Токмакова «Ай-да суп!»,Тим Собакин «О пользе овсяной каши»,Р. Сеф «О той, у которой много глаз», «Сахар»,Ю. Мориц «Зеленеет лук в воде…», «Пирожок»,С. Погореловский «Хлебушко»,Н. Кончаловская «Показал садовод, нам такой огород»,В. Лунин «Кто с чем дружит»,З. Александрова «Вкусная каша», потешки «Ножками потопали», «Ладушки, ладушки», «Я пеку, пеку, пеку…», «Жили были сто ребят», «На столе салфетки», «У нас много ребят», «Пять проворных пальчиков» и др. А также загадки и пословицы о здоровье, овощах и фруктах, продуктах питания.

Можно проводить различные конкурсы, например, «конкурс рисунков» на тему «Плох обед, если хлеба нет», конкурс «Самая вкусная и полезная каша», «Конкурс знатоков фруктов и овощей», где детям предлагается описать не только внешний вид, но и вкусовые качества продукта; «Овощной ресторан», конкурс – викторина «Знатоки молока», «Что за чудо пирожки?» др.

Можно проводить праздник какого-либо особо важного для здоровья продукта. Например, всем известна польза для детей таких продуктов, как молоко и различные каши. В дошкольном учреждении дети едят их каждый день. Однако не каждый ребенок дома приучен к такому рациону и не заинтересован съесть непривычное блюдо. Многие дети даже не задумываются, из чего получаются эти полезные блюда. Поэтому полезно проводить праздники, посвященные таким полезным продуктам, как каши, молоко, их истории, происхождению, путешествию к столу от зёрнышка до процесса приготовления. После таких мероприятий ни один ребенок не откажется съесть предложенное ему блюдо до конца и сделает это с удовольствием и аппетитом.

Для повышения интереса детей хорошо провести экскурсию на пищеблок. Задачи. Познакомить с профессией повара, расширить знания о здоровой пище, заинтересовать приемом пищи в режимные моменты, воспитывать познавательный интерес к данной сфере: как готовится еда, какие продукты полезно использовать, какие культурно- гигиенические нормы соблюдают повара при приготовлении пищи. Воспитывать уважение к труду повара.

Деятельность детей в таких режимных моментах, как выполнение КГН при подготовке к приему пищи, дежурство и прием пищи закрепляют у детей полученные знания и умение применять их на практике.

Очень важно активизировать исследовательскую деятельность, проведение опытов. Этот вид деятельности развивает у детей инициативу, творчество, побуждает использовать полученные впечатления для решения новых ситуаций. Дети проводят опыты и эксперименты и исследуют состав веществ, продуктов питания, знакомятся с влиянием кислоты на эмаль зубов, учатся определять, есть ли у воды вкус.

Опыт: «Волшебная капуста»

Цель: обнаружить кислоту и щелочь в продуктах на кухне.

Опыт: «Есть ли красители»

Цель: помочь закрепить знания о содержании красящихся веществ в лимонаде, конфетах-дражже.

Опыт «Живые дрожжи».

Цель: познакомить детей с полезными микробами, содержащимися в дрожжах.

Опыт: «Разыскивается крахмал»

Цель: определить содержание крахмала в продуктах питания

Работа в уголке природы. «Витаминный огород»

В результате самостоятельного выращивания полезных культур, содержащих множество витаминов и микроэлементов: лука, петрушки, кресс-салата, у детей углубляются знания о здоровую пищу, появляется интерес употреблять эти продукты в пищу.

В художественной деятельности детям будут интересны создание коллажей, выставки совместной продуктивной деятельности детей и их родителей «Мы за здоровое питание». В продуктивной деятельности дети отображают полученные знания по теме. Готовые изделия, созданные дошкольниками, можно использовать в сюжетно – ролевых играх.

Формированию культуры питания располагает и знакомство ребенка с народными традициями и обычаями народной кухни. Приобщение ребенка к культуре своего народа обеспечивает прочное усвоение традиций в области питания.

Таким образом, активная позиция педагога в организации работы с детьми по формированию здорового отношения к полезной пище способна не только оптимизировать образовательный процесс, но и развивать познавательный и творческий потенциал детей, что будет способствовать формированию осознанного отношения к питанию, как одной из составляющих здорового образа жизни.

Публикации по теме:

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию основ безопасности на прогулке в зимнее время года «ОПАСНОСТИ ЗИМЫ» Цель: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут встретиться им зимой на улице. Оборудование:  картинки-знаки.

Консультация для педагогов «Организация сюжетно-ролевых игр»Консультация для педагогов «Организация сюжетно-ролевых игр» Ни для кого не секрет, что игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре ребенок в ненавязчивой форме узнает много нового, интересного.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-дидактических игр по математике у детей от 5–7 лет» Консультация для родителей на тему " Роль сюжетно-дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей от.

Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте»Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте» Вся жизнь ребенка дошкольного возраста пронизана игрой. Только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Сюжетно-ролевые игры имеют.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация для педагогов «Роль дидактических, сюжетно-ролевых игр, ситуативных разговоров по формированию основ ЗОЖ» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Ивановна Клёсова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для педагогов «Роль дидактических, сюжетно-ролевых игр, ситуативных разговоров по формированию основ ЗОЖ»
Опубликовано: 8 марта 2024 в 18:01
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД