Лучший педагог года

Консультация «Беседа об искусстве как средство развития эстетического отношения действительности старших дошкольников»

Оксана Сёмина
Консультация «Беседа об искусстве как средство развития эстетического отношения действительности старших дошкольников»

На современном этапе развития общества приобщение к эстетической культуре позволяет поддерживать активное формирование самосознания и самоидентичности человека.

Эстетическое воспитание старших дошкольников - это целенаправленное развитие личности, способной воспринимать прекрасное не только в жизни и искусстве, но и умеющей видеть его в окружающей действительности.

Публикация «Консультация „Беседа об искусстве как средство развития эстетического отношения действительности старших дошкольников“» размещена в разделах

Основой эстетического сознания старшего дошкольника является эстетическое восприятие, которое вместе с эстетическими эмоциями представляет собой мотив, пoбуждающий ребенка к совершению действий, удовлетворяющих его эстетические или другие потребности, которые формируются в эстетическом воспитании.

Изучение и анализ сущности эстетического воспитания позволяют вычленить формирование эстетического отношения к миру, к действительности как прямое назначение процесса эстетического воспитания и как одну из его основных функций.

Беседы об искусстве будут способствовать развитию эстетического отношения к действительности у старших дошкольников, если:

отбор произведений для показа будет осуществлен исходя из доступности их содержания для детей;

процесс восприятия произведений искусства будет строиться с опорой на переживание ребенком чувств и эмоций, с последующим их выражением вербальным способом;

педагог будет побуждать детей к эстетической оценке объектов восприятия в сравнении с увиденным в реальной жизни.

Выделены следующие задачи:

рассмотреть развитие эстетического отношения к действительности как педагогическую проблему;

описать особенности эстетического отношения к действительности у старших дошкольников выделить педагогические условия развития эстетического отношения к действительности средствами беседы об искусстве;

провести опытно-экспериментальную работу по развитию эстетического отношения к действительности у старших дошкольников посредством бесед об искусстве;

оценить и интерпретировать результаты опытно-экспериментальной работы.

Исследование проводилось на базе МАДОУ детский сад 19 «Зернышко» п. Зарайский.

Выборку исследования составили 20 детей старшего дошкольного возраста, которые были разделены на две группы.

Контрольная группа – 10 детей

Экспериментальная группа – 10 детей

В качестве диагностического материала была использована методика Ольги Михайловны Дьяченко.

В результате проведенного исследования на констатирующем этапе были получены результаты, свидетельствующие о том, что развитие эстетического отношения к действительности у детей из контрольной группы выше, чем у детей из экспериментальной группы.

Проведенная диагностика показала, что большинство детей старшего дошкольного возраста, не имеет полноты эстетических знаний. Эстетические интересы и потребности низкие, потребности в общении с искусством не прослеживаются. Дети не активны, не умеют создавать образ.

В целом можно сделать вывод о том, что проявление эстетических чувств низкое.

Данное обстоятельство обусловило необходимость проведения формирующей работы по развитию эстетического отношения к действительности у старших дошкольников экспериментальной группы посредством беседы об искусстве.

На данном этапе опытно-экспериментальной работы было разработано тематическое планирование занятий с использованием с использованием бесед об искусстве.

Разговор с детьми об изобразительном искусстве проходил при их самом активном участии. Воспитатель на первом этапе занятия говорил вступительное слов о выставленных произведениях, объяснил детям, что они видят не подлинники, при этом демонстрировалась настоящая картина – распечатанная, или в виде презентации. Давалось время детям рассмотреть репродукции и высказать своё впечатление о них.

Занятия со всей группой детей не исключало индивидуальных разговоров, создавалась обстановка для живых непосредственных высказываний. При обсуждении картин детям воспитатель объяснял и незнакомые им предметы, коротко рассказывал о времени, изображённом художником., использовались стихи, которые соответствовали изображённому на репродукции и были понятны детям.

Занятия вызывали у детей творческий отклик, желание «изобразительно» откликнуться на увиденное, на последующих занятиях предлагалось детям самим нарисовать пейзаж, натюрморт, портрет, жанровую картину, однако, не воспроизводя по памяти, увиденные на занятиях.

С целью определения эффективности проведенной формирующей работы по развитию эстетического отношения к действительности старших дошкольников посредством беседы об искусстве было проведено повторное диагностическое обследование по методике, применяемой на констатирующем этапе исследования.

Мы видим, развития эстетического отношения к действительности старших дошкольников экспериментальной группы на контрольном этапе возрос, т. е дети стали способны давать анализ, оценку тому или иному эстетическому явлению, у них появилась потребность и умение оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекать их из различных источников, творчески их применять.

В контрольной группе позволило выявить, что интерес к эстетическим знаниям этой группы неустойчив, существует множество пробелов. В целом уровень знаний явно недостаточный, чтобы разбираться в явлениях культуры, искусства. Знания отрывочны и совершенно неосновательны. Данная категория старших дошкольников не отличается эстетической зрелостью в суждениях и поступках.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у детей экспериментальной группы старших дошкольников эстетическое отношение к действительности развито лучше.

В экспериментальной группе старших дошкольников наблюдается положительная динамика развития эстетического отношения к действительности, так как высокий уровень увеличился до 30%, а средний снизился до 50%. В контрольной группе старших дошкольников динамики не выявлено.

На основании проведенной опытно-экспериментальной работы был сделан вывод о том, что беседа об искусстве является эффективным средством развития эстетического отношения к действительности старших дошкольников.

Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что беседы об искусстве позволят развить эстетическое отношение к действительности у старших дошкольников полностью подтвердилась. Следовательно, поставленная цель достигнута и решены выдвинутые задачи.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников»Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников» Фотоотчет: «СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ». Основная цель моей педагогической деятельности –.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Консультация «Детский календарь» как средство развития театрализованной деятельности дошкольников в условиях ДОУ и семьи»Консультация «Детский календарь» как средство развития театрализованной деятельности дошкольников в условиях ДОУ и семьи» «Воспитывает все:люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги». Макаренко А. С.

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников»Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников» У детской литературы сегодня много «соперников» — мультфильмы, детские телепрограммы, компьютерные игры. В отличие от художественного произведения.

Консультация «Игры с песком как средство разностороннего развития дошкольников»Консультация «Игры с песком как средство разностороннего развития дошкольников» Игры с песком занимают важное место в жизни детей. Песок нередко на них действует как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они.

Оформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковОформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольников Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковВ этом году мы набрали новую группу малышей и поведем их до школьного.

Использование игровых технологий в процессе художественно — эстетического развития дошкольников В связи с введением «Федеральных государственных образовательных стандартов Дошкольного Образования активизировался поиск современных технологий.

Презентация «Декупаж как средство развития эстетического вкуса детей» Тема: ДЕКУПАЖ как средство развития эстетического вкуса детей МБДОУ д/с №17 г. Славянска на Кубани Воспитатель Е. А. Землянская Детство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Беседа об искусстве как средство развития эстетического отношения действительности старших дошкольников»
Опубликовано: 16 сентября 2020 в 12:51
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Беседа об искусстве как средство развития эстетического отношения действительности старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Сёмина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД