Папки-передвижки

Консультация «Бабушка как объект исследования»

Бобкова Елена
Консультация «Бабушка как объект исследования»

Бабушка – как объект исследования

В России, в отличие от многих других стран, бабушка — это целое социальное явление. Какие же они, бабушки? Чем обусловлено их поведение в семье? Как использовать их потенциал во благо детям.

В отечественной психологии исследование вклада бабушек в жизнь семьи детей и взаимоотношений бабушек с внуками проведено общественным центром. В исследовании участвовали женщины, проживающие в Москве и небольших городах Московской области, в возрасте от 40 до 85 лет, имеющие внуков. Учитывался ряд параметров: возраст бабушек, образование, совместное или раздельное проживание с детьми, факт продолжения трудовой деятельности, характер родственных связей (внуки от сына или дочери, частотаконтактов, возраст внуков. Специально разработанная анкета включала вопросы о совместных занятиях бабушек с внуками; о представлениях бабушек о воспитании внуков; о системе поощрений и наказаний внуков; о надеждах на будущее, о помощи детям в воспитании внуков; о том, где внуки учатся хорошему и дурному; о доле участия старшего поколения в воспитании внуков; о причинах беспокойства за внуков; о конфликтах с детьми; о роли в семье, которую отводит себе старшее поколение.

Публикация «Консультация „Бабушка как объект исследования“» размещена в разделах

На основании анализа полученных данных выделены три основных типа бабушек : «формальная»,или «обычная»; «активная», или «увлеченная»; «далекая», или «-отстраненная», «символическая».

«Обычные бабушки»принимают участие в уходе за внуками и их воспитании, однако под воспитанием скорее подразумевают помощь в бытовом уходе за ребенком (приготовление обедов, кормление, гуляние, купание и т. д.) и/или материальное обеспечение семьи. Согласно проведенному опросу; каждая вторая бабушка относится к типу «обычной». Она вместе с внуками смотрит телевизионные передачи, читает им, гуляет с ними, летом, как правило, проводит время вместе (например, на даче). В приготовлении уроков, играх, культурном просвещении внуков бабушки этого типа участвуют незначительно. Они поощряют внуков: хвалят, обнимают, целуют, покупают мороженое, сладости, фрукты, игрушки. При этом обычно делают это «просто так» или «за хорошее поведение, за то, что она маленькая. В качестве наказаний «в случаях плохого поведения», не общаться с внуками или поругать.

«Активные», «увлеченные бабушки»имеют высокую степень вовлеченности в досуг и проблемы своих внуков. О ни заботятся о внуках, балуют их, играют с ними, ходят в театры и на выставки, что требует больше усилий, моральных и физических. «Увлеченные бабушки» чаще отмечают и поддерживают у внуков проявления доброты, сочувствия, помощи; чувствительны к моментам, когда внукам требуется поддержка, ободрение. .В качестве наказания за «вранье, лень и грубость» ругают и запрещают смотреть телевизор или ходить а гости, могут дать подзатыльник или перестать общаться, то есть они проявляют большую активность в наказаниях по сравнению с бабушками предыдущего типа и считают, что имеют на это право.

«Далекие», «отстраненные бабушки» затрачивают на внуков гораздо меньше времени. Внуки таких бабушек с рождения воспитывались или только родителями, или с помощью старшего поколения с «Другой стороны» то есть бабушки «отстраненного» типа не имеют обязанностей по отношению к внукам. В высказываниях «отстраненных бабушек» часто встречаются противоречия. Такая бабушка, например, считает, что ее главная роль в семье- воспитание внуков, но под воспитанием она подразумевает только чтение и прогулки на свежем воздухе. Утверждая, что у нее есть обязанности по отношению к внуку, она видится с ним один- два раза в году, При этом телефонные разговоры становятся единственным видом совместной деятельности. Проведенное исследование позволило наметить этапы прародительства и описать динамику семейной жизни пожилых женщин на разных стадиях жизненного цикла.

Первый этап- «молодая бабушка» - начинается для женщины в возрасте 47-51 года. Как правило она продолжает активно трудиться, однако берет на себя долговременные обязанности по уходу и/ или помощи в уходе за внуками по мере сил и возможностей; становиться «обычной» бабушкой, реже «активной» или «далекой». В основном занимается обслуживанием семьи и внуков, то есть «кормлением», «прогулками» и прочими делами, которые имеют хозяйственно-бытовую направленность, помогает материально. «Молодая бабушка» редко проживает одиноко, чаще с мужем или вместе с детьми и внуками.

Именно в группе «молодых бабушек» наблюдается подмеченная в повседневной жизни закономерность: внуки от дочери «ближе», чем от сыновей, и бабушки внуков от дочери больше вовлечены в их жизнь, чаще с ними встречаются. Внуки растут, «молодые бабушки» и дальше не перестают помогать детям, хотя объем выполняемых дел уменьшается. Оптимально соотношение возраста (до 65 лет) и возраста внука (до 11 лет) для максимального развертывания «бабушкинской деятельность».

Второй этап- «старая бабушка»- наступает после того, как внук достигает 10-11 лет, бабушке обычно 58-62 года. Если она имеет несколько внуков, то часто остается в группе «молодых» до тех пор, пока младшему не исполниться 10 -11 лет. Появляется новый вид общения с внуками, более равноправный. Выход на пенсию, особенно в большом городе, оказывает влияние на характер отношений с внуками, и часть «обычных» бабушек, преимущественно со средним образованием, переходит в категорию «активных» Некоторые же на этом этапе отдаляются; как правило, это женщины, живущие в мегаполисе и имеющие более высокий уровень образования. Те, кто с первого этапа занимал позицию «отдаленной»или «увлеченной» бабушки, редко ее изменяют (при сохранении условий проживания). Если «молодую бабушку» больше волнует здоровье внука, то у «старой» появляются тревоги и опасения в отношении его образования, выбора будущей профессии, друзей, любимых, будущего в целом. На этой стадии уже не имеет особого значения, от кого внуки – от дочери или сына. Она больше, чем «молодая бабушка», заинтересована в сохранении семейных традиций, ценностей и в этом видит свою основную роль в семье.

Третий этап - «Пожилая женщина», «старая женщина»- начинается после достижения внуками 18- летнего возраста, когда у взрослых детей и выросших внуков появляются обязанности по отношению к старшим членам семьи, нуждающимся теперь в помощи и уходе в связи с ухудшением здоровья. На этой стадии происходит «переворот ролей»- меняется баланс независимости и автономии членов семьи.

Таким образом, этапы прародительства зависят от возраста внуков, социального статусы пожилых женщин и состояния их здоровья. Основной вывод исследования заключается в том. что вклад старшего поколения в семейную жизнь и спектр ролей зависит не только от возраста, образования, условий проживания пожилого человека и видов родственных связей, но так же от социальных и личностных норм жизни, от общественных потребностей и ожиданий.

Представление о пожилых, о своем ролевом поведении сходны с представлениями других половозрастных групп. Поэтому все выделенные типы бабушек вполне отвечают ожиданиям общества. Однако решение, к какому именно типу примкнет та или иная бабушка опосредованно личностными факторами, личными нормами бабушек.

Анализ подходов к рассмотрению проблемы взаимоотношений разных поколений в семье, показывает, что она скорее поставлена, сформулирована, чем исследована и решена. Связь между поколениями, преемственность опыта имеют важнейшее значение, хотя и не всегда осознаются с самими членами семьи, детьми и внуками.

Публикации по теме:

Арт-объект «Обезьянки-акробатки» к проекту «Газетный дизайн» (подготовительная группа)Арт-объект «Обезьянки-акробатки» к проекту «Газетный дизайн» (подготовительная группа) Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию проектную деятельность "Газетного дизайна" арт-объект "Обезьянки-акробатки".ТЕМА: «Обезьянки».

Фотоотчет «Эксперименты, исследования юных дошкольников»Фотоотчет «Эксперименты, исследования юных дошкольников» Дети любят волшебство, их привлекает все необычное интересное, неизведанное. Мы знаем, что детство это пора поисков ответов на самые разные.

Методики исследования самооценки ребенка Методика 1. «Вербальная диагностика самооценки личности» (Н. П. Фетискин) С целью исследования психологических особенностей самооценки единственного.

Мониторинг по результатам исследования детско-родительских отношений В феврале 2016г. было проведено исследование эмоциональной стороны отношений родителей с детьми. В опросе приняли участие 41 человек. В.

Фотоотчёт «Наши опыты, эксперименты, исследования»Фотоотчёт «Наши опыты, эксперименты, исследования» Опыт №1. «Воздух, воздух, появись!» Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки. - Дети, вы слышали, что воздух носит шапку- невидимку.

Объект экологической тропы «Муравейник» Конспект образовательной игровой ситуации для детей средней группы Задачи образовательные: - углублять знания детей о муравьях, их внешнем.

Организация и методы исследования Экспериментальная работа включала в себя констатирующий эксперимент. Исследование проводилось на базе МБДОУ№442. Целью констатирующего эксперимента.

Проведение исследования экологической ситуации на тему «Мусор» Детский сад является первым звеном в системе непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед всеми педагогами стоит задача.

Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического.

Экскурсия на экологический объект «Муравейник». Экскурсия на экологический объект «Муравейник». Цель: углублять знания детей о муравьях, их внешнем виде, их образе жизни. Развивать.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация «Бабушка как объект исследования» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Бобкова Елена на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация «Бабушка как объект исследования»
Опубликовано: 20 октября 2017 в 09:24
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД