Получи документы

Конспект занятия «Живая земля»

Пахомова Света
Конспект занятия «Живая земля»

конспект "Живая земля".

I. Содержательно-целевой компонент:

Цель: Формирование у детей основ экологической культуры.

Задачи:

1. Обучающие: познакомить детей с составом земли (то, почему мы ходим);

песок, глина, почва; дать знания о некоторых свойствах земли, глины, почвы.

2. Развивающие: упражнять в умении сравнивать, анализировать; формировать у детей познавательную активность, интерес к объектам неживой природы.

Публикация «Конспект занятия „Живая земля“» размещена в разделах

3. Воспитательные: воспитывать любовь к земле.

Словарная работа: почва, воздух, увеличительное стекло (лупа, лаборатория, опыт, плодородная, перегной, минеральные соли.

Обогащение словаря: минеральные соли, перегной, лупа.

Активизация словаря: сыпучий, пластичный, рыхлый, геолог, пустыня, плодо-родная.

Индивидуальная работа с детьми.

Интеграция в целостный образовательный процесс: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Связь с интегрирующей комплексно-тематической темой работы на неделю.

II. Организационно - деятельностный компонент

Материалы и оборудование:

-Мисочки с песком; глиной, почвой.

Вода, ложечка для воды.

Салфетки, коктельные трубочки.

Поднос для смешивания

Д/и «Откуда эта горсть земли».

Подготовка к НОД:

Предварительная работа: работа в уголке природы (рыхление, полив); чтение и загадывание загадок о почве, на прогулке наблюдения за почвой, песком;

Беседа на тему: «Подземные жители», текст физкультминутки - Кизил М. В.

Дидактическая игра «Откуда эта горсть земли - Губина Г. Н. и Кизил М. В.

Этапы реализации содержания НОД

Структурный компонент Действия воспитателя Действия детей

I. Эмоционально - мотивационный компонент

I. Вводная часть: (мотивация, установка на предстоящую деятельность)

Время реализации Воспитатель:

-Ребята! Сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать; если угадаете - вы поймете, о чём мы будем говорить на занятии.

И топчут её, и режут её

–она не серчает,

Добром отвечает.

Кто нам общая мать? (Земля). ответы детей

II. Организационно-деятельностный компонент

Основная часть

Время реализации

20 мин. Воспитатель:

-Сегодня мы с вами поговорим о земле. О той самой земле, по ко-торой мы ходим.

-Почему говорят, что она всем добром отвечает?

-Почему землю называют мать-земля, матушка?

-Какая земля? (твёрдая, крепкая, надёжная)

Так что же делает землю такой твёрдой? Почему всё на ней рас-тет? Из чего состоит земля? На все эти вопросы мы с вами по-стараемся ответить сегодня.

Но для этого я вам предлагаю превратиться в учёных. Хотите?

-А чем занимаются учёные? (ис-следуют, наблюдают, делают опыты).

Экспериментирование

(Форма организации - парами)

-Учёным нужна лаборатория для опытов. Представьте, что это наша лаборатория

-Ваша задача сегодня - работать вдвоём, договариваться, помогать друг другу.

-На каждом столе лежат предметы для исследования, снимите салфетки, посмотрите, что там лежит?

-Что вы узнали быстрее всего? С чего мы начнём?

-Сначала исследуем ПЕСОК.

Рассмотрите его внимательно. Из чего состоит песок? Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они? Возьмите песок пальцами и посыпьте в мисочку, какой он? (сыпучий).

-А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось?

-В песке все песчинки лежат от-дельно друг от друга.

-А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете? Куда девалась вода? Мокрый песок сыпучий?

-Из какого песка легче делать постройки - из мокрого или сухого?

-А кто из вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка в одном месте? Просто целое море песка. Там очень жарко, мало растительности и растут кактусы, колючки, живут ящерицы, верблюды…

(Пустыни)

Воспитатель:

Вывод: Песок состоит из множества маленьких песчинок, все они разные, если приглядеться к ним получше. Песок сыпучий, если сухой, ветер легко может передвигать песчинки. Но если его намочить - песчинки слипаются, прилипают к рукам. По песку тяжело передвигаться - ноги утопают, песок забивается в обувь.

Физкультминутка.

Повторить 2 раза.

РАЗ - и стану я Землёй,

- Посмотрите я какой.

Очень сильный, очень крепкий,

Очень добрый и большой.

Два - и вмиг я глиной стану,

На ботинки к вам пристану,

Если дождик во дворе

- Не ходите вы по мне!

Три - сейчас я холм зыбучий,

Очень жёлтый и сыпучий,

Осторожней, люди, будьте,

Если вы не на верблюде!

А четыре - камни мы,

Крепкие ребята.

И бросать в окошко нас,

Никому не надо.

Пять - я почва - верхний слой,

Дружат травы все со мной,

И деревья, и кусты,

Червяки, жуки, кроты.

Всем живущим говорю:

"Чтите матушку свою!"

Воспитатель:

-Что мы будем исследовать дальше?

-Давайте исследуем ГЛИНУ. Как вы догадались, что это глина? Внимательно рассмотрите её.

-Какая она? (тверда, состоит из множества крохотных частичек, которые крепко держатся друг за друга).

-Может это не глина, а камни?

-Давайте нальём немного воды и посмотрим, что получилось?

-Куда делась вода? Как изменилась глина? (стала пластичной, мягкой - из неё можно лепить)

-Давным-давно, люди узнали об этом свойстве глины и научились лепить из неё посуду. Посуду лепили на огне, и она становилась твёрдой и водонепроницаемой.

Воспитатель:

Вывод: Глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твёрдая, но если её намочить, она становится мягкой, пластичной. После дождя по глине тяжело ходить - она прилипает к обуви, на ней легко поскользнуться. Из глины лепят посуду, используют в строительстве. Дымковская, Филимоновкая игрушки сделаны из глины.

Продолжение экспериментирования

Ну а теперь последняя мисочка. Что в ней?

В этой мисочке - ПОЧВА.

Рассмотрите её внимательно, что вы видите, из чего состоит поч-ва?

Почва образуется из погибших растений, животных, насекомых. В ней много еды для растений, именно она и вода, находящаяся в земле. Видите, как интересно!

Налейте в мисочку немного воды. Что получилось?

Вывод: Почва - самая плодотворная часть земли, образуется из погибших растений и животных. В почве, если внимательно присмотреться, можно увидеть семена растений. Располагается сверху земной поверхности.

Мы с вами исследовали составные части ЗЕМЛИ. Назовите их.

А давайте попробуем всё содержимое ваших мисочек высыпать на поднос и перемешать.

Что получилось? (земля).

Все эти части необходимы земле. Почему?

Молодцы, вы были хорошими учёными.

-Люди часто называют землю «кормилица», «Матушка-земля». Почему?

Если земля плодородная, то на ней возрастают цветы, сады, леса.

Земля - Это ещё и название наше планеты.

Давайте теперь скажем «Матушке Земле» несколько добрых слов или пожеланий. И тогда эта обычная земля превратится в волшебную.

«ЖИВУЮ ЗЕМЛЮ», на которой всё оживает. Только говорить давайте про себя.

Ну, а теперь поиграем!

Игра: «Откуда эта горсть земли ответы детей (твёрдая, крепкая, надёжная)

Дети слушают

Надевают спецодежду и рас-саживаются за столы

Дети садятся по 2 человека за стол. На столах стоят (4 мисоч-ки - с песком, глиной, почвой)

Дети перечисляют

Ответы детей (сыпучий)

Выполнения заданий

Выводы детей

Игра

Ответы детей

Рассматривание

Опыты

выводы детей

Опыты детей

(частички тёмного цвета, сухие листочки, веточки и т. д.)

Ответы (вода впиталась, почва стала влажной)

ответы детей

Дети говорят добрые слова Земле. Поднос накрывается салфеткой

Результативно-оценочный компонент

Заключительная часть

Время реализации

5мин.

Вы сегодня молодцы, хорошо занимались. Теперь, выходя на улицу и видя землю у себя под ногами, вы, может быть, посмотрите на неё по - другому.

А теперь давайте посмотрим на мой поднос

Беру поднос, снимаю салфетку - из земли видны молодые побеги.

(Поднос подменили во время игры.)

Посмотрите! Что это! Как вы думаете, что произошло?

-Своими добрыми словами и пожеланиями вы оживили землю.

Сегодня мы узнали много нового о земле, о её свойствах.

Вы были не только учёными, но и волшебниками!

Вам понравилось?

Занятие окончено.

Предполагаемые ответы детей

ответы детей

Публикации по теме:

Конспект занятия по экологии «Живая и неживая природа»Конспект занятия по экологии «Живая и неживая природа» Уважаемые коллеги, приглашаю вас на занятие по экологии "Живая и неживая природе, об их взаимосвязи. Задачи: 1. Расширять представление о.

Фотоотчет «Почва — живая земля»Фотоотчет «Почва — живая земля» Скоро закончится учебный год у детей моей подготовительной группы. Воспитанники проходят подготовку к школе по всем направлениям, но особенно.

Конспект открытого занятия «Земля — наш общий дом» Конспект занятия «Земля – наш общий дом». Интеграция образовательных областей: 1. Познание. 2. Коммуникация. 3. Художественная литература.

Конспект занятия «Земля-наш общий дом» для подготовительной группыКонспект занятия «Земля-наш общий дом» для подготовительной группы Цель: Показать, что планета Земля, человек, природа - это единое целое. Задачи: Образовательные: расширение представления детей о том, что.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Живая вода» в младшей группеКонспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Живая вода» в младшей группе Цель: познакомить детей со значением воды для роста растений. Задачи: - формировать умение выявлять отношения между объектами окружающего.

Конспект занятия по рисованию «Наша планета — Земля»Конспект занятия по рисованию «Наша планета — Земля» Цель: создание условий для развития инициативы и самостоятельности в ходе продуктивной деятельности. Задачи: -способствовать формированию.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Живая земля» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Живая земля» (старший дошкольный возраст) Цель: закрепить знания о почве методом опытно-экспериментальной деятельности; Задачи: — формировать у детей представление о значении почвы.

Конспект занятия «Земля — живая планета». Цель. Уточнить представления о Солнечной системе. Сформировать элементарное представление о силе притяжения (на основе опытов). Рассказать.

Мастер-класс по энкаустике «Земля — живая планета» к Дню Земли на МAAMМастер-класс по энкаустике «Земля — живая планета» к Дню Земли на МAAM Энкаустика - нетрадиционная техника изображения. С её помощью можно нарисовать практически всё, главное не бояться. Предлагаю вашему вниманию.

Конспект занятия «Земля — наш дом! Дерево в жизни человека»Конспект занятия «Земля — наш дом! Дерево в жизни человека» Цель: Углублять и совершенствовать знания детей о Земле и о природе. Задачи: - закреплять знания о Земле; - о значении деревьев в жизни.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия «Живая земля» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Пахомова Света на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия «Живая земля»
Опубликовано: 21 января 2023 в 19:27
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД