Лучший педагог года

Конспект занятия «Зимующие птицы нашего края»

Елена Горбунова
Конспект занятия «Зимующие птицы нашего края»

Конспект занятия «Зимующие птицы нашего края»

Цель: формирование представлений детей о зимующих птицах нашего края.

Задачи:

Публикация «Конспект занятия „Зимующие птицы нашего края“» размещена в разделах

Образовательные: уточнять и расширять представления детей о зимующих птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания; учить находить признаки сходства и различия.

Развивающие: активизировать внимание, память и мышление.

Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к природе родного края; воспитывать доброжелательное отношение к птицам; вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Оборудование: запись птичьих голосов, картинка с изображением улетающих на юг птиц, картинки с изображением зимующих птиц, кормушка, корм для птиц, перья, плакат «Кормим птиц зимой», фишки для викторины, эмблемы «Знатоки птиц».

Ход занятия.

Воспитатель: - Дети, послушайте внимательно эти звуки. (Дети слушают голоса птиц). Кого вы слышите? Правильно, это птичьи голоса. Эти звуки можно услышать в лесу летом. Но сейчас лес спит, не шумит. Почему же не слышно птичьих голосов? (Ответы детей).

Конечно. Одни птицы улетели в тёплые края. (Воспитатель показывает картинку с изображением улетающих на юг птиц). А другие перебрались поближе к человеку, чтобы рядом с ним было легче пережить зиму.

Как называют птиц, которые улетают в тёплые края? (Ответ детей)

Правильно, перелётные.

А как называют птиц, которые остаются на зиму в наших краях. (Ответ детей) Зимующие.

- Отгадайте следующие загадки.

(Дети отгадывают загадки, а воспитатель вывешивает на доску картинки с изображением птиц).

1. Птичка - невеличка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает. (Воробей)

2. Непоседа - невеличка,

Желтогруденькая птичка.

Ем я сало и пшеничку,

А зовут меня (синичка).

3. Эта птица болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья - белобока,

А зовут её (сорока).

4. Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зелёных кронах.

А зовут её (ворона).

5. Я в берете ярко - красном,

В серой курточке атласной,

Я деревьям всем приятель,

А зовут меня все (дятел).

6. Покрупнее воробья,

Вам встречаюсь часто я.

Я со стаею летаю,

Всюду крошки собираю,

Семечки люблю клевать

И с подружкой ворковать.

За свой нрав миролюбивый

Называюсь птицей мира. (Голубь).

7. Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это - … (снегири).

- Молодцы! Отгадали все загадки. Скажите, пожалуйста, а почему снегиря я расположила немного в стороне от остальных птиц? Правильно, эта замечательная птица живёт в северных странах, а к нам прилетает зимой и очень любит ягоды рябины.

- Дети, как вы думаете, что для птиц страшнее холод или голод? (ответы детей)

Да, для птиц страшнее голод. У вас на столах лежат перья птиц, давайте их рассмотрим. Любое перо имеет очин, стержень и опахала. Перья птиц очень плотно прилегают друг к другу и образуют тёплую «шубку». Поэтому птицам легче пережить холод, чем голод. Если у птиц в самую суровую зиму будет корм, то это спасёт их от гибели. Птиц называют пернатыми. Как вы думаете почему? (Ответы детей)

Да, птиц так называют из-за наличия перьев. Мы с вами сделали вывод, что для птиц голод страшнее холода. Легко ли птицам добывать корм зимой? Тяжело. А мы можем помочь зимующим птицам? (Ответы детей)

Конечно. (Воспитатель вывешивает картинку «Кормим птиц зимой» и показывает кормушку). Кормушку ещё называют птичьей столовой. Кормиться сюда прилетают и воробьи, и синицы, и голуби.

- Что мы можем положить в кормушку? (Ответы детей). Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс и пшено клюют только воробьи, для них также годятся крошки пшеничного хлеба. Не рекомендуется класть в кормушку большие куски хлеба. Синицы, кроме семян, очень любят сырое несолёное сало или мясо, которое необходимо выкладывать маленькими кусочками. Голуби любят крошки хлеба, семечки. Ворона - всеядная птица. Сорока любит полакомиться семенами растений, ягодами и фруктами. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи. Кормушку необходимо регулярно чистить. Возле кормушек нельзя бросать пакеты, банки, в которых приносите корм. Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был всегда. Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. Если мы с вами позаботимся о птицах зимой, то летом птицы позаботятся о наших садах, лесах и парках.

- Послушайте стихотворение З. Александровой «Новая столовая».

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краёв -

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

Давайте сейчас отдохнем и поиграем в подвижную игру.

Подвижная игра «Десять птичек – стайка»

- А сейчас я хочу рассказать интересные факты из жизни зимующих птиц.

Воробьи - весёлые, быстрые птицы. Они не умеют ходить, переставлять ноги, поэтому прыгают. В Китае случился экологический взрыв из-за этой птицы. Воробьёв в этой стране стало очень много, и люди начали их истреблять в большом количестве. В результате гусеницы стали уничтожать деревья, деревья погибали. Пришлось завозить этих птичек из России. Воробья назвали воробьём, потому что он воровал зёрна, а люди бегали за ним и кричали: «Вора бей!»

Синица - подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. На голове у неё синяя шапочка, спина имеет синий отлив. За цвет оперения птица и получила своё название. Синица - птица небольших размеров, с сильными лапками, коротким коническим клювом. Бегать по земле синицы не умеют, в отличие от настоящих наземных птиц. Зато, подобно воробьям, умеют скакать.

Дятел - птица умная. Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи - любимая добыча этой птицы. У дятла очень длинный язык. Языком из всяческих уголков он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред. Ведь не зря его называют «лесным доктором». Весной он любит лакомиться сладким березовым соком, но делает это осторожно, не нанося дереву вреда.

Ворона - хитрая, ловкая и находчивая птица. Если она находит сухую корку хлеба, то кладёт её в лужу на некоторое время, чтобы та размокла. А чтобы расколоть орех, эта хитрая птица бросает его под машину или кладёт на железнодорожные рельсы. Вороны не только громко каркают, но и умеют подражать, например, собачьему лаю, смеху человека. Ворона всеядна - поедает жуков и других насекомых, улиток, ящериц, лягушек, рыб, мелких грызунов, клюет зерна и даже может кормиться из мусорных баков - костями, остатками еды человека.

Голубь - символ мира. Очень давно, когда не было почты, телеграфов, голубей использовали для передачи записок, писем. Это была голубиная почта. К лапкам голубя привязывали записку или письмо и отправляли по назначению. Затем голубь возвращался с ответом. Глаза у голубей очень выносливые. Их не ослепляет ни яркий свет, ни вспышки лазеров. Голубь с голубкой очень преданы друг другу всю жизнь.

Сорока - удивительная птица. Все черное у сороки: и голова, и крылья, и хвост, а вот бока белые. За это её и называют «белобокой». Особенно красив у сороки хвост: длинный, прямой, с красивым зеленоватым отливом. За своё белое оперение, похожее на сорочку, сороку и назвали «сорокой». Сороки любопытны, они всегда там, где что-то происходит: сидят высоко в ветвях деревьев и громкими голосами комментируют случившееся. У этих птиц характерный голос - резкое стрекотание, похоже на “Ча - ча - ча”. А вот “воровкой” сороку называют потому, что ей нравится все яркое, блестящее. Добычу сороки несут в гнездо. Там часто можно найти кусочки проволоки, стекла, блестящие пуговицы и бусинки, даже чайные ложки и очки.

У снегиря, важного и гордого, ярко - красная грудка, черная шапочка, белые полоски на крыльях. Когда снегирь взлетает с ветки, кажется, на солнце вспыхивают два зеркальца. Но такими щеголями выглядят только папы - снегири. Снегири - мамы гораздо скромнее. Все снегири неутомимые путешественники: всю осень и зиму они проводят в странствиях, перелают с дерева на дерево, ищут ягоды рябины, бузины, ясеня, клена т. д. Чуть подкрепились, передохнули и вновь замелькали в припорошенных снегом перелесках. Название этой птицы происходит от слова «снег».

- Вот такие уникальные птицы живут рядом с нами.

- А сейчас давайте проведем небольшую викторину «Знатоки птиц».

Викторина «Знатоки птиц».

Соревноваться будут две команды «Воробьи» и «Синицы». За правильный ответ команда получает фишку. В конце викторины я посчитаю фишки, и мы узнаем, какая команда выиграла.

Вопросы викторины.

1. Какую птицу называют «лесным доктором? (Дятел)

2. Какая птица любит воровать блестящие предметы? (Сорока)

3. Название какой птицы происходит от природного явления? (Снегирь)

4. Зачем дятлу нужен длинный клюв? (Чтобы доставать из стволов деревьев насекомых)

5. Какая птица любит сало или мясо? (Синица)

6. Почему воробья назвали воробьём? (Он воровал зёрна, а люди бегали за ним и кричали: «Вора бей!»)

7. Почему сороку назвали сорокой? (За белое оперение, похожее на сорочку)

8. Какие зимующие птицы не умеют ходить, а умеют только прыгать? (Воробьи, синицы)

9. Почему птиц называют пернатыми? (Их тела покрывают перья)

10. У какой птицы название происходит от цвета её перьев? (Синица)

(Воспитатель определяет победителя, а затем вручает всем детям эмблемы «Знатоки птиц»)

- А сейчас послушайте стихотворение «Покормите птиц зимой».

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

А сейчас я предлагаю вам разукрасить зимующих птиц и оформить альбом «Птицы родного края».

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в ДОУ «Птицы нашего края»Конспект интегрированного занятия в ДОУ «Птицы нашего края» Никитина Светлана Викторовна, воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №40 «Русалочка»,.

Исследовательский проект учащегося 3 класса «Зимующие птицы нашего края»Исследовательский проект учащегося 3 класса «Зимующие птицы нашего края» Цель проекта: Расширить знания детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним. Задачи:•.

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Зимующие птицы нашего края» Конспект интегрированного занятия в средней группе «Зимующие птицы нашего края». Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная,.

Конспект НОД для старшей группы «Птицы нашего края» Образовательная область «Познавательное развитие» Цель:уточнить представление детей о птицах нашего края,упражнять в умение классифицировать.

Конспект НОД по рисованию «Птицы нашего края»» в подготовительной группеКонспект НОД по рисованию «Птицы нашего края»» в подготовительной группе Цель: Закрепить знания детей о воробье через творчество. Задачи: Образовательные: систематизировать знания детей о птицах, закрепить представления.

Конспект занятия «Птицы нашего края»Конспект занятия «Птицы нашего края» "Птицы нашего края"Программное содержание. Расширять знания детей о разнообразии мира пернатых. Учить узнавать и правильно называть птиц,.

Краткосрочный проект «Зимующие птицы нашего края» для старшей дошкольной группы детского сада Краткосрочный проект «Зимующие птицы нашего края» для старшей дошкольной группы детского сада. Введение Составитель: Храпатая Любовь Алексеевна,.

Проект «Зимующие птицы нашего края» в старшей группе Проект «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ» в старшей группе Воспитатель Смирнова Л. А. Тип проекта : познавательно - исследовательский, групповой,.

Викторина «Зимующие птицы нашего края» в старшей группеВикторина «Зимующие птицы нашего края» в старшей группе Викторина «Птицы нашего края» для детей старшей группы Цель: закрепление представлений детей старшего возраста о жизни птиц родного края.

Экологический проект «Зимующие птицы нашего края» в старшей группеЭкологический проект «Зимующие птицы нашего края» в старшей группе Тип проекта:информационный, групповой, краткосрочный- 1неделя. Цель: расширение и систематизация представлений детей о зимующих птицах,.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия «Зимующие птицы нашего края» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Горбунова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия «Зимующие птицы нашего края»
Опубликовано: 27 января 2023 в 20:21
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД