МААМ-картинки

Конспект занятия с элементами ТРИЗ «Воронья каша»

Гульнара Файзуллина
Конспект занятия с элементами ТРИЗ «Воронья каша»

Конспект занятия

«Воронья каша»

(Использование элементов ТРИЗ при проведении праздника «Карга туй»)

Цель: познакомить детей с особенностью башкирского народного праздника «Воронья каша».

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с обычаями и традициями празднования «Вороньей каши»;

Развивающие:

Развивать речь, воображение и творческое мышление;

Воспитательные:

Публикация «Конспект занятия с элементами ТРИЗ „Воронья каша“» размещена в разделах

Воспитывать интерес к своим корням, к истории башкирского народа, его традициям.

Оборудование: сундук с продуктами, казанок, ветка дерева, разноцветные ленточки, тюбетейка, башкирский женский костюм, 2 маски грачей, презентация праздника «Воронья каша».

Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение, наглядные методы (демонстрация иллюстраций, предметов быта, подвижная игра «Юрта»; словесная игра по ТРИЗ ««Отгадай, что лежит в сундуке», метод фокальных объектов, башкирская народная игра “Тюбетейка”

Ход:

Звучит башкирская мелодия. Дети проходят, встают в круг.

- Здравствуйте, детишки:

Девчонки и мальчишки.

Спасибо, что мимо не прошли

Ко мне в гости зашли.

Проходите, не стесняйтесь,

Поудобнее располагайтесь!

Дети здороваются.

- Как много хороших и добрых слов вы сказали, а в ответ получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. «Чем больше человек делает добро, тем больше он его получает».

Воспитатель:

- За морем теплее, а у нас светлее.

На чужой стороне Родина милее вдвойне.

Где кто родился, там и пригодится.

- О чём эти пословицы? (о Родине, о России). (Дети объясняют смысл пословиц).

Воспитатель: Это были пословицы, а теперь вспомним стихи о нашей любимой Родине.

Чтение стихов.

Башкирия – привольная земля!

Нет лучше края для меня

И в ясный день и в непогоду

Мне дорога твоя природа!

Твои леса, поля и горы

Равнины, реки, берега

Небес волшебных бирюза

Летящий ласковый простор

Всё радует, ласкает взор!

В степях колышется ковыль,

Коней табун вздымает пыль

Средь гор здесь города растут

Народы разные живут.

А нефтяные вышки в ряд

На страже мира все стоят,

Богатая и щедра земля –

Бескрайняя Башкирия моя!

Такой красы нигде я не видал,

Жаль не художник, всё б нарисовал!

Воспитатель: Это были стихи о Родине. Ребята, а в какой стране мы живём?

Дети: В России.

Воспитатель: В какой Республике мы живём?

Дети: Башкортостане.

Воспитатель: Значит, Родина - где мы родились и там, где мы живём. Да, наша Республика Башкортостан огромна, есть реки и озёра, горы и леса. Населяют Башкортостан люди разных национальностей. Ребята, перечислите, люди каких национальностей проживают в Башкортостане.

Дети: русские, башкиры, татары, марийцы, чуваши, мордва, азербайджанцы и т. д.

Воспитатель: Ну - ка, ребята разных национальностей встанем и дружно о Родине нашей песню споём!

Дети встают полукругом.

Ребё нок: Холмы, перелески, луга и поля - Родная зелёная наша Земля.

Земля, где я сделал свой первый шажок,

Где вышел, когда -то к развилке дорог.

И понял, что это раздолье полей

Частица великой Отчизны моей! (Диана)

Исполняется песня «Отчизна»

- Вот сегодня я хочу поговорить с вами об обычаях и традициях проведения праздников у башкирского народа.

Обычаи и праздники соблюдают и по сей день. Назовите башкирские праздники, которые вы знаете?

Дети: (Ответы детей)

- Вспомните, в каких из них вам приходилось участвовать? (Сабантуй, Навруз). Многие из этих праздников родились ещё в древности — несколько столетий или даже тысячу лет назад. Ни один праздник башкирского народа не проходил без игры Давайте мы с вами поиграем в игру «Юрта». (2 раза, (физминутка).

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, старинный бабушкин сундук. Он очень большой и в нём хранится много добра!

Сколько интересного может рассказать содержимое сундука. Поиграем в игру

«Отгадай, что лежит в сундуке» (ТРИЗ «Да-Нет»)

Правила игры: Задается вопрос ребенком, на который можно отвечать «да», «нет». Дети должны четко знать, что первый вопрос игры – о принадлежности предмета к одному из миров: - Это предмет рукотворного (природного) мира?

(Открываем сундук, а там продукты: пшено, масло, молоко).

Ребята, неспроста эти продукты в нашем сундуке. Давайте присядем на подушечки, и я вам расскажу. Посмотрите на экран (презентация праздника, показ слайдов).

У башкирского народа проводится праздник «Карга боткасы». Это праздник встречи весны. А что происходит весной в природе?

Дети: Тает снег, появляются первые подснежники, прилетают птицы и т. д. Воспитатель: Какие птицы прилетают?

Дети: Скворцы, ласточки, грачи, журавли, жаворонки, кукушка и т. д. Воспитатель: Правильно, именно с прилётом грачей начиналась весна так думали в древности башкиры. Поэтому в честь прилёта птиц устраивали праздник «Карга боткасы». Давайте вместе скажем: «Карга боткасы». Переводится «Воронья каша». В этот день красиво одевали детей и отправляли их собирать с каждого дома продукты. Какие продукты собирали дети?

Дети: крупа, молоко, масло, сахар, яйца.

Воспитатель: Своими закличками они выражали хозяевам благопожелания и требовали угощения! А вы знаете что такое заклички?

Дети: Жадный на праздник не пойдёт, но дома покоя не найдёт.

Воспитатель: Иди на праздник Каргатуй, повеселись и потанцуй. И этими закличками они зазывали всех на праздник. Народ собирался на возвышенности, зажигался костёр и в большом казане готовили кашу. Пока бабушки готовили вкусную кашу, дети и молодые девушки веселились, песни пели, танцевали, разные игры играли. Мы с вами тоже поиграем в игру.

Башкирская народная игра “Тюбетейка”.

Задания во время игры: 1-ый ребенок рассказывает стихотворение, 2-ой ребенок проводит пальчиковую игру, 3-ий ребенок танцует (или коллективный танец).

Воспитатель: Послушайте стихотворение Кодиненко Г. и скажите, о чем идет речь?

Черный грач – чернее ночи,

Утомился, как рабочий:

Он за плугом днем ходил,

Клювом червяков ловил.

Воспитатель: Какой звук чаще встречается в стихотворении? (ответы детей) На какой звук заканчивается слово грач (Ч) Звук Ч, произнесём его все вместе.

Воспитатель: Ребята, а грач – животное или насекомое?

Дети: Птица.

Воспитатель: Молодцы. Птицы разные бывают. Прилетают, улетают… Но куда или откуда? Что за птица? Может, чудо? Кто раскроет мне секрет, интересный даст ответ? (ответы детей)

Воспитатель: Много знаете вы птиц, и где живут, и что делают, чем питаются.

Воспитатель: Ребята, а какие ещё вы знаете слова со звуком «Ч». Чайка, птица, а ещё? (ответы детей)

Использование метода фокальных объектов (МФО). В фокусе рассматривается слово «птица». Детям предлагается вспомнить слова со звуком «Ч». Затем дети подбирают определения к названным словам (например, червяк какой? и т. д.). Затем определения подставляют к слову «птица» и выбирают наиболее необычное словосочетание.

Последующие вопросы:

- Где живёт?

- Что любит делать?

- С кем дружит?

- Что с ними однажды случилось?

- Что было дальше?

- Чем всё закончилось?

Ответы детей воспитатель схематически зарисовывает на доске.

Воспитатель: По традиции башкиры обвешивали голые ветки деревьев различными предметами, как бы предсказывая природе благополучие, пышное цветение. Вспоминая эту традицию, дети завязывали ленточки с пожеланиями, чтобы на земле был мир, никогда не было войн, вовремя шли дожди, были хорошие урожаи, чтобы всегда светило солнце, пели птицы, зеленела трава, чтобы нe было пожаров, не гибли деревья и звери в лесу, чтобы планета цвела. Призвали всех быть милосердными к природе, матушке Земле. Давайте и мы с вами последуем этой традиции и завяжем свои ленточки с пожеланиями.

Подойдите и выберите себе понравившуюся ленточку и по очереди привяжем их к дереву. Молодцы. И я тоже хочу привязать свою ленточку. Ребята, вот сколько Добрых пожеланий мы услышали друг от друга.

Воспитатель: После шумного веселья всех звали к костру и начали раздавать кашу. Но сначала кашу дарили природе.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в чей дар отдавалась первая порция?

Дети: Земле - с пожеланием всем мира, покоя и богатого урожая.

Воспитатель: Чему вторая порция отдавалась?

Дети: Воде. Чтобы вода смогла сохранить живность на земле.

Воспитатель: третья?

Дети: Небу - чтобы было много солнечных дней, и вовремя шли дожди. Воспитатель: Как вы думаете, четвёртая порция кому была дарована?

Дети: Воронам, как благодарность за принесённую весну.

Воспитатель: После этого каша раздавалась всем, кто присутствовал на празднике. Вот и я хочу сегодня вас угостить такой кашей.

Вкусная каша? (Да).

Воспитатель: (пока раздаётся каша) На вечерней прогулке мы подарим Земле, небу, птицам эту кашу.

- Ну вот, наша встреча подошла к концу. С каким праздником мы с вами сегодня познакомились? Когда и где проводится этот праздник?

- Что вам больше всего понравилось, запомнилось?

- Ребята, сегодня вечером, когда вы придете домой, вы обязательно расскажите родителям о празднике «Воронья каша».

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ во второй младшей группе «Вышла курочка гулять»Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ во второй младшей группе «Вышла курочка гулять» Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ во второй младшей группе по теме: "Вышла курочка гулять". Воспитатель.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ «Животные жарких стран» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ «Животные жарких стран» во второй младшей группе Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ во второй младшей группе по теме: "Животные жарких стран!" Цель:.

Конспект бинарной НОД по речевому развитию с элементами ТРИЗ в логопедической группе «Фруктовая семья»Конспект бинарной НОД по речевому развитию с элементами ТРИЗ в логопедической группе «Фруктовая семья» ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА.

Конспект НОД интегрированного занятия «Каша для мышки»Конспект НОД интегрированного занятия «Каша для мышки» Конспект НОД интегрированного занятия в первой младшей группе «Каша для мышки» Цель: Познакомить детей с процессом приготовления пшенной.

Конспект НОД с элементами ТРИЗ-технолигии и с использованием ИКТ «Заколдованная весна» (подготовительная группа) Старший дошкольный возраст Цикл занятий с элементами ТРИЗ под общим названием «Путешествие во временах года». В цикле предлагаемых занятий.

Конспект НОД с элементами ТРИЗ в старшей группе «Транспорт»Конспект НОД с элементами ТРИЗ в старшей группе «Транспорт» Конспект НОД Познавательное развитие (расширение кругозора) с элементами ТРИЗ в старшей группе Тема «Транспорт» Программное содержание:.

Конспект НОД в старшей группе по речевому развитию с элементами ТРИЗ-ОТСМ-ртв «В мире удивительных растений» .

Конспект занятия «Каша-матушка наша» Цель. Формировать представление о полезных для здоровья свойствах круп и крупяных изделий; совершенствовать диалогическую и монологическую.

Конспект занятия в старшей группе с элементами ТРИЗ «Наши помощники — органы чувств»Конспект занятия в старшей группе с элементами ТРИЗ «Наши помощники — органы чувств» Конспект занятия в старшей группе с элементами ТРИЗ «Наши помощники-органы чувств» Васильева Елена Федоровна. Цель: .Сформировать у детей.

Конспект НОД с элементами ТРИЗ для детей старшей группы «Лучики здоровья»Конспект НОД с элементами ТРИЗ для детей старшей группы «Лучики здоровья» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад №36» ИЗОБИЛЬНЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ (МКДОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия с элементами ТРИЗ «Воронья каша»
Опубликовано: 27 марта 2022 в 17:57
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия с элементами ТРИЗ «Воронья каша»» (включая файлы) размещена пользователем Гульнара Файзуллина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД