Папки-передвижки

Конспект занятия «Как у нас на Тихом Дону» в средней группе

Александра Игнатенко
Конспект занятия «Как у нас на Тихом Дону» в средней группе

«Как у нас на тихом Дону»

конспект занятия в средней группе

Автор: воспитатель Игнатенко А. Н.

Цель – создать условия для приобщения детей к культуре Донского края.

Задачи:

• Формировать у детей представления об истории казачества, традициях и быте донских казаков; продолжать знакомить с казачьими песнями, пословицами, играми.

• Развивать познавательный интерес к истории своего народа; обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями.

Публикация «Конспект занятия „Как у нас на Тихом Дону“ в средней группе» размещена в разделах

• Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ.

Предварительная работа: беседы о быте казаков; о воспитании мальчиков; рассматривание иллюстраций с изображением жизни казаков; экскурсия в школьный музей; рассматривание казачьей одежды; разучивание игр: «Калачи», «Ручеёк» ; разучивание песен.

Оборудование: картинки по тексту, шаблоны казачьей одежды, цветные карандаши, аудио записи с казачьими песнями.

Словарная работа: казак, курень, стряпная,чирики.

Ход:

Воспитатель приглашает детей встать в круг и взяться за руки.

-Ребята, я очень рада, что мы сегодня все вместе и у нас хорошее настроение. Я предлагаю вам встать в круг и поприветствовать друг друга. Почувствуйте тепло рук своего друга и улыбнитесь.

(Художественное слово).

Воспитатель рассказывает стихотворение «Родина» В. Степанова.

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём,

И берёзы у дороги,

По которым мы идём.

Что мы родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём!

Воспитатель: Ребята, а в каком краю мы с вами живём (ответы детей)

Сегодня наше занятие посвящено нашему родному краю -Донскому краю. Каждый из нас, живущий в Донском крае, должен знать его историю, гордиться ею, любить свою малую родину. Поэтому мы поведем речь сегодня о донском казачестве, о его быте, обычаях, традициях.

(На фоне песни ”Степь, да степь кругом”).

Воспитатель: Давным-давно, вдоль берега реки Дон стали селиться беглые крепостные люди, которые работали на помещиков от зари до зари, но не могли прокормить свои семьи. Бежали они в степи, где было много дичи, селились на островах, около реки Дон, в которой было много рыбы. Так в старинных грамотах употреблялось название Земля донских казаков, а потом она стала называться - Земля Войска Донского, а вольные люди-казаками. Казак – воин, защитник границы, потому что казаки жили на окраине южных границ России, в Диком поле, и надо было им защищаться от набегов кочевников, турок, крымских татар.

В казачье братство вступали представители русского, украинского, белорусского, польского, татарского, турецкого, калмыцкого и других народов, и это оказывало влияние на своеобразный тип донского казака. Да, трудной была жизнь казаков, и эти условия наложили свой отпечаток на культуру казачества – быт, устройство городков, жилищ, одежду, обычаи и обряды.

Ребята, что вы знаете о культуре донских казаков? (Ответы детей)

С самого рождения казак был воином. Казаки в своих сыновьях воспитывали смелость, ловкость, смекалку. Когда маленькому казачонку исполнялось 1,5 года, отец брал сына на руки, надевал на него шашку, сажал к себе на коня. Про казаков в народе говорили: «Донской казак хват, силой, удалью богат». А вы знаете пословицы о казаках?

«Хлеб да вода – казачья еда»

«На Дону закон такой – всех врагов с земли долой»

«Казак без коня, что солдат без ружья»

-Ребята, как вы понимаете смысл пословиц?

Ребята, знаете ли вы, как назывались жилища казаков? (ответы детей) Первые жилища казаков, землянки, строились на скорую руку, их обносили плетнём, вдоль сажали кусты терновника и насыпали земляной вал. Казаки не заботились о красоте имущества и жизненном удобстве своих жилищ. При нашествии сильного врага казаки без сожаления оставляли свои жилища, а потом за неделю выстраивали новые.

В результате более оседлого образа жизни казаков появились курени. Первые курени были на сваях, так как весной Дон разливался и мог затопить дом.

Шли годы, казаки больше общались с русскими, украинцами. Каждый год 2 раза ездили они в Москву. Проезжая по русской земле, казаки знакомились с бытом и жизнью русских людей, да и многие были родом из России. Казаки заимствовали элементы быта. Да и спокойнее стало на Дону, прекратились нападения со стороны кочевых народов, у них образовались государства. Казаки могли теперь устраивать свой быт.

Теперь казаки селятся на берегах Дона, других рек, им не надо ставить сваи, теперь на подворье казака находился баз для скота, амбары, хозяйственные постройки, потому что теперь казаки занимались земледелием и скотоводством.

У зажиточных казаков появились 2-хэтажные, каменные курени с балконами-балясниками. В доме были «верхи» (2-й этаж) и «низы» (1-й этаж).

В первой комнате, прихожей, стояли топчан и табурет с ведром воды, а над топчаном висела жердочка для полотенца.

В следующей комнате, стряпной, была печь-грубка, вдоль стен стояли лавки, в углах – полочки, заполненные различной кухонной утварью.

В третьей комнате, горнице или зале, которая, несмотря на скромную обстановку, всегда имела нарядный вид, принимали и потчевали гостей, служили молебны, панихиды.

В горнице, в красном углу, находились иконы, в простенке, между окнами, стоял стол, накрытый скатертью. В одном углу – горка с красиво расставленной посудой, на полу стоял сундук, окованный железом – «скрыня». На стенах развешивали сбрую, оружие – шашки, сабли, ружья, пистолеты, иногда старинные, переходившие от дедов и прадедов.

Казаки, прежде всего, были воинами. Поэтому в сыновьях они воспитывали смелость, ловкость, находчивость, смекалку. В семье ребенка не называли мальчиком, а казаком, казачьим сыном.

Трехлетние казачата уже сами ездили верхом на коне по двору, а пяти лет скакали без седла по улице, по степи. В 8 лет казачок свободно управлял каюком и вместе со старшими ездил на охоту и рыбную ловлю. Быстро и ловко лазали казачата по деревьям, смело переплывали Дон, метко стреляли из ружей.

Я предлагаю поиграть в казачью игру «Калачи»

Игра «КАЛАЧИ»

Дети становятся в три круга. Двигаются хороводным шагом по кругу и при этом произносят слова:

Бай- качи – качи – качи!

Глянь – баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи!

По окончании слов игроки бегают врассыпную по одному по площадке. На слова «Найди свой калач!» возвращаются в свой круг. При повторении игры могут меняться местами в кругах.

(Воспитатель показывает кукол в старинной казачьей одежде)

- А теперь посмотрите на старинную одежду донских казаков.

У казаков длинный мундир темно-синего цвета. Шаровары, отделанные красным кантом, заправлялись в сапоги. Головными уборами служили папахи и фуражки.

Старинный наряд казачек сочетал длинную юбку и кофточки с оборкой по нижнему краю. Они имели воротник стойку, длинные рукава и застежку на мелкие пуговицы, располагавшуюся спереди. Женским головным убором считался колпак - тканый мешочек. С повседневными и праздничными костюмами надевали фартуки – «завески». Обувь - высокие ботинки со шнуровкой, плотно облегающие ногу, на невысоком изогнутом каблуке или самодельные чирики - туфли на жесткой подошве с широким каблуком и тупым носком.

Казаки очень трепетно относились к своему внешнему виду и одежде, учили этому сыновей. Настоящий казак носит только свою одежду и пристально следит за ее чистотой, он не может быть грязным и неаккуратным.

Ребята, я предлагаю вам раскрасить шаблоны казачьей одежды.

(Самостоятельная работа детей, индивидуальная работа).

Донской край испокон считался песенным краем. И я предлагаю вам, ребята, исполнить казачью песню «Пчёлочка златая»

Итог занятия

Сегодня вы узнали много нового о казаках. Предлагаю поиграть и вспомнить, о чем я вам рассказала.

Игра: «Папаху одеваю — на вопросы отвечаю!»

Воспитатель надевает на ребёнка шапку (папаху) и задаё т вопросы:

• Кто такой казак? (воин, защитник)

• Как называется дом, в котором живут казаки? (курень)

• Чем занимались казаки? (выращивали хлеб, разводили скотину, служили Отечеству)

• В каком возрасте мальчика сажали на коня? (в 3 года)

• Какая комната называется стряпной? (в которой готовили еду) .

. Как называется самодельная обувь казачки? (чирики)

Воспитатель: донские казаки до сих пор чтят традиции своих предков.

И мы с вами должны гордиться и беречь историю донского края.

России малая частица,

Земля, похожая на рай.

Простор степей, поля пшеницы-

Всё это ты – Донской наш край!

Публикации по теме:

«День урожая в Ростове-на-Дону»«День урожая в Ростове-на-Дону» Праздник урожая — праздник, посвящённый собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы:.

Конспект беседы о Ростове-на-Дону в старшей группе в День города МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №186 План беседы Тема: «За что я люблю свой город Ростов – на - Дону».

Фоторепортаж «Выставка народного творчества на Дону»Фоторепортаж «Выставка народного творчества на Дону» 5 апреля 2019 года в нашем районном доме культуры проходила выставка «2019г. - год народного творчества на Дону». Про выставку узнала от.

Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе в средней группе «Бабушка Яга в гостях у детей» Цель: Закрепить знания детей о весне и типичных весенних явлениях в природе. Развивать умение подбирать слова-признаки, антонимы. Упражнять.

Конспект-сценарий «​Как у нас-то было на тихом Дону» Цель : формировать представления детей о жизни их предков – донских казаков; познакомить с обычаями, традициями, бытом донских.

Конспект занятия «Праздничное мероприятие, посвященное Дню города Ростова-на-Дону» «Праздничное мероприятие, посвященное дню города Ростова-на-Дону» Составила: Горничева А. В. Ведущий. Праздник здесь у нас прекрасный. Ну.

Конспект занятия во второй младшей группе «Мой родной город Ростов-на-Дону» Конспект занятия во второй младшей группе на тему: «Мой родной город Ростов-на-Дону». Цель: -познакомить детей с историей возникновения.

Мастер-классы по выполнению стенгазет к Дню рождения города Ростова-на-Дону в подготовительной группеМастер-классы по выполнению стенгазет к Дню рождения города Ростова-на-Дону в подготовительной группе Мастер- классы к дню рождения города Ростова-на-Дону. Материалы: -Ватман или лист А-3; -цветные фломастеры; -простой карандаш и цветные;.

Педагогический проект в средней группе «Мой дом — мой город Ростов-на-Дону»Педагогический проект в средней группе «Мой дом — мой город Ростов-на-Дону» Педагогический проект в средней группе №2 МБДОУ № 276 Воспитатель группы Жевагина Т. А. «Мой дом - мой город»Предлагаю вашему вниманию педагогический.

Сценарий осеннего утренника «Ярмарка на Дону» в подготовительной группе Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе компенсирующей направленности № 8 на тему: «Ярмарка на Дону» Выходит девочка и мальчик.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия «Как у нас на Тихом Дону» в средней группе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Александра Игнатенко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия «Как у нас на Тихом Дону» в средней группе
Опубликовано: 16 ноября 2019 в 17:52
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД