Получи документы

Конспект занятия в подготовительной группе «Масленица»

Наталья Акишина
Конспект занятия в подготовительной группе «Масленица»

Конспект занятия в подготовительной группе «Наша Масленица»

Цель: дать детям представление о народном празднике – Масленица.

Задачи:

- Знакомить детей с русским народным фольклором, историей, традициями, русского народа.

- Развивать все виды памяти, обогащать и активизировать словарный запас.

- Воспитывать уважение и патриотическое отношение к истории русских традиций, любовь к родному краю.

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Масленица“» размещена в разделах

Оборудование: русская народная музыка и песни; репродукции картин русских художников; иллюстративный, фото, видео материалы; рисунки; логоритмическое упражнение «Дом и ворота»; заклички; чучело Масленицы, карусель с лентами.

Ход занятия:

Воспитатель: - Дети, какое, сейчас, время года? (весна)

- Какой народный праздник мы отмечаем в начале марта? (Масленица)

- Что это за праздник (Это время, когда зима встречается с весной).

- Что является символом Масленицы (блин).

- Почему? Правильно, ребята! В начале марта люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленицы. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица - это праздник встречи с солнышком.

Воспитатель: Ребята, к празднику все готовы? (Да).

Ну, тогда ворота отворяйте, да гостей привечайте!

Логоритмическое упражнение «Дом и ворота»

На поляне дом стоит, (Пальцы обеих рук делают "крышу").

Ну, а к дому путь закрыт. (Руки повернуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются, большие - вверх - "ворота").

Мы ворота открываем, (Ладони разворачиваются.)

Всех вас в гости приглашаем. (Кланяются гостям. Дети садятся.)

Воспитатель: К нам масленица идет кривошейка,

Встретим мы ее хорошенько.

Мы сегодня позабавимся,

На весёлой карусели покатаемся!

Ленточками украсим,

Ленточками не простыми,

Ленточками праздничными.

Что ни ленточка - то денёчек

Сколько дней в неделе, столько и ленточек.

(Воспитатель показывает яркий обруч и 7 разноцветных лент)

- Издревне люди в деревнях к празднику сооружали соломенное чучело Масленицы, и по улицам торжественно его катали на санях. Нужно и нам позаботиться, все как положено сделать. (Вносят чучело Масленицы на санках)

Физкультминутка «Малечена-калечина»

Выбирается ведущий. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку. Все произносят такие слова и одновременно катают между ладошек палочку.

Малечена-калечина, сколько часов осталось до вечера, до зимнего?

После слов "До зимнего?" ставят палочку на ладонь. Как только поставят палочки, ведущий считает: "Раз, два, три, … десять". Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.

Воспитатель: В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать.

(Дети читают стихи)

1-й: Широкая Масленица – Сырная неделя!

Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.

Печь блины и развлекаться будем всю неделю,

Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

2-й: Дорогая наша Масленица!

Дуня белая, Дуня румяная!

Коса длинная, трёхаршинная!

Лента алая, двуполтинная!

3-й:Платок беленький, новомодненький!

Лапти частые, головастые!

Ух, красавица!

4-й: Ой, Масленица, протянися!

Ты за дуб, за колоду зацепися!

Ой, сказали - нашей Масленице семь годков,

А всего у Масленицы семь деньков.

Воспитатель: Ребята, а как называются семь деньков нашей Масленицы – семь дней недели? (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье)

Итак, начинается Масленица в понедельник — первый день недели — «Встреча Масленицы». Пекли маленький блин и давали детям. Блин на солнышке грели и приговаривали такие слова:

"Уходи, зима сопливая, приходи, лето красное, с сохою, с бороною, с колосочками".

(Привязаваем вместе с детьми ленту к карусели, проговаривая слова) .

— Второй день — вторник, звался «Заигрыши».

В этот день начинали собираться игрища да потехи.

Вот и мы с вами поиграем в игру «Крыночки».

(Показываю детям крынку и объясняю её назначение) В таких крынках хранили молоко и сметанку. Для игры нам надо выбрать котика, который любит полакомиться сметанкой.

Считалка: Шё л котик через мост:

Вот и лыпы, вот и хвост.

Вот глаза, а вот и грудь,

Выходи, водящим будь!

На выбранного котика одеваем шапочку.

— Вы все будете крыночками, садитесь в круг. Я вас накрою платочками, чтобы котик не добрался до молока и сметаны. А когда кот заберёт у вас платочки, и вы услышите слова: «А за это — кулачок!», догоняйте его и отбирайте платочки. (Тот из детей, кто оказался самым ловким в игре, привязывает ленту к карусели.)

— Третий день — среда «Лакомка».

— Ребята, а кого или что можно назвать лакомкой? (ответы детей). Понятно. Это когда что-нибудь вкусненькое. Любите вкусненькое? Вас тоже можно назвать лакомками. А у тебя, Масленица, и корзинка полная! На всех хватит. Карусель соберём, а потом и за лакомство примемся. Масленица — кривошейка, Встретим мы тебя хорошенько!

С блинцами, С каравайцами, С вареничками!

(Проговаривая слова вместе с детьми, привязать третью ленточку)

— О русской Масленице сохранилась поговорка: «Не житьё, а масленица». Как вы понимаете эту поговорку? (ответы детей). Так говорили потому, что на масленой неделе все ходили друг к другу в гости, угощались блинами с маслом, мёдом и сметаной вволю.

— Четвёртый день — «Широкий четверг», «Широкая масленица». Еда вся - блинная. Разноцветные пекли блины: с морковкой - оранжевые, из гречневой муки, со свеклой - красные, зеленые - с сушеной крапивой. В этот день веселились, устраивали ярмарки, катание с гор, а песни, да частушки звенели с утра до вечера.

(Подготовленные дети поют частушки, остальные подпевают) :

Эй, девчонки — хохотушки, Возле речки, возле быстрой

Запевайте-ка частушки, Все фиалочки растут.

Запевайте поскорей, Без частушек прожить можно,

Чтоб порадовать гостей! Да чего — то не живут.

Воспитатель — В этот день ещё устраивали соревнования. А ну-ка кто складнее, да быстрее скороговорку выговорит! Только такой уговор: важно скоро сказать да только важнее — правильно.

Скороговорка: «Из печи калачи в окошко мечи».

— Слово «мечи» — значит бросать метко. Кто лучше скажет, тот и привяжет ленту к карусели.

— Пятница — «Тёщины вечеринки». Вся семья на блины к бабушке шла.

(Воспитатель сама привязывает ленту к карусели).

— Суббота — «Золовкины посиделки» В эти дни к тетям и дядям шли на блины, звали к себе в гости и угощали всякими вкусностями.

(Воспитатель сама привязывает ленту к карусели)

— А в воскресенье — «Проводы Масленицы» и «Прощёный день». Дети шли к родителям и со словами: «Прости меня, пожалуй, если в чём виноват перед тобой», кланялись друг другу и целовались.

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица.

Ты прощай, прощай,

Наша широкая.

Ты пришла с добром,

Со блинами, пирогами

Да со оладьями.

Мы катаемся с горы

От зари и до зари,

А сегодня, в воскресенье,

Наше кончилось веселье.

Прощай, прощай,

Наша Масленица!

После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.

А прощёным этот день назывался не только потому, что просили друг у друга прощения, но и прощались с зимой и звали весну:

Приходи, весна! Приходи, красна!

Давай солнышко — колоколнышко,

Приноси урожай в наш родимый край!

— Давайте вместе позовём весну закличкой.

(Привязываем последнюю ленту.)

— Давайте — ка прощаться, за последнюю игру приниматься.

Воспитатель отмечает, что дети были внимательны на занятии, дружно и активно участвовали в украшении карусели.

Игра «Карусель»

Еле — еле — еле — еле

Завертелись карусели

А потом кругом — кругом,

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише не спешите,

Карусель остановите.

Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра.

Воспитатель: Вот пора заканчивать, Масленицу сжигать.

Угощу вас блинами.

А теперь, взрослые и детвора, всем на улицу пора!

На улице сжигают Масленицу и кричат :

Гори, гори ясно, чтобы не погасло,

Чтобы все метели разом улетели,

Чтобы птички пели, травы зеленели.

Вот блинчиков пара,

Ешьте — с пылу, с жару!

Все румяны да красивы!

Угощайтесь, гости дорогие!

Публикации по теме:

«Широкая Масленица, мы тобой хвалимся». Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе«Широкая Масленица, мы тобой хвалимся». Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе Интеграция областей:познание, художественное творчество. Задачи:- воспитывать чувство сопричастности и любви к своему народу, интерес к.

Фотоотчет о коллективном занятии «Масленица» в подготовительной группеФотоотчет о коллективном занятии «Масленица» в подготовительной группе Какая же долгая и холодная сибирская зима! И взрослые и дети с нетерпением ждут солнца и тепла, возможно поэтому мы всегда стараемся весело.

Фотоотчет «Масленица в подготовительной группе»Фотоотчет «Масленица в подготовительной группе» МАСЛЕНИЦА — славянский праздник, пришедший к нам из глубины веков. Масленица символизировала собой прощание с зимой и встречу с весной.

Конспект комплексного занятия с детьми подготовительной логопедической группы «Здравствуй, Масленица»Конспект комплексного занятия с детьми подготовительной логопедической группы «Здравствуй, Масленица» Цель: систематизация знаний детей о праздниках и обычаях русского народа. Задачи: Коррекционно-образовательные: -обобщение знаний о проведении.

Конспект занятия «Масленица» в старшей группе Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» ДО №2 Всеволожского района.

Конспект занятия по аппликации в средней группе «Ах, какая Масленица»Конспект занятия по аппликации в средней группе «Ах, какая Масленица» Занятие по аппликации в средней группе"Смешарики": "Ах, какая Масленица!" Воспитатель: Шаморкина Г. В МБДОУ "Детский сад 53 Солнышко" г. Миасс.

Конспект занятия по развитию речи «Госпожа Масленица» Цель: формирование представлений детей о традициях празднования русским народом Масленицы Задачи: - познакомить детей с традициями русского.

Конспект занятия по коллективной аппликации «Кукла Масленица» во второй младшей группеКонспект занятия по коллективной аппликации «Кукла Масленица» во второй младшей группе Воспитатель: Кумирова Ю. О. Образовательные области: 1. Познавательное развитие; 2. Художественно-эстетическое развитие; 3. Речевое развитие.

Фотоотчет «Праздник «Широкая Масленица!» в подготовительной группе»Фотоотчет «Праздник «Широкая Масленица!» в подготовительной группе» В России отмечают множество различных праздников. Но есть один, доставшийся нам от предков и особо любимый – это Масленица! Масленицу празднуют.

Развлечение в подготовительной группе «Масленица»Развлечение в подготовительной группе «Масленица» Цель проведения праздника - приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством народных игр, активизация речевого развития.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия в подготовительной группе «Масленица» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Акишина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «Масленица»
Опубликовано: 20 марта 2021 в 20:29
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД