Лучший педагог года

Конспект занятия в подготовительной группе «Как жили люди на Руси»

Елена Александрова
Конспект занятия в подготовительной группе «Как жили люди на Руси»

Конспект занятия в подготовительной группе «Как жили люди на руси»

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с предметами быта и традициями русского народа.

ЗАДАЧИ: знакомить детей о том, как жили люди на Руси, закреплять знания детей о русской избе-жилище крестьянской семьи.

Расширять кругозор и эрудицию детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины (русская печь, прялка, сито, лапти, ухват, туесок, чугунок, самовар, сундук). Воспитывать любовь к Родине.

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Как жили люди на Руси“» размещена в разделах

Развивать интерес к истории и народному творчеству своего народа, к его традициям и обычаям, к русскому фольклору;

Предварительная работа:

Беседы «Русская изба», «Русский национальный костюм». Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций. Разучивание хороводов, песен, русских народных игр и танцев. Разучивание пословиц, поговорок.

Материалы и оборудование: Русская изба с предметами быта: печь, чугунок, ухват, крынка, половики, дрова, старинная посуда, самовар.

Ход занятия:

Воспитатель:

Здравствуйте, гости дорогие!

Гости званные, да желанные!

Проходите, поудобнее располагайтесь.

Да присаживайтесь

Воспитатель: сегодня мы с вами поговорим о том, как жили наши предки на Руси. Кто такие предки?

Дети: Предки – это люди, которые жили на нашей земле много-много лет назад.

Воспитатель: Как называлась наша страна в давние времена?

Дети: Наша страна называлась Русью.

В те времена почти вся Русь была деревянной. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья.

Воспитатель: Русские люди, жившие много лет назад, строили избы для своих семей. Изба была нужна такая, чтобы долго стояла, чтобы дети и внуки могли в ней жить. Из чего строились избы на Руси?

Дети: Избы строили из деревьев.

Воспитатель: Верно. Деревья выбирали очень тщательно. Строили избы в основном из сосны и ели. Брёвна из этих деревьев были самые прочные. Рубить деревья предпочитали зимой, особенно в сильные морозы. Как вы думаете почему?

Дети: Потому что дерево в это время сухое.

Избу крестьянин рубил сам или ему помогали соседи, у них так было принято, сегодня помогут тебе, а завтра ты поможешь другому, так считали они. И это действительно было так.

Дети: Дружно строили дом, вместе косили сено, убирали урожай.

Воспитатель: Правильно, делали одно дело.

Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей.

Гостеприимство было правилом русской жизни, обычаем, который русские люди соблюдают до сих пор. «Хлеб да соль», - так приветствуют хозяев люди, вошедшие в дом во время принятия пищи.

Всякий гость, входивший в избу, у порога снимал шапку, а уж потом только здоровался с хозяевами дома. А знаете, как здоровались в старину?

Дети: «Здраве буде». Что это означает, как вы думаете?

Дети: Будьте здоровы

Воспитатель: Правильно. Будьте здоровы, здравствуйте. Встречает гостей хозяйка дома, в руках у нее хлеб да соль. Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям. Это рушник. «Милости просим, гости дорогие. Хлеб да соль»,- с поклоном приглашала хозяйка.

Воспитатель: Русские люди очень гостеприимны. Гостя полагалось напоить и накормить досыта.

«Все, что в печи – на стол мечи»,- гласит русская пословица.

Еду обычно заранее не солили, соль очень берегли. Солонку ставили на стол, чтобы каждый солил по вкусу.

Воспитатель: Во время еды в старину сидели важно, о пустяках не говорили. Вставать было нельзя. На середину стола ставилась одна большая миска на всю семью. Во главе стола сидел хозяин, и никто не смел раньше него начать есть. Он черпал деревянной ложкой первым, а за ним все остальные. Теперь понятно, что если будешь болтать за столом – голодным останешься.

А как выдумаете, что же в избе было самым главным?

Дети: печка

«Кормилицей, матушкой» называли печь в народе. «Матушка-печка, укрась своих детушек», - говорила хозяйка при выпечке хлеба, пирогов. В нашей квартире нет такой печи, её нам заменила плита, но в деревнях бабушки до сих пор любят печь пироги в русской печке.

Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы.

На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось. О лентяях говорили: «Он на печи протирает кирпичи».

Много предметов использовалось в русском быту. И почти все они делались собственными руками. Самодельной была и мебель – стол, лавки, прибитые к стенам, переносные скамьи.

И многое другое.

Загадки:

Воспитатель: В какой посуде готовила хозяйка?

В печи стоит, закрытый крышкой…

Огонь ласкает твёрдый бок.

Печь освещает пламя вспышкой.

Щи варит в печке

(Чугунок)

Дети: Чугунок.

Воспитатель: Чугунок был незаменим в хозяйстве, сделан из чугуна особого вида металла, мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Воспитатель: Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник.

Слушайте загадку:

Однорук, зато рогат,

Он в избе первейший хват.

Ухватил горшок —

Да в печку.

Вот ухватистый.

Дети: Ухват.

Воспитатель: «Выпускает жаркий пар древний чайник» - САМОВАР

Самовар – символ добра, домашнего уюта и покоя. За самоваром собиралась вся большая семья, пили чай с медом, пирогами, блинами.

Загадка: «Новая посуда, а вся в дырках» - СИТО

Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получалось пышным и мягким.

Загадка: Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю,

Но когда несу еду —

Мимо рта не пройду. (Ложка)

- Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматней и вкуснее.

Воспитатель: Из какого дерева вырезали ложки?

Дети: Из осины, березы.

Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили чугунок, каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».

А еще деревянные ложки на Руси были музыкальным инструментом

Игра на ложках: русская народная песня «Ах вы сени, мои сени».

Загадка:

Прячет бабушка там вещи Сапоги, кафтан, сюртук

Вы мне дружно все скажите

Этот шкаф зовут (сундук)

Загадка:

.Стригли, щипали, а после чесали,

Чисто, пушисто – к доске привязали!

(Прялка)

Воспитатель: Как вы думаете, для чего предназначалась прялка?

В 7 лет крестьянских девочек начинали учить прясть. Первую небольшую нарядную прялочку дочери дарил отец. Дочери учились прясть, шить, вышивать под руководством матери.

Часто девочки собирались в одной избе на посиделки: беседовали, пели песни и работали: пряли, шили одежду, вышивали, вязали варежки и носки для братьев, сестёр, родителей, вышивали полотенца, вывязывали кружева.

Воспитатель: А ещё русский народ сочинял очень интересные сказки. А какие русские народные сказки вы знаете?

Воспитатель: Молодцы, ребята. А знаете ли вы, почему эти сказки называют народными?

Дети: Их придумал русский народ. Их передавали от бабушек внучатам, от родителей детям.

Воспитатель: Да, ребята, книг в семье не было, и поэтому сказки рассказывали вечерами малым детям.

Почти все в избе делалось своими руками.

Долгими зимними вечерами мужчины резали миски, ложки, игрушки из дерева.

Девицы шили одежду, лоскутные одеяла, вышивали красиво наволочки на подушки, рушники. Все это делалось с любовью, было полезным и красивым, радующим глаз. Мастерство передавалось от поколения к поколению.

А в праздники люди собирались в большой избе, где они пели песни и водили хороводы. Такие вечера назывались посиделками.

Хороводная игра «Заря-зарница».

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:

«Заря-зарница, Солнцева сестрица

По небу ходила, лучи обронила,

Лучи золотые, ленты голубые,

Раз, два не воронь

Беги как огонь!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей.

Воспитатель: Отдохнули? А я знаю народную мудрость: «Играй, играй, да дело знай». Давайте и мы с вами займемся делом. Присаживайтесь.

- Послушайте еще одну загадку.

«Волосы льняные,

В них ленточки цветные,

С лоскутков её скрутила

В сарафанчик нарядила.

Сарафанчик из сукна

Догадались, кто она?» (кукла)

Девочки учились делать тряпичных кукол, шить для них наряды, плели из кудели косы, украшения, шили головные уборы. Девочки старались: ведь по красоте кукол люди судили, какая она мастерица.

Затем девочки играли с куклами: «ходили в гости», убаюкивали, пеленали, «справляли праздники», то есть жили вместе с ними кукольной жизнью. В народе считалось, что если девочки охотно и бережно играют в куклы, то в семье будет прибыль, достаток. Так через игру девочки приобщались к заботам и радостям материнства.

- А сегодня мы с вами сделаем кукол Веснянок. Как вы думаете, почему?

- Правильно, потому что весна. Давайте пройдем за столы.

Кукла Веснянка - это веселая, задорная кукла, которую делали на приход весны и дарили на Пасху. Ростом куколка - с ладошку, а силы, радости и молодой весенней яри в ней запас до самого лета. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета, ведь изображала она не человека, а Дух пробуждающейся природы.

Для тряпичной куколки веснянки понадобится прямоугольный кусочек белой хлопковой ткани для туловища, кусочек синтепона для головы, цветной прямоугольник для рук, прямоугольник для сарафана, нитки.

Воспитатель: Вот так и жили на Руси наши предки : жили дружно несколькими поколениями в одной избе, много работали, весело отмечали праздники всей деревней.

Важно, чтобы мы знали и уважали обычаи и традиции наших предков, помнили праздники, которые они отмечали (многие из них мы отмечаем и сейчас, пели русские народные песни и водили хороводы.

Публикации по теме:

Календарное планирование «Путешествие в прошлое. Как жили на Руси» Тема данного планирования появилась не случайно. Для детей старшего дошкольного возраста характерно интересоваться тем, что и как было раньше.

Конспект интегрированного занятия в мини-музее «Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча» (Проект «Как жили люди на Руси»)Конспект интегрированного занятия в мини-музее «Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча» (Проект «Как жили люди на Руси») Программное содержание:1. Учить детей отвечать на вопросы, развивать речь, внимание, память; 2. Упражнять в чтении потешек, в отгадывании.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Серпухов — частица малая Руси» Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Серпухов – частица малая Руси» Интеграция образовательных областей: «Познавательное.

Конспект занятия «История Руси»Конспект занятия «История Руси» Цель: Закреплять и расширять знания детей о прошлом нашей Родины; формировать представление о Руси способствовать проявлению интереса к.

Конспект занятия «Как раньше жили на Руси»Конспект занятия «Как раньше жили на Руси» НОД по образовательной области «Познание» «Как раньше жили на Руси» С презентацией к дидактической игре. Средняя группа Задачи: Приобщать.

Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования ладошками «Жили у бабуси» в младшей группе с 3 до 4 лет Воспитатель: Пальчиковая гимнастика «Я здороваюсь везде». Я здороваюсь везде, дома и на улице Даже здравствуй говорю я соседней курице Здравствуй,.

Конспект занятия с использованием ИКТ «На чем люди ездят. Водный, воздушный транспорт» в старшей группе для детей с ОВЗ Конспект занятия с использованием ИКТ «На чем люди ездят» (водный, воздушный транспорт) в старшей группе для детей с ОВЗ Цель: - расширить.

Перспективное планирование в подготовительной группе «Народные праздники на Руси» Тема недели: «Народные праздники на Руси» (с 09.01 по 19.01) Цель: Обогащение и конкретизация знаний о народных праздниках и их особенностях.

Фотоотчет о выставке «Русские народные куклы» в рамках проекта «Как жили люди на Руси»Фотоотчет о выставке «Русские народные куклы» в рамках проекта «Как жили люди на Руси» Здравствуйте дорогие коллеги! Наш проект " Как жили люди на Руси" долгосрочный, в его содержание входят разные мероприятия, в том числе.

Экскурсия в музей «Как жили древние люди на Коми земле». ФотоотчетЭкскурсия в музей «Как жили древние люди на Коми земле». Фотоотчет Посещение музея для детей дошкольного возраста является средством приобщения к культурным ценностям и традициям родного края. Совместно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «Как жили люди на Руси»
Опубликовано: 6 апреля 2022 в 21:33
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД