Лучший педагог года

Конспект занятия «Носы нужны не только для красоты»

Кажикова Марина Витальевна
Конспект занятия «Носы нужны не только для красоты»

ЦЕЛЬ: Создать условия для эмоционального благополучия детей на занятии.

Задачи:

Познакомить детей с функциями носа: увлажняет, согревает вдыхаемый воздух, задерживает пыль, различает запахи; с помощью исследований показать, что нос — орган дыхания, обоняния, «защиты»; учить детей делать умозаключения через систему рассуждений, творчески использовать познаваемый материала разнообразных видах продуктивной деятельности; способствовать сознательному усвоению правил ухода за носом; упражнять в различении запахов; сформулировать вместе с детьми рекомендации по охране органа обоняния — носа; закрепить правила культурно-гигиенических навыков; развивать внимание, память, творческое мышление; воспитывать культурно-гигиенические навыки, сознательное и бережное отношение к своему здоровью.

Публикация «Конспект занятия „Носы нужны не только для красоты“» размещена в разделах

СЛОВАРЬ: обоняние, грудная клетка, трохеи, бронхи, легкие, фильтр.

МАТЕРИАЛ: плакаты, макет Пылинки, стихотворения, загадки, зеркала, емкости с мукой, зубные щетки, одноразовые гигиенические салфетки, лоток, пипетка, лист каланхоэ, мензурка, бинт, стаканчики с содержимым для игры «Узнай по запаху».

Ход занятия.

- Дети, отгадайте загадку-шутку:

«Его вешают, приходя в уныние,

Его задирают, зазнаваясь,

Его всюду суют,

Вмешиваясь не в свое дело»

- Правильно — это нос. Посмотрите друг на друга и сравните, все ли носы одинаковые?

- Чем-то они похожи, но в тоже время у каждого человека свой неповторимый нос. Дети, а у каких героев сказок были самые длинные носы?

- У Буратино не только длинный, но еще и острый, он им пробил котелок на холсте в коморке папы Карло, вот, посмотрите на картинку.

- А от чего зависит длина носа у Пинокио?

- Да, чем больше он врал, тем нос у него становился длиннее.

Ребята, вы убедились, что носы бывают разные по величине и форме, но все носы хорошие: нюхай, радуйся, дыши.

Послушайте стихотворение:

У всех людей, у всех зверей

Имеются носы.

Носы важны, носы нужны

Не только для красы.

И ни чихнуть, и ни вздохнуть.

Без носа нам нельзя.

- Дети, а для чего нужны носы?

Давайте вспомним дыхательную гимнастику:

1. Погладить боковые части носа от кончика до переносицы (вдох). На выдохе постукивать по ноздрям.

2. На вдохе оказывать сопротивление носу, легко постукивая по крыльям.

3. При вдохе поглаживать нос и его придаточные пазухи, выдох носом свободный.

4. Сделать «курносый нос», потряхивая кончиком носа указательным пальцем — вдох. Выдох носом свободный.

5. Закрыть правую ноздрю указательным пальцем и вдохнуть через левую и наоборот.

- Вот как хорошо мы подышали. А зачем нужна дыхательная гимнастика?

Да чтобы не болеть и хорошо дышать.

- А сейчас внимательно рассмотрите свой нос в зеркало, как он устроен? Только будьте осторожны с зеркалом. Почему? (ответы детей)

- Да, он похож на горку, у него есть носовая перегородка, которая делит нос на левую и правую части.

- Как можно сказать о носе стихотворением?

- Вот гора, а у горы две глубокие норы,

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит.

- А что мы вдыхаем носом?

- Нос — начало пути воздуха, который проникает в организм. Носом мы втягиваем воздух, затем он спускается в горло, потом, по особым трубочкам, в трахею, бронхи, и попадает в легкие. Они похожи на воздушные шары, которые также, при вдохе, когда воздух попадает в них — надуваются, а при выдохе — сдуваются.

- Как вы думаете. Где находятся легкие?

- Положите правую руку на грудную клетку и давайте с вами поиграем в игру «Воздушные шары» - будем глубоко дышать.

- Что происходит в грудной клетке? Почему она подымается и опускается?

- Ребята, давайте проведем опыт: закройте пальчиком одной руки нос, а ладошкой другой руки рот и побудьте в таком положении. Ну как, можем мы обходиться без дыхания? А каким воздухом легче дышать? Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым?

- Дети, а вы знаете, что наш нос не простой, а волшебный, многое умеет. В нем как бы живут четыре чудо — машины. Давайте рассмотрим, как они все размещаются в нашем носу и как работают.

Первая машина — пылесос. В носу имеются извилистые каналы, по которым проходит воздух, их поверхность покрыта мелкими, липкими ворсинками, они все время колышутся, как травы на лугу, когда дует ветер; к этим ворсинкам, как к к липкому клею, и прилипают пылинки, которые попадают в нос вместе с чем?

Если мы дышим грязным, пыльным воздухом, а потом вытрем в носу носовым платком, на нем останутся темные пятна, которые покажут, сколько пыли осело в носу. Машина-пылесос служит фильтром, который старательно оберегает наши легкие.

- А сейчас, возьмите щетку и окуните ее в муку, посмотрите, мука прилипла к ворсинкам щетки сверху, но во внутрь не попала, так как пыль прилипает к волоскам.

- Вторая чудо-машина - батарея. В носу имеется много тоненьких сосудов, по которым движется кровь, она и согревает воздух, как в духовке, поэтому даже в сильный мороз воздух согревается. Вот почему так важно дышать носом.

- А сейчас давайте проведем еще один опыт. Поднесите ладошку ко рту, сделайте носом глубокий вдох и выдохните через рот на ладошку. Что вы почувствовали? Какой воздух вдохнули? Какой выдохнули? Почему (ответы детей).

- Ребята, посмотрите, к нам залетела пылинка, а хотите послушать историю о необыкновенном путешествии Пылинки по лабиринтам носа?

- А вы мне поможете? Жила-была на свете крошечная Пылинка. И не было у нее ни печали, ни забот. Летала она себе по улицам.

- Как вы думаете, где могла летать Пылинка на улице?

- Летала она везде. Но однажды Пылинка случайно влетела в окно одного многоэтажного дома. В комнате ей так понравилось, что она решила остаться. А в этой комнате жил мальчик Дима, веселый, жизнерадостный. Но Пылинка его боялась.

- Как вы думаете, почему?

- Да, уж очень Дима любил чистоту. Каждый день он протирал влажной тряпочкой шкафы, стол, книжную полку, и поэтому, завидев Диму, Пылинка то час улетала и пряталась.

- Как вы думаете, куда могла прятаться Пылинка?

- Как-то раз Дима днем уснул, и Пылинка тихонько выбралась и начала весело кружиться по комнате. Она с любопытством взглянула на спящего мальчика и бесшумно опустилась на его лицо.

«Ах! - сказала Пылинка, - а это что такое? Домик какой-то, с двумя подъездами.» Пылинка не знала, что это был. (нос). Как вы думаете, что дальше произошло с любопытной пылинкой? Почему она прилипла?

«Ой-ой-ой! Закричала Пылинка. - Я кажется прилипла!» И действительно, Пылинка прилипла к липучим волоскам носа и повисла вниз головой, как летучая мышь в пещере.

- Что же, дети Пылинка так и осталась висеть в Димином носу?

- Тогда придумайте конец этой истории.

- Послушайте мой вариант конца этой истории:

- Дима во сне чихнул, и Пылинка, почувствовав что-то горячее, вылетела из подземного тоннеля. Как вы думаете, что горячее почувствовала в носу Пылинка? Как воздух оказался горячим? Как называется эта чудо-машина?

- Послушайте дальше: «Ну, нет, - сказала Пылинка, - жить в таком домике не хочу. Я вся дрожу от страха. Лучше уж я улечу обратно на улицу». И Пылинка, через открытую форточку улетела. «Хорошо-то как здесь!» - воскликнула Пылинка. Она поднялась высоко - высоко в небо и исчезла.

- Понравилась вам история о Пылинке?

- Дети, а давайте и мы с вами немножко разомнемся:(выходят дети на физминутку)

1. Собираемся гурьбой

На прогулку мы с тобой

Вот так, вот так -

На прогулку мы идем.

2. Чтоб не мерзнуть нам зимой

Вы попрыгайте со мной

Вот так, вот так -

Вы попрыгайте со мной.

3. Мы за ручки дружно взялись

Все присели и поднялись

Вот так, вот так-

Все присели и поднялись

4. А Мороз нам не помеха

Танцы, вот для на потеха

Вот так, вот так -

Танцы, вот для нас потеха.

5. В рот не впустим мы Мороз

Дышим только через нос

Вот так, вот так -

Дышим только через нос.

- Дети, а какая третья чудо-машинка? (Поливалка)

Во время насморка или прогулки в холодную погоду, из носа вытекает жидкость — слизь, вымывающая микробы, так нос борется с простудой.

Послушайте стихотворение Л. Деляну:

«Носом шмыг»

Владиславу скоро шесть.

У него карманы есть,

А добра в карманах этих

И не счесть!

Там конфетные бумажки,

Пряжки, пробки, деревяшки,

Гвозди, пуговки, катушки,

Старый ключ от кладовушки -

Всякой всячины полно, но

В двух карманах паренька

Нету места для… платка!

Так и ходит озорник:

Носом — шмыг,

Носом — шмыг,

То и дело носом — шмыг!

- Дети, почему Владислав постоянно шмыгал носом?

- Да, верный друг носа, носовой платок. Зачем нужен носовой платок? Где и как его нужно хранить? Каким должен быть платок?

- А какая последняя, четвертая чудо-машина?

- Послушайте загадку:

«Вокруг носа вьется, в руки не дается» (Запах)

- Дети, запахи невидимы, они проносятся в воздухе, а мы носиками их ловим. Они исходят от различных окружающих нас вещей. Запахи бывают знакомыми и не знакомыми, приятные и не приятные, сладкие и кислые… А как же мы ощущаем запахи? С помощью органа обоняния — носа, мы можем различать очень большое количество запахов. Мы чувствуем запахи, когда вдыхаем носом воздух.

Когда мы чувствуем приятные запахи пищи, она становится еще вкуснее, но когда нос заложен, мы не можем различать запахи и пища становится не такая вкусная. С помощью обоняния, мы определяем, не испорчена ли пища и таким образом можем избежать отравления, свежий ли воздух, вовремя почувствовав запах дыма или газа, можно спастись от пожара и от удушья газом.

А вот у животных обоняние — главнейшее из всех органов чувств. Для многих оно важнее, чем зрение, с его помощью животные находят себе пищу, обнаруживают врагов, узнают друзей, находят свой дом.

(стук в дверь, заходит Буратино)

Буратино: Куда это я попал?

Воспитатель: Здравствуй Буратино, а попал ты в детский сад.

Буратино: Ой, здравствуйте, дети.

Воспитатель: Что это ты такой грустный?

Буратино: Я был в гостях у черепахи Тортилы и простудил свой замечательный нос. Теперь не знаю как его вылечить.

Воспитатель: Не горюй, Буратино, мы тебе поможем. Дети, а вы знаете как можно помочь Буратино вылечить его нос?

- Видишь, Буратино, нос можно и погреть и закапать. Дети, а какими народными средствами можно закапать нос?

- Правильно и соком лука, ведь не даром говорят — лук от семи недуг, смешав его с медом, соком свеклы или соком листьев каланхоэ.

- Вот у нас есть такой лист, давайте мы выдавим из него сок и закапаем нос Буратино.

- Буратино, а где твой носовой платок?

Буратино: Какой платок? Зачем он мне нужен? Я не ношу платков, у меня есть мой замечательный колпак.

Воспитатель: Носовой платок, он верный друг носа, правда, дети?

- Расскажите Буратино, зачем нужен носовой платок. (ответы детей)

- Буратино, раз у тебя нет носового платка, возьми, мы тебе дарим одноразовые салфетки, вытри хорошо нос и мы тебе его закапаем. Только эти салфетки стирать и гладить не надо, их после использования просто выбрасывают. Дети, посмотрите, что это у меня за листик? Правильно — это каланхоэ. Сейчас я его положу на бинт и выдавлю из него сок. Затем возьму пипетку и наберу в неее сок каланхоэ и закапают нос Буратино. Дети, только когда закапывают нос, близко стоять нельзя, можно нечаянно подтолкнуть и травмировать нос больного. Поэтому вы отойдите немного дальше. Буратино, давай теперь свой нос. (закапывают)

- Ну что легче тебе стало?

Буратино: Да, легче, спасибо.

Воспитатель: Буратино, а что у тебя в коробочке?

Буратино: Ой, я о ней забыл. Это мне черепаха дала: коробка-коробейка, раскройся поскорей-ка. Здесь находятся стаканчики, в которых что -то спрятано, а что спрятано в каждом стаканчике, вы должны узнать по запаху, а то мой нос заложен, и никакие запахи не ощущает.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Буратино определить, что же находится в стаканчиках

Дидактическая игра: «Узнай по запаху»

Предложить детям по запаху определить лимон, апельсин, лук, чеснок, духи, мыло.

Воспитатель: Буратино, ну что помогли мы тебе правильно определить запахи?

Буратино: Да, спасибо.

Воспитатель: Буратино, а ты знаешь что надо делать, чтобы не болеть?

Буратино: Нет.

Воспитатель: Дети, что нужно делать, чтобы не болеть, научите Буратино.

(Закаляться, делать зарядку, заниматься физкультурой, делать дыхательные упражнения, умываться прохладной водой, промывать нос солевым раствором).

- Дети, расскажите, как нужно беречь нос

*пользоваться только своим носовым платком и содержать его в чистоте;

*если ударить по носу, то может потечь кровь;

*нельза засовывать в нос разные мелкие предметы;

*опасно вставлять в нос карандаш, палочки, пальцы;

*чистить нос только носовым платком;

*не совать нос в дверь;

*нельзя нюхать горячие напитки, нашатырный спирт.

-Буратино, теперь ты понял, как нужно бережно обращаться с носом?

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте сделаем выводы, для чего же нужен нам нос?

Жарким летом на лужочке

Носик нюхает цветочки.

На полянке земляничку,

В грядке спелую клубничку.

В огороде чует нос где чеснок и лук подрос.

В доме, может так случиться, носик тоже пригодится

Он найдет в шкафу варенье,

Где конфеты и печенье,

Где в буфете шоколадки, или сок в бутылке сладкий.

Апельсины кто принес — все пронюхает ваш нос!

Даже помнит он каков, запах маминых духов.

Нос не должен быть простужен,

Нос здоровый всем нам нужен.

Чтобы сон когда придет,

Тихо спать, закрывши рот.

Еще можно пожелать пальцем в нос не залезать.

День на солнце не сидеть — носик может обгореть.

А зимой в большой мороз, не высовывай свой нос!

Воспитатель: Теперь понятно вам, зачем носик малышам?

А сейчас, ребята, мы с вами пойдем на прогулу и будем вдыхать волшебные запахи зимы.

Публикации по теме:

Конспект музыкального занятия во второй младшей группе «Глазки, уши и носы быть здоровыми должны»Конспект музыкального занятия во второй младшей группе «Глазки, уши и носы быть здоровыми должны» (педагог года 2021) Конспект проведения музыкального занятия во 2 младшей группе «Глазки, уши и носы быть здоровыми должны». Образовательные.

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Все профессии важны, все профессии нужны!»Конспект интегрированного занятия в средней группе «Все профессии важны, все профессии нужны!» Конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Ребенок и общество», «Развитие речи и культура речевого общения» в средней.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Тема: Профессии Цель: Ранняя профориентация дошкольников через познавательную, игровую и опытно-экспериментальную деятельность. Интеграция.

Конспект занятия «Мухомор — красивый гриб, только очень ядовит»Конспект занятия «Мухомор — красивый гриб, только очень ядовит» Цель: Развитие познавательной активности ребенка, расширение кругозора; знакомство с нетрадиционной изобразительной техникой рисования.

Конспект занятия «Носы нужны не только для красы» для детей 12–17 лет с ОВЗКонспект занятия «Носы нужны не только для красы» для детей 12–17 лет с ОВЗ Цель: совершенствовать знания детей об органах дыхания человека и некоторых животных. Задачи: 1. Рассказать детям о строении носа, о том,.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Все профессии нужны, все профессии важны»Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Автор: Шелехина Нина Сергеевна. Конспект занятия по рисованию «Все профессии нужны, все профессии важны» в подготовительной группе.

Конспект занятия с аппликацией «Для чего нужны машины»Конспект занятия с аппликацией «Для чего нужны машины» Программные задачи О: Рассказать о том, что машины – помощники людей, вспомнить некоторые виды транспорта; учить детей аккуратно вырезать.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия «Носы нужны не только для красоты» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Кажикова Марина Витальевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия «Носы нужны не только для красоты»
Опубликовано: 15 января 2024 в 10:44
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД