Лучший педагог года

Конспект занятия в группе компенсирующей направленности «Экскурсия в виртуальный музей народной тряпичной куклы»

марина мищенко
Конспект занятия в группе компенсирующей направленности «Экскурсия в виртуальный музей народной тряпичной куклы»

Конспект – «Экскурсия в виртуальный музей».

Программные задачи:

1. Приобщать детей к традиционной культуре России.

2. Расширять представления детей о понятии «виртуальная экскурсия», «виртуальный музей».

3. Развивать умение мастерить куклу «Пасхальная голубка» из красной ткани.

4. Воспитывать у детей эстетический вкус, способность фантазировать.

Публикация «Конспект занятия в группе компенсирующей направленности „Экскурсия в виртуальный музей народной тряпичной куклы“» размещена в разделах

Оборудование и материалы: телевизор, ноутбук, экспонаты с Новозыбковского краеведческого музея (народные куклы, заготовки ткани красного цвета в виде круга, кусочки ваты, красные нитки.

Ход

Дети входят в музыкальный зал. Здороваются с гостями.

1. Воспитатель: Ребята, сегодня я вас приглашаю на виртуальную экскурсию. Мы с вами такую экскурсию уже посещали. Я вам напомню, виртуальная экскурсия – это экскурсия без выхода из детского сада, путешествие через какой-то технический предмет. Таким техническим предметом будет наш компьютер и телевизор.

- А вот куда мы с вами отправимся на экскурсию, вы отгадайте:

Загадка: В нем предметы старины

До сих пор сохранены,

Любознательный народ

Посмотреть на них идет.

(Музей)

Воспитатель: Правильно ребята это музе, но я вас приглашаю в виртуальный музей : «Народной тряпичной куклы», который называется «Акань». Слово «акань» в переводе означает – кукла. Экспонаты в этом музее мы будем смотреть через экран телевизора.

- А что означает слово «экспонаты»? Предметы, которые находятся на выставке в музее.

- Интересно, а где же находится музей «Народной тряпичной куклы» «Акань». Давайте посмотрим на глобусе. Глобус - это уменьшенная модель земного шара.

- Скажите, а как называется наша страна? (Россия) Правильно, посмотрите здесь обозначена территория нашей страны. А музей, в который мы отправимся, находится в республике Коми, в деревне Новикбож она очень маленькая, поэтому не обозначена на глобусе.

- А где живем мы, как называется наша малая родина, наш город? (Новозыбков). Город наш маленький, на глобусе отмечена только наша область. На глобусе кажется, что до музея совсем чуть – чуть, а на самом деле нужно преодолеть более двух тысячи километров, так далеко находится музей - на севере, но мы с помощью техники сможем его посетить.

Воспитатель приглашает детей занять места. (Садимся удобно, так что бы всем было видно)

2. Вступительное слово воспитателя:

Когда-то давным-давно, когда люди еще не придумали пластмассу и резину, а детям, так же как и вам хотелось играть, взрослые стали делать игрушки и среди них были и куклы. Сейчас в основном с куклами играют только девочки, но в старину с куклами играли и девочки и мальчики до 8 лет. Кукол изготавливали из ложек, соломы, травы, веточек, шишек, лоскутков – из всего, что было под рукой. А сегодня мы побываем в музеи кукол из ткани.

(Просмотр видеофильма)

Беседа после просмотра:

- Ребята, вам понравилось в музеи народной куклы?

- А что особенного вы заметили в этих куклах? (они без лица)

Пояснение воспитателя: Народные куклы всегда были без лица (нет глаз, рта, носа) по другому их называют таким трудным словом «безликие»- без лица (повторяют слово вместе с воспитателем). Кукла без лица считалась предметом недоступным для вселения недобрых сил, злых, а значит, и безвредных для ребёнка. Она должна была принести здоровье, радость, благополучие. Выбрасывать таких кукол нельзя, считалось это плохим делом, большим грехом. Их бережно складывали в сундук. Куклы передавались от бабушек к внукам. Так куклы и техника их изготовления не пропала в веках, и сохранилась до наших дней.

- А какие куклы вам запомнились, как их звали? Давайте еще раз посмотрим на эти удивительные куклы. (Просмотр слайдов)

1. Рождественская коза - принесет удачу и веселье.

2. Семья - позаботится о воспитании детей. Состоит из нескольких кукол- мамы и детишек. Символ материнства.

3. Десятиручка - выполнит всю работу по дому. На каждую ручку загадывали желание- дело, в котором она может помочь.

4. Женское счастье - длинная коса - сохранит женский очаг, символ здоровья, долгой жизни. Чем длиннее коса, тем сильнее ее сила.

5. Кормилица - принесет в дом достаток, много вкусностей на столе, на видном месте всегда.

6. Кукол в домах было очень много, у каждой из них было свое значение.

- Как вы думаете, интересно детям было играть с такими куклами?

— С куклами не только играли. Этих кукол называли оберегами. Оберег —

от слова «оберегаю», т. е. охраняют, оберегают от всего плохого.

3. Воспитатель:

- Ребята, а у нас в городе есть музей? (Да). Наш краеведческий музей мы с вами уже не раз посещали. Оказывается, в нашем музее есть тоже выставка «Народной куклы», но эту выставку мы еще не рассматривали.

И сегодня я пригласила экскурсовода нашего музея с выставкой «Народных кукол». Ее зовут Наталья Николаевна, она расскажет, какие же куклы живут в нашем музее.

- Рассказ о выставке народной куклы экскурсовода.

Вопросы:

- Ребята, вам понравился выставка народной куклы?

- Какие куклы вам понравились?

- Ребята давайте поблагодарим нашу гостью за удивительную выставку и замечательный рассказ.

(физкультминутка)

Нам в музее интересно, (хлопаем в ладоши)

Мы смотрели в право, влево (поворот головы)

Что мы видели — неизвестно, (плечики вверх)

Стали всё мы изучать, (пальчиком показываем)

Стали всё запоминать. (наклоны головы)

Вдоль по залам, всё вперед (ходьба)

Вел ребят экскурсовод,

Экспонаты показал, (разводим руки в стороны)

И о куклах рассказал. (руки на поясе, повороты туловища)

5. - Ребята, а вы знаете какой великий праздник, мы отмечали в воскресенье. Правильно Светлое Христово Воскресения (Пасха).

- А как вы и ваши родители готовились к этому празднику (пекли куличи, красили яйца, убирали в доме). А вот в старину люди пекли не только куличи и красили яйца, была еще одна традиция - создание особой праздничной куклы – Пасхальной Голубки. Эту куклу делали накануне праздника и вешали возле икон дома. Голубка хранилась до следующей Пасхи. Она оберегала дом от недобрых вестей и неприятностей.

- В канун праздника пасхи я вам предлагаю смастерить такую куклу. Я вас приглашаю в нашу творческую мастерскую.

5. Рассматривание куклы «Пасхальная Голубка».

- Посмотрите, какую куклу Пасхальную голубку мы с вами будем делать.

У обрядов на Руси множество заветов

И один из них – шитье кукол-оберегов.

По поверью, талисман, защитит хозяев,

Забирая на себя бремя испытаний.

Из различных лоскутков ношеной одежды,

Ладно вязанных узлов с верою, надеждой.

Но единственный запрет предки опасались:

Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались. (Эльза Попова)

- И мы ребята то же при выполнении куклы не будем использовать ножницы и иглу.

- Ребята, а как вы думаете, почему она так называется?

- «Пасхальная», потому что делалась кукла к празднику Пасхи.

- «Голубка» - голубь в христианстве – символ хорошей, благой вести о воскресении Христа.

- Посмотрите, что есть у куклы (какие части? (голова, туловище, ручки)

- Какого цвета кукла? (красного, красный цвет это символ жизни)

- Чем отделены части куколки? (красной ниткой, символ веры и надежды)

- Прежде чем приступить к выполнению куклы, разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Куколка тряпичная, очень симпатичная (кулачки, ладошки, пальцами за щечки)

Словно руки бабушки – (вытягиваем руки вперед, ладошками) мягонькие лапушки. (гладим руки)

Тёплая, уютная (обнимаем за плечи)

Куколка (кулачки) лоскутная (ладошки)

От бед отгоняет (имитация, руки в стороны)

В доме (показываем крышу) нас оберегает (обнимаем себя за плечи).

6. Изготовление куклы вместе с детьми одновременно.

На столах у каждого красный круг с ватой посередине, нитки красного цвета по три штуки.

- Этапы выполнения: складываем круг пополам так, чтобы комочек ваты был по среди, формируем головку. Перевязываем ниткой, концы нитки закручиваем полностью. Делаем руки, расправляем ткань на столе, острый край ткани с одной стороны стягиваем и перевязываем ниткой, с другой точно также. Пасхальная голубка готова.

7. Итог работы:

— А теперь возьмите ваших замечательных кукол. Они получились такими

красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук.

Свои куклы вы заберете домой, они будет охранять ваш дом от бед и несчастья, до следующего года.

- А одну куколку мы подарим в наш краеведческий музей на память.

- Давайте еще раз поблагодарим Наталью Николаевну за удивительную выставку.

- Вам понравилась наша экскурсия?

- Что вам больше всего понравилось?

- А какой музей мы посетили? (Музей народной тряпичной куклы «Акань»)

- Какие куклы вам запомнились?

- Куклы народные, почему их так называют. Их кто делал? – (народ)

- Какую куклу мы с вами смастерили? (Пасхальная голубка)

- Наша экскурсия закончилась, мы возвращаемся в группу.

Публикации по теме:

Использование народной тряпичной куклы как нетрадиционный метод коррекции при работе с детьми с ОНРИспользование народной тряпичной куклы как нетрадиционный метод коррекции при работе с детьми с ОНР Речь - один из видов коммуникативной деятельности человека. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность, так и его.

Игровая кукла «Коняшка в яблоках» по мотивам народной тряпичной куклы своими рукамиИгровая кукла «Коняшка в яблоках» по мотивам народной тряпичной куклы своими руками Доброго времени суток! Рада всем, кто заглянул ко мне в эту минуту! Скоро моя коллега Майя Александровна даёт мастер-класс по плетению.

Изготовление русской народной тряпичной куклы «Птица Радость»Изготовление русской народной тряпичной куклы «Птица Радость» (пополнение коллекции). Русская народная кукла «Птица Радость», участвовала в обряде «Закликания весны». Считается, что эта кукла поворачивает.

Конспект занятия по рисованию «Картины весны» в группе компенсирующей направленности (ЗПР) Конспект занятия рисования «Картины весны» в группе компенсирующей направленности (ЗПР) Цель : ознакомление с признаками ранней весны, создание.

Конспект занятия в группе компенсирующей направленности детей с ТНР «Дикие животные»Конспект занятия в группе компенсирующей направленности детей с ТНР «Дикие животные» Конспект занятия в группе компенсирующей направленности детей с ТНР «Дикие животные»Задачи: коррекционно-образовательные: - обобщить и.

Мастер-класс изготовления тряпичной обережной народной куклы «Колокольчик»Мастер-класс изготовления тряпичной обережной народной куклы «Колокольчик» Доброго времени суток, дорогие друзья и гости моего блога! Давно не обращалась я к народной кукле. Народные тряпичные куклы, ещё их называют.

Мастер-класс по изготовлению куклы «Космический ангел» по мотивам народной тряпичной куклы-кувадкиМастер-класс по изготовлению куклы «Космический ангел» по мотивам народной тряпичной куклы-кувадки Пленит нас космос красотой, В нём много красок, он живой. Огни, светящие в ночи, Так восхитительны, милы! Наш взор прикован к небесам,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в группе компенсирующей направленности «Экскурсия в виртуальный музей народной тряпичной куклы»
Опубликовано: 26 декабря 2023 в 21:57
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД