Получи документы

Конспект занятия «Творчество Марины Цветаевой»

Валенитина Ивановна Захарченко
Конспект занятия «Творчество Марины Цветаевой»

«Творчество Марины Цветаевой»

Цели:

• познакомить обучающихся с личностью и творчеством Марины Цветаевой;

• развивать у учащихся способность погружаться в художественный мир поэта;

• воспитывать любовь к родине, к родному слову.

Ход урока

I. Сообщение с опорой на презентацию "Биография М. Цветаевой" (индивидуальное задание).

II. Творческое задание.

Публикация «Конспект занятия „Творчество Марины Цветаевой“» размещена в разделах

- Подберите слова, сходные по звучанию с именем и фамилией – Марина Цветаева. Какие ассоциации возникают? Основываясь на ваших ассоциациях, напишите синквейн или диаманту о Марине Цветаевой.

Чтение творческих работ.

III. Лекция.

(сл. 2) «Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? Где кончить? И можно ли вообще начинать и кончать, если то, о чё м я говорю: Душа – есть всё – всюду – вечно». (М. Цветаева. Слово о Бальмонте)

Войти в художественный мир Цветаевой трудно, подчас невозможно, не понимая её первооснов. У Цветаевой всего в избытке, сверх меры: сверхэмоциональность, сверхчувствительность, сверхумудрённость. Её поэтическая личность сформировалась в уникальной атмосфере Серебряного века. Поэтическое своеобразие Цветаевой сложилось быстро, хотя и не сразу. «Возьмите стихи – это и есть моя жизнь», - говорила она. (сл. 3)

Итак, Марина Цветаева родилась 26 сентября 1892 года, в ночь на Иоанна Богослова (сл. 4)

Рябина навсегда вошла в её творчество как символ. Символ чего? (пылающая и горькая, в преддверии зимы, она стала символом судьбы, тоже горькой)

Условно выделяется 3 этапа творчества М. Цветаевой (сл. 5)

1. 1910-1922 – Цветаева в России

2. 1922-1939 – Цветаева в эмиграции

3. 1939-1941 – Цветаева в СССР – трагическое молчание

(сл. 6) В I период было издано 4 сборника: «Вечерний альбом», «Волшебный фонарь», «Из двух книг», «Вёрсты».

«Вечерний альбом» - мир первых впечатлений, мир первой любви. Счастливое и гармоничное приятие мира во всём его богатстве. Сборник не затерялся среди множества выпускаемых в то время произведений. Его заметили В. Брюсов, Н. Гумилёв, М. Волошин. Эти первые стихи, возможно, были ещё незрелыми, но искренность и талантливость юного поэта отмечали многие. А М. Волошин написал Цветаевой восторженный отзыв в стихах: (сл. 7)

В сб. «Юношеские стихи» (который, впрочем, не был издан) Цветаева вполне осознанно пишет о себе как о поэте (слово поэтесса ни Цветаева, ни Ахматова не любили) (сл. 8)

Постепенно круг тем становится шире: тема поэзии, тема войны, тема любви. Часты резкие, вызывающие интонации. Это уже не монологи поэта, а попытка завязать диалог с читателем.

(сл. 9) В сб. «Вёрсты» Цветаева осознаёт себя московским поэтом. Тема Москвы врывается с шумом улиц, с голосом истории.

В предреволюционной лирике М. Цветаевой чувствуется неизбежность перемен, но наступившие перемены больно бьют по Цветаевой : разлука с мужем, смерть от голода младшей дочери Ирины, бытовая неустроенность. В новом названии страны – РСФСР – она услышала нечто ужасное, страшное и жестокое, и заявила, что она не может жить в стране, состоящей из одних согласных.

В 1922 г. Она покинула Родину, уже сложившимся поэтом: со своими темами, со своими интонациями.

(сл. 10) Основополагающие принципы Цветаевской поэтики :

• Особая лирическая экспрессия;

• Отъединённость поэтического «я» от стихии обыденности;

• Отнесение себя к категории «поэтов без истории».

В эмиграции Цветаева не прижилась, были значительные расхождения между нею и влиятельными эмигрантскими кругами. «Ни к какому поэтическому или политическому направлению не принадлежала и не принадлежу». Всё чаще её стихи отвергались русскими газетами и журналами. «В здешнем порядке вещей Я не порядок вещей. Там бы меня не печатали – и читали, здесь меня печатают и не читают». Стихотворение «Тоска по родине» стало классическим выражением эмигрантской ностальгии Цветаевой (сл. 11)

В 1939 году М. Цветаева вернулась на родину, которая встретила её семью неприветливо: через 2 месяца арестовали дочь Алю (Ариадну, через некоторое время С. Эфрона. Цветаева с несовершеннолетним сыном остаются без средств к существованию.

Начинается Великая Отечественная война. Эвакуация с сыном в небольшой городок Татарии Елабуг. Последние 2 года почти ничего не пишет, занимается переводами. У Марины не было больше Сергея: расстрелян в 1941 году. Она не знала, что с дочерью. Между нею и сыном вырастала полоса отчуждения. Встреча с читающей Россией не состоялась…

31 августа 1941 г., в свою любимую рябиновую пору, она покончила жизнь самоубийством.

IV. Просмотр видеофрагмента фильма "Марина ЦВЕТАЕВА. Настанет свой черед. "

Прикреплённые файлы:

m-cvetaeva_lje8g.ppt | 2166 Кб
 
Публикации по теме:

Фотоотчет «Обзорная экскурсия, посвященная творчеству М. И. Цветаевой»Фотоотчет «Обзорная экскурсия, посвященная творчеству М. И. Цветаевой» Город, в котором мы живем, совсем небольшой. Но своей красотой, какой-то необычайной атмосферой всегда привлекал и привлекает людей творческих.

Художественное творчество «Анютины глазки» (план-конспект НОД в старшей группе)Художественное творчество «Анютины глазки» (план-конспект НОД в старшей группе) Цель:учить видеть и передавать в рисунках красоту окружающей природы. Задачи:Совершенствовать навыки рисования карандашом; учить рисовать.

Конспект коррекционного занятия для обучающихся с ОВЗ 6 класса коррекционной школы-интерната «Народное творчество»Конспект коррекционного занятия для обучающихся с ОВЗ 6 класса коррекционной школы-интерната «Народное творчество» Конспект коррекционного занятия для обучающихся с ОВЗ «Народное творчество» (6 класс) Тема: «Народное творчество» Цель: познакомить детей.

Конспект НОД (художественное творчество) «Снеговик»Конспект НОД (художественное творчество) «Снеговик» Задачи: Формировать у детей представление о родственных словах, закреплять умение подбирать родственные слова к заданному слову. Активизировать.

Конспект НОД «Моя любимая игрушка». Художественное творчество детейКонспект НОД «Моя любимая игрушка». Художественное творчество детей Непосредственная организованная деятельность детей. Виды деятельности: - игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы,.

Конспект НОД в младшей группе «Капель». (Художественное творчество)Конспект НОД в младшей группе «Капель». (Художественное творчество) Конспект НОД в младшей группе на тему: «Капель». (Художественное творчество). Интегрированные области: познание, коммуникация, социализация,.

Конспект ОД и коллективное творчество детей подготовительной группы «Морякам посвящается»Конспект ОД и коллективное творчество детей подготовительной группы «Морякам посвящается» Цель: Развитие творческих способностей и познавательной активности детей Задачи: Образовательные: -продолжать расширять представление.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа»Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа» Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».Цель:Развивать.

Рассказ «Тайна Марины» с детскими иллюстрациямиРассказ «Тайна Марины» с детскими иллюстрациями Сейчас, ребята, я расскажу вам историю из жизни одной девочки. Иллюстрации к рассказу делали с моей небольшой помощью дети младшего школьного.

Фотоотчет «Творчество зимы или зимнее творчество детей»Фотоотчет «Творчество зимы или зимнее творчество детей» Мы дождались, наконец, зиму с ее трескучим морозом и сверкающим снегом. «Выпал снег – и все забылось. Чем душа была полна.» (Н. Рубцов).

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия «Творчество Марины Цветаевой» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Валенитина Ивановна Захарченко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия «Творчество Марины Цветаевой»
Опубликовано: 6 декабря 2022 в 18:32
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД