Папки-передвижки

Конспект занятия «Сия прялка изрядна — хозяюшка обрядна»

Светлана Бачерикова
Конспект занятия «Сия прялка изрядна — хозяюшка обрядна»

Программные задачи:

1. Познакомить детей с традиционным видом женского рукоделия прядением;

2. Обогатить речь детей словами: прялка, прядение, веретено;

3. Развивать познавательную активность, любознательность;

4. Продолжать воспитывать интерес к истории и культуре России;

Материал: клубок ниток, шерсть овцы, щётки для расчёсывания шерсти, прялка, прялка детская, веретёна.

Ход ООД:

- Загадываю загадку:

Без рук, без ног,

Под лавку скок.

- А вот наша отгадка (показываю клубок)

- Посмотрите, какие нитки в клубке длинные, прочные.

Завивайся ниточка в клубочек.

Публикация «Конспект занятия „Сия прялка изрядна — хозяюшка обрядна“» размещена в разделах

Свяжет бабушка хорошенький платочек.

-А вы хотите увидеть, как такие нитки получаются? Тогда пойдёмте в нашу горницу.

Детей в горнице встречает хозяйка. Приглашает в гости. Дети просят рассказать, как получаются нитки.

Хозяйка:

-Кто первый придумал нитки делать, никто не знает, давно это было.

Только заметили люди, что шерсть животных (коз, овец) похожа на короткие ниточки.

-Это шерсть какого животного, как вы думаете? (показываю овечью шерсть).

- Посмотрите. Отдельные шерстинки действительно похожи на тонкие ниточки.

Вот и догадались люди их скручивать вместе, чтобы нити стали толще и прочнее. Скручивать вместе, по другому - называется прясть.

-Посмотрите, я возьму в левую руку немного шерсти, зажму её в кулаке, вытяну несколько шерстинок и скручу. Повторю ещё раз.

-Вышли ниточки длинные или короткие? (короткие)

Вот видите, что у нас получилось – и ниточка короткая и прясть т. е. скручивать нитки неудобно.

Чтобы прясть длинные нитки люди придумали специальные предметы.

- Для того, чтобы нитки были ровные, сначала шерсть чешут щётками. Это щётка.

- Что это? (щётка).

- Давайте рассмотрим щётку. Это доска с ручкой. На доску наколочена проволока. Чтобы расчесать шерсть, нужны две щётки.

(Показать, как чешут шерсть, дать попробовать детям).

- Расчёсанную шерсть привязывают к специальной подставке – прялке. У прялки ест донце, на которое садится мастерица.

- Что это такое? (донце).

- Ещё у прялки есть стояк и зеркало (показывает детям, просит их показать зеркало, стояк)

- А чтобы скрученная нить не раскручивалась, получалась длинная, конец её привязывали к деревянной палочке – веретену. Верхний конец у него заострён.

- Садится пряха за прялку, левой рукой вытягивает шерстинки, правой рукой крутит веретено.

(Дети наблюдают за процессом прядения).

- Дети, догадайтесь, почему эту деревянную палочку назвали веретено?

- А сейчас вы тоже попробуете вращать веретено (предлагает детям несколько веретён).

Тоненький кончик веретена возьмите в правую руку, а левой придерживайте веретено. Вертим веретено тремя пальцами, большой палец отталкивает, а указательный и средний поддерживает.

Воспитатель:

- Прялка была раньше в каждой семье. Начинали учиться прясть с детства. Родители старались заказать прялку для дочери у самого лучшего мастера (показываю детскую прялку).

А чтобы дочь росла хорошей мастерицей, её присаживали за донце прялки и приговаривали: «Расти хорошей мастерицей».

Мы тоже вам, девочки, желаем быть хорошими мастерицами. Искусными рукодельницами, а чтобы наше пожелание исполнилось, вас тоже всех присадим на донце прялки.

(Присаживаем девочек на донце прялки со словами: «Даша, расти хорошей мастерицей»).

Хозяйка:

Теперь вы знаете как делаются шерстяные нитки. В старину женщины зимними вечерами собирались прясть вместе в одной избе. Пряли и при этом пели песни, частушки. Такие посиделки назывались супрядки.

(Дети исполняют русские народные песни по своему выбору).

Хозяйка прощается с гостями.

Публикации по теме:

Конспект занятия психологаКонспект занятия психолога Приветствие Педагог обращается к детям: «Здравствуйте, я рада вас видеть! А вы рады видеть друг друга? Скажите об этом». Дети по кругу приветствуют.

Конспект занятия «Звуки [Л] — [Л’]» Домашнее задание 1. Назвать характеристику и артикуляцию звука «Л», «Ль». В чем их сходство и в чем их различие? 2. Вспомнить и назвать.

Конспект комплексного занятия «Ежи»Конспект комплексного занятия «Ежи» Интегрированное занятие Ежи Конспект НОД «Ежи» Интеграция образовательных областей:»Коммуникация», «Познание» (конструктивная деятельность,.

Конспект развивающего занятия с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются» в старшей группеКонспект развивающего занятия с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются» в старшей группе Конспект развивающего занятия в старшей группе с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются».Лариса Гацко.

Конспект занятия «Добро и Зло» Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе по теме: "Добро и Зло". 20 апреля 2016 года Цель: Раскрыть сущность полярных.

Конспект занятия «Сад-огород»Конспект занятия «Сад-огород» Цель: Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Задачи: Обогащать и совершенствовать представления детей об овощах и фруктах; закреплять.

Конспект занятия по ПДД для воспитанников с ОВЗ Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Задачи: • Обобщить знания детей о Правилах.

Конспект занятия по ПДД «Транспортный мир и мы» Цель: познакомить детей с правилами поведения пешехода, закрепить знания о дорожных знаках, отработать правила поведения в общественном.

Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства»Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства» Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства».Лариса Гацко. Блог. Цель: развивать.

Конспект занятия по лепке в старшей группе «Олешек»Конспект занятия по лепке в старшей группе «Олешек» Интеграция ОО:"Социально-коммуникативное развитие", Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Сия прялка изрядна — хозяюшка обрядна»
Опубликовано: 20 февраля 2020 в 03:08
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД