Получи документы

Конспект занятия для обучающихся театра-студии ЦДТ 8–18 лет «Сценическая речь»

Анна Локунова
Конспект занятия для обучающихся театра-студии ЦДТ 8–18 лет «Сценическая речь»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества «Приокский»

Методическая разработка занятия

Тема «Сценическая речь»

Для обучающихся театра-студии «Овация» (от 8-18 лет)

(дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр вокруг нас»)

Педагог дополнительного образования

Локунова А. А.

г. Рязань, 2023 г.

Тип занятия :

Комбинированный

Цели занятия :

- раскрытие и формирование творческой личности ребенка;

Публикация «Конспект занятия для обучающихся театра-студии ЦДТ 8–18 лет „Сценическая речь“» размещена в разделах

- развитие фантазии, воображения, внимания, смелости;

- развитие речи.

Задачи занятия :

обучающие

- развить дыхание, артикуляцию, дикцию;

- ознакомить детей со способами выполнения упражнений в процессе проведения занятия.

развивающие

- способствовать развитию внимания и памяти;

- развивать у детей коммуникативные навыки, обеспечивающие совместную деятельность в коллективе;

воспитательные

- способствовать воспитанию терпения, усидчивости;

- воспитывать трудолюбие детей, упорство в достижении цели.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая.

Методы обучения : наглядный метод (личный показ, метод практический (выполнение упражнений, словесный метод, метод игрового существования, метод импровизации.

Ресурсы занятия : теннисные мячи, маленькие зеркала, музыкальная колонка или магнитофон.

План урока:

1. Организационный момент;

2. Изучение нового материала;

3. Закрепление;

4. Подведение итогов.

1. Организационный момент.

Приветствие.

Обозначение темы и целевых установок.

2. Изучение нового материала.

Теоретическая часть:

Педагог:

Тема нашего урока сценическая речь. Прежде чем мы приступим к заданиям, давайте разберемся в понятиях. Давайте попробуем дать определение понятия «сценическая речь».

Стиль и характер сценической речи прошли период становления от древности до сегодняшних дней. Так, навык сценической речи оттачивали еще в Древней Греции ораторы и актёры.

Ораторское искусство, или искусство красноречия — уменье говорить связно, логически и художественно, чтобы привлечь внимание, а вместе с тем и сочувствие слушателей к какому-нибудь делу.

Сценическая речь — одно из основных профессиональных средств выразительности актёра. Владея мастерством, актёр раскрывает внутренний мир, социальные, психологические, национальные, бытовые черты характера персонажа.

Техника сценической речи — существенный элемент актёрского мастерства; она связана со звучностью, гибкостью, объёмом голоса, развитием дыхания, чёткостью и ясностью произношения дикцией интонационной выразительностью.

Обучение сценической речи неразрывно связано с формированием пластической свободы, развитием эластичности и подвижности дыхательной и голосовой аппаратуры, совершенствованием речевого слуха, постановкой голоса и т. п.

Итак, ребята как вы поняли, что такое сценическая речь? Для чего она нужна? И нужно ли заниматься этими упражнениями? (Ответы детей)

Практическая часть:

• Разминка нижней челюсти, мягкого нёба, губ, языка.

Упражнения для нижней челюсти

1. Широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько секунд.

2. Жевательные движения с сомкнутыми губами.

3. Движение нижней челюсти попеременно вправо и влево (при открытом и закрытом рте).

Упражнения для мышц мягкого нёба

1. Позёвывание, широко открывая рот.

2. Высунуть язык, резко (на твердой атаке) произнести звук [а].

Упражнения для губ

1. «Улыбка» - растягивание сомкнутых губ (зубы сжаты).

2. «Трубочка» - зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке [о], верхние и нижние резцы видны.

3. Чередование «улыбки» и «трубочки». (Три предыдущих упражнения выполняются также с сомкнутыми губами).

4. «Заборчик» - зубы сомкнуты, губы в улыбке, верхние и нижние резцы видны.

5. «Рупор» - зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке [о], верхние и нижние резцы видны.

6. Поднимание верхней губы, обнажаются только верхние зубы.

7. Опускание вниз нижней губы, обнажаются только нижние зубы.

8. Втягивание губ внутрь рта с плотным прижатием их к зубам.

Упражнения для языка

1. «Лопаточка» - широкий, мягкий, расслабленный язык лежит на нижней губе.

2. «Иголочка» - узкий, напряженный язык высунут вперед.

3. Чередование «лопаточки» и «иголочки».

4. «Желобок» - высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

5. «Чашечка» - широкий язык в форме чашечки поднят кверху, края прижаты к верхней губе.

6. «Качели» - рот открыт, губы в улыбке, движения языком вверх – вниз.

7. «Часики» - рот открыт, губы в улыбке, движения языком вправо – влево.

8. «Футбол» - рот открыт, движения языка вправо – влево на внутренних сторонах щек.

9. «Лошадка» - цоканье (щелканье) языком.

10.«Грибок» - широкий плоский язык присасывается к твердому нёбу, боковые края языка прижаты к коренным зубам.

11.«Накажем непослушный язычок» - а) покусывание кончика широкого языка, губы при этом в улыбке; б) пошлепывание широкого расслабленного языка расслабленными губами.

12. «Вкусное варение» - круговое облизывание губ, нижняя челюсть неподвижна.

• Дыхательная гимнастика (по Стрельниковой).

"Ладошки"

Встать ровно и прямо. Руки согнуты в локтях, локти вниз. Кисти рук расположить на уровне плеч ладонями к зрителю. Сделать вдох синхронно со сжатием ладоней в кулак. Делать 4 раза по 8 вдохов.

"Погончики"

Руки резко, практически в толчке, направляются от пояса вниз. Синхронно следует делать короткий и шумный вдох. После окончания упражнения руки возвращаются в исходное положение, занимая расслабленное состояние в области пояса. Количество движений – 32, разделенных на 4 подхода.

"Насос" (накачивание шины)

Стоять ровно и прямо с опущенной вниз головой. Согнуть спину в поясничном отделе. Руки опустить вниз, кисти расслабить. Спина расслаблена. Делается плавный наклон вперед, одновременно необходимо сделать короткий вдох носом. Количество подходов – 4, по 8 движений в каждом, всего должно получиться 32 активных движений.

"Кошка"

«Пружинистое» упражнение на приседание, которое сопровождается поворотом туловища в правую и левую сторону поочередно. Одновременно необходимо поддерживать ритм дыхания, синхронизируя его с движениями корпуса. Количество подходов – 4, по 8 движений в каждом.

"Обними плечи"

Исходное положение: руки подняты горизонтально до уровня плеч, слегка расслаблены и согнуты в локтях. В момент вдоха следует резко сомкнуть руки, будто обнимая себя за плечи. Норма для данного движения составляет все те же 4 подхода по 8 «обниманий» в каждом.

"Большой маятник"

При наклоне корпуса стараться тянуться кончиками пальцев к коленям, делая при этом резкий вдох. После выпрямления поясница прогибается, кисти рук идут к плечам (обнимают плечи). Всего 4 подхода по 8 движений.

"Повороты головы"

С исходного положения по стойке «смирно» делаются повороты головы поочередно в правую и левую стороны. Упражнение сопровождается вдохом. После возвращения головы в начальное положение выдох уходит незаметно носом или ртом. Всего 4 подхода по 8 движений.

"Ушки"

Голова поочередно двигается по направлению к плечам, при этом важно не напрягать мышцы шеи. Упражнение следует сопровождать короткими вдохами, взгляд должен быть направлен строго горизонтально. Рекомендуемая норма – 32 движений, разделенных на 4 подхода.

"Маятник головой"

Упражнение также выполняется со стойки «смирно», головой следует совершать подъемы и опускания, сопровождая их активными вдохами. Важным залогом успешного выполнения данного упражнения является правильный ритм дыхания. Количество движений – 32.

«Перекаты» с правой ногой впереди

Правая и левая ноги на расстоянии одного шага друг от друга. Одна впереди, другая сзади. Масса тела перемещается на стоящую впереди ногу, синхронно с этим делается едва заметная присядь и в это же мгновение – вдох. После этого вес корпуса переводится на стоящую сзади левую ногу. Слегка на ней приседаем и резко нюхаем воздух. Вперёд – назад, вдох – вдох. Количество подходов – 4, по 8 движений в каждом.

«Перекаты» с левой ногой впереди

Упражнение выполняется по аналогии с предыдущим, однако на этот раз ведущую роль играет левая нога. Данный элемент лечебной гимнастики рекомендуется выполнять сразу же после «Перекатов с правой ногой», количество подходов при этом сохраняется.

"Передний шаг"

Левая или правая сгибается одновременно в тазобедренном и коленном суставе. Вес тела концентрируется на второй ноге, начинается легкое и плавное приседание. Как и в предыдущих упражнениях, ведущая роль отводится технике дыхания, которая должна совпадать с ритмом движений.

"Задний шаг"

Корпус выравнивается вертикально, правая или левая нога максимально сгибается в колене, голень отводится назад. Сохраняя положение тела, выполняется плавное приседание, которое должно сопровождаться вдохом. После каждого подхода положение ног меняют, всего следует выполнить 4 подхода (по 8 приседаний).

• Мосты.

1. вдох внизу-поднялись в мост-выдохнули наверху.

2. встали в мост-вдохнули наверху-выдох во время спуска.

3. вдох во время поднятия в мост, выдох на спускании.

3. Закрепление.

«Маугли»

По очереди ученики выходят в центр зала и произносят слово «маугли» в разных звуковых диапазонах, от самого низкого к самому высокому.

«Во дворе трава»

Ученики делятся на пары, у каждой пары в руках теннисный мячик. По очереди пары выходят в центр зала и передавая друг другу мячик каждый говорит по строчке из данной скороговорки:

Во дворе трава,

На траве дрова.

Раз дрова,

Два дрова,

Три дрова.

Дрова над двором,

Дрова под двором.

Дрова вдоль двора,

Дрова вширь двора.

Не вместит двор дров —

Надо дрова выдворить.

На дровяной двор.

Задание может усложняться:

-педагог просит включить в задание различные подтексты (Вопрос-ответ) (Актерскую игру).

- педагог просит менять свой голос, диапазон (Один ученик задает свой голосовой вариант, а другой дублирует. Один ученик становится ведущим, а другой ведомым. Потом они меняются).

4. Подведение итогов

Анализ и самоанализ работы учащихся. Опрос обучающихся – их мнение о том, как они выполняли задания, какие были проблемы. Что помешало сделать лучше то или иное упражнение.

Подведение итогов работы. Обязательно отметить положительные моменты на занятии, достижения обучающихся на данном этапе, перспектива – зачем нужны эти упражнения. Планы на следующее занятие.

Публикации по теме:

Конспект занятия для обучающихся 5 класса со сложной структурой дефекта и их родителей «Букет из конфет»Конспект занятия для обучающихся 5 класса со сложной структурой дефекта и их родителей «Букет из конфет» Конспект занятия «Букет из конфет» Тема занятия «Букет из конфет» Тип занятия Творческая мастерская Продолжительность 40 минут Участники.

Сценическая композиция «Последняя муха» для дошкольного театра по мотивам сказки Д. Н. Мамина-СибирякаСценическая композиция «Последняя муха» для дошкольного театра по мотивам сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка Людмила Рыбакова «Последняя муха». Сценическая композиция для дошкольного театра по мотивам сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка Участники спектакля:.

Конспект занятия ко Дню России «Государственные символы Российской Федерации» для обучающихся 10–17 лет с ОВЗ Цель занятия: прививать любовь к Родине, воспитывать чувство патриотизма. Задачи. 1. Познакомить с праздником «Днем России». Помочь ребенку.

Конспект коррекционного занятия для обучающихся с ОВЗ 6 класса коррекционной школы-интерната «Народное творчество»Конспект коррекционного занятия для обучающихся с ОВЗ 6 класса коррекционной школы-интерната «Народное творчество» Конспект коррекционного занятия для обучающихся с ОВЗ «Народное творчество» (6 класс) Тема: «Народное творчество» Цель: познакомить детей.

Конспект логопедического занятия для обучающихся с ОВЗ «Домашние птицы» в 1 классеКонспект логопедического занятия для обучающихся с ОВЗ «Домашние птицы» в 1 классе Тема: «Домашние птицы» Цель: дать детям общие сведения о домашних птицах. Задачи: - развивать артикуляционную моторику первоклассников;.

Конспект логопедического занятия для обучающихся с ОВЗ «Животные жарких стран» во 2 классеКонспект логопедического занятия для обучающихся с ОВЗ «Животные жарких стран» во 2 классе Конспект логопедического занятия для обучающихся с ОВЗ «Животные жарких стран» (2 класс) Тема: «Животные жарких стран» Цель: познакомить.

Конспект подгруппового логопедического занятия для обучающихся 3 класса с ОВЗ «Звук [л], порядковый счет»Конспект подгруппового логопедического занятия для обучающихся 3 класса с ОВЗ «Звук [л], порядковый счет» Конспект подгруппового логопедического занятия для обучающихся с ОВЗ «Звук Л, порядковый счет» (3 класс) Тема: «Звук Л, порядковый счет».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для обучающихся театра-студии ЦДТ 8–18 лет «Сценическая речь»
Опубликовано: 25 декабря 2023 в 22:32
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД