Получи документы

Конспект занятия-путешествия «В гости к казакам»

Ирина Низова
Конспект занятия-путешествия «В гости к казакам»

Методическая разработка для педагогов дошкольного образования на тему «Казачье воспитание»

ВВЕДЕНИЕ

Время быстро бежит- сменяются дни, недели, года. Многое остается в прошлом. Но есть то, что мы должны помнить и беречь-это наша история. Донской край всегда славился храбрыми и отважными воинами, готовыми всегда прийти на помощь. Этих воинов называли казаками. Так кто же такие казаки? Каков их быт, культура, традиции?

Публикация «Конспект занятия-путешествия „В гости к казакам“» размещена в разделах

В данной методической разработке представлен конспект занятия по реализации регионального компонента, целью которого является знакомство детей с историей казачества, расширение кругозора, развитие познавательного интереса к истории своего народа, знакомство с традициями, обычаями, играми Донских казаков.

Главной задачей включения регионального компонента в образовательную деятельность детей является формирование у младшего поколения активной гражданской позиции, патриотизма, уважения и любви к родине, а также сохранение памяти о прошлом своего народа.

«Особо хочу сказать о казачестве. Сегодня к этому сословию себя относят миллионы наших сограждан. Исторически казаки находились на службе у Российского государства, защищали его границы, участвовали в боевых походах Русской Армии. После революции 1917 года казачество было подвергнуто жесточайшим репрессиям, по сути – геноциду. Однако казачество выжило, сохранив свою культуру и традиции. И задача государства – всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и военно-патриотическому воспитанию молодежи.» (В. В. Путин)

Тема казачьего воспитания очень актуальна в современном мире, данная тенденция была отмечена президентом в одном из его выступлений. История России неразрывна, неотделима от истории и культуры казаков. Роль казачества в российской истории, без преувеличения одна из самых важных, хоть иногда и противоречивых. Мы знаем казаков великими - первопроходцами и открывателями, настоящими патриотами земли русской. Донские казаки - защитники отечества, они расширяли и охраняли границы Российского государства, героически сражались с врагами в период Великой Отечественной Войны. Заслуги казачества невозможно переоценить. Сегодня казачество вновь помогает стране, укрепляет рубежи нашей Родины. Именно в казачестве сохранился высокий дух патриотизма, готовность защищать наши ценности. Поэтому возрождение казачества и популяризация его в ДОУ является важной частью патриотического воспитания подрастающего поколения.

Конспект занятия-путешествия «В гости к казакам».

Цель: знакомство с казачьей культурой, бытом казаков родного края.

Задачи:

• обогащение знаний об истории родного края, о традициях, быте казаков;

• прививать чувство патриотизма, любви к отечеству и малой Родине;

• воспитывать чувство уважения к родной культуре и желание сохранять традиции и культуру донского казачества.

Предварительная работа:

• чтение художественной литературы о казачестве;

• беседа о казаках донского края;

• рассматривание и обсуждение иллюстраций с изображением казаков, их быта;

• совместная творческая работа по изготовлению макета казачьего куреня.

Ход занятия:

(Под казачьи песни, музыку дети заходят в группу, становятся полукругом)

Воспитатель:

Казачество живёт века,

Имеет боевую славу

И всё, что есть у казака,

Принадлежит ему по праву…

Нагайка, шашка, верный конь,

В кармане ломоть чёрный хлеба,

Казак и в воду, и в огонь,

Ему земля, ему и небо!

У казака всё в жизни есть,

Свой Атаман, своя станица

И за Отечество и Честь,

Он будет до победы биться! (Гомельский Леонид)

Ребята, какое прекрасное стихотворение мы с вами прослушали. А о ком оно, кто мне подскажет?

Дети: о казаках!

Воспитатель: Какие вы внимательные! Вы абсолютно правы! Это стихотворение было о казаках. А теперь рассаживайтесь поудобнее, посидим в тесном кругу, да былое вспомним.

(дети усаживаются в круг)

Мы с вами живем в прекрасной стране под названием Россия, а Донской край- наша малая Родина. Славится Россия плодородными степями, зеркальными озерами, быстрыми реками, зелеными лесами. Щедро одаривает нас своими богатствами родная природа. Ребята, что же дают нам плодородные степи?

Дети: пшеницу, подсолнечник, лекарственные травы.

Воспитатель: А что берет человек из рек и озер?

Дети: раков, рыбу.

Воспитатель: Ребята, чем богаты наши леса?

Дети: ягодами, грибами, разными видами животных и птиц.

Воспитатель: какой богатый наш край! А кто подскажет мне, а как же называется наш родной город, город в котором живем мы, наши родители и друзья?

Дети: город Новочеркасск!

Воспитатель: Верно! А знаете ли вы, ребята, что история Новочеркасска – это история уникального города, который, как никакой другой город России, воплотил в себе все величие донского казачества.

Возникновение Донского казачества навсегда сокрыто в глубине прошедших веков. Тем не менее официальной датой возникновения Донского казачества считается январь 1570 года. Именно в этот период казакам под предводительством атамана Михаила Черкашенина была передана грамота царя Ивана Грозного с предложением царской службы. Кроме того, казакам за услуги было обещано жалованье (первое, предназначенное Донскому казачьему Войску в целом) - деньги, свинец, селитра, сукно.

Ребята, а кто же такие казаки?

Дети: казаки- это воины, вольнолюбивые, гордые, смелые.

Воспитатель: Верно! Первые поселения казаков появились на берегу Дона еще в древности. Тогда на нашей земле жили кочевые народы, которые пасли своих овец, быков, лошадей и перебирались с места на место, захватывая земли других народов, грабя их города. Поэтому казакам приходилось защищать свою землю от набегов кочевников.

Ребята, Как вы думаете, а где же жили казаки? В палатках или домах?

Дети: Казаки жили в домах.

Воспитатель: А как назывался дом казаков?

Дети: Дом казаков назвался казачий курень!

Воспитатель: Верно! Дом казаков назвался казачий курень! Ребята, а хотели бы вы отправиться в гости к казакам?

Дети: Да!

Воспитатель: Отлично! Я как раз купила всем нам билеты на автобус- смотрите! (делает вид, что ищет билеты). Ой… Только где же они? (расстраивается, что билетов нет). Кажется, они пропали… Что же это получается, мы не сможем поехать в гости к казакам? Как же нам быть, ребята, на чем же мы с вами можем до казаков добраться?

Дети: на машине, на самолете, на такси.

(звучит фонограмма топота копыт и ржания лошадей)

Воспитатель: Вы слышите, ребята? Кто же это?

Дети: Это скачут кони.

Воспитатель: Точно! Вот на чем мы можем отправиться в гости к казакам!

Скорей садитесь на своих коней и поскакали!

(дети садятся на палочки-лошадки и, проезжая «галопом» по кругу подъезжают к казачьему дому).

Ребята, давайте поставим наших коней у плетня, так называется забор у казаков.

(Заходят в оформленный казачий курень)

(воспитатель надевает на себя атрибут казачий фартук)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я-казачка, хранительница очага в этом доме!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Добро пожаловать в гости! Ребята, как вы думаете, какими качествами должны были обладать казаки?

Дети: Казаки должны быть смелыми, ловкими.

Воспитатель: Правильно! А еще умными! Давайте-ка проверим, на сколько вы-молодые казачата- умные! Я буду называть вам старые казачьи слова, а вы мне –его современное значение.

Игра «Слова»

Воспитатель: Слово ты говори. По казачьи повтори. Шелковица.

Ребенок: Тютина.

(При правильном ответе, все дети хором кричат «Любо!»)

Игра продолжается со словами:

Командир-атаман,

Очень- дюже,

Полотенце-рушник,

Дом –курень,

Говорят- гуторят,

Отец – батя,

Хозяйственный двор – баз,

Компот – узвар,

Плетка – нагайка,

Лук – цибуля,

Дыня – кавун

Воспитатель: Отлично, ребята! Все старые слова вспомнили! Любо! В остром уме мы с вами попрактиковались, пора бы и курень осмотреть! Посмотрите внимательно по сторонам, чем же украшали казаки свои дома?

Дети: занавесками, половичками, подсолнухами, глиняной посудой!

Воспитатель: правильно! А так же покрывалами, вышивками. Но особое место в доме казака отводилось печи. В холода лежа на ней согревались, спали на ней, готовили еду. А как вы думаете, какую еду готовили каачки своим казакам?

Дети: пирожки, блины, рыбу.

Воспитатель: и не только. Говоря о пище донских казаков, следует отметить, что она была достаточно разнообразна. Для казачьей кухни характерно было обилие дичи на столе и рыбы. В пойме Дона водилось до 20 видов уток, гусей, перепелок дроф, куропаток. Охотник в течении двух суток мог набить целый воз такой дичи. Продукты казаки покупали в станичных магазинах и базарах, что-то выращивали на собственных огородах. В станицах были и свои пекарни, где выпекали хлеб. В станице Старочеркасской пекарни принадлежали Стародубову, Мастикову, Самохвалову. Но многие казачки пекли хлеб сами. Казачий стол трудно себе представить без рыбы. Батюшка-Дон в то время изобиловал рыбой: вылавливались такие сорта как белуга, севрюга, осетр, сазан, стерлядь, карп, судак, окунь, ерш, тарань, синьга, чехонь, белизна, щука, сом, сельдь и другие.

Вот и мы с вами давайте наловим рыбу для казачьего обеда. А рыбка у нас не простая, в руки дается только тем, кто правильно отгадает казачьи загадки. Готовы?

Игра «Поймай рыбку (казачьи загадки)»

• Голове не будет страха,

если есть на ней … /папаха/

• Кому - плащ, кому - тужурка,

казаку – казачья…. /бурка/

Ну, а если командир,

полагается … /мундир/

• Чуть поменьше, ловкий брат,

послужить отчизне рад.

Как бы враг не угрожал,

под рукой всегда… /кинжал/

• Перекрестятся старушки,

Когда грянет выстрел. /пушки/

• Кто в бою надёжный друг,

знает своё дело?

С казаками на врагов

наступает смело?

Он, как ветер, как огонь.

Лучший друг – любимый…

/конь/

• Вымыл руки и лицо,

вылил воду за крыльцо

И повесил на крючок

вышиванный… /рушничок-полотенце/

• В ножнах спит, а не в постели.

Как огонь, горит на деле.

И надёжна, и остра.

Казаку в бою - сестра.

/шашка, сабля/

• Есть, не скрою, у меня

И загадки про коня.

Величава и красива

у коня бывает… /грива/

Чтобы очень не трясло,

надо к лошади … /седло/

Если будет та сердита –

то пускает в ход… /копыта/

Кони взрослые готовы

поменять свои… /подковы/

Без подковы конь хромает,

это каждый понимает.

Но не каждый молодец

будет в кузнице… /кузнец/

Лошадь - нежное созданье!

Любит ласку и вниманье.

В зиму надо потеплей

приготовить… /стойло/ ей.

Ест лошадка много… /сена/

Любит травку пожевать.

А какое, непременно,

нужно ей зерно давать?

Отвечаем на вопросы:

ест ячмень, овёс и… /просо/

Воспитатель: молодцы, ребята! Отгадали все загадки!

В старину люди после трудового дня собирались вечерами вместе, на веселые посиделки, пели любимые песни, водили хороводы, рукодельничали. А за работой и игра начиналась. Что-то засиделись наши казачата. Давайте и мы в игру поиграем!

Игра «Калачики»

На полу лежат 4 вязаных коврика - калачика, на них лежат разные предметы казачьего быта: бусы, сабелька, фуражка, котелок, ложка и т. д. Дети становятся командами вокруг ковриков - калачиков и запоминают свой предмет. Под музыку водят свои хороводики вокруг коврика со словами:

Калачи, калачи,

Все румяны- горячи.

А папаха набекрень,

Заходи скорей в курень.

Меняется песня - дети ходят в рассыпную по залу и становятся к центральной стене, отвернувшись от ковриков.

Ведущий взрослый меняет местами предметы на ковриках. Музыка стоп – дети должны быстро построить хоровод вокруг своего предмета.

Воспитатель: Отлично поиграли, казачата!

Посмотрите, ребята-кажется в дали показался и наш удалой казак! Наверное спешит он к своей казачке домой! Давайте попробуем его разглядеть. Во что же одет казак?

Дети: в шароварах, рубахе.

Воспитатель: верно, дети. Посмотрите - это – шаровары, широкие штаны, собранные внизу. В них удобно сидеть на коне. Цвет шаровар имел свое значение: старики носили белые, на праздники казаки надевали красные, а в будни носили синие. На синие шаровары нашивались лампасы – символ казачьей вольности. У донских казаков лампасы красного цвета. Рубаха казака называется бешмет. Головными уборами были фуражка и папаха. Казачки носили пышные юбки и кофты с баской; украшали свою одежду вышивками и кружевами.

Давайте мы с вами тоже нарядимся в лихих казаков и казачек.

Игра «Наряди молодушку», «Наряди казака».

Играют две пары мальчиков и девочек. Девочки стоят, а мальчики бегут к столу, на котором разложены бусы, берут по одному предмету, возвращаются и наряжают девочек (аналогично наряжаем мальчиков-казаков).

Воспитатель: Ну что ж, ребята. В гостях хорошо, а дома лучше! Давайте поблагодарим нашу казачку за гостеприимство, а сами отправимся к себе в детский сад. Запрягайте своих коней!

Кто шагает дружно в ряд,

Посмотри, посмотри. (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)

Это наш лихой отряд,

Казаки, казаки (ходьба)

Кто за казаком идет,

в поводу, в поводу.

То коня казак ведет

Под узду, под узду. (На носочках)

Скачет резво конь лихой,

С седоком, с седоком,

Охраняя наш покой

С казаком, с казаком. (Скачут)

Будем мы с моим конем

На границе стоять,

Нашу землю от врагов

Охранять, охранять. (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)

(дети прискакали в группу на конях)

Воспитатель: вот и закончилось наше с вами путешествие. Понравилось вам, ребята?

Дети: Да!

Воспитатель: давайте вспомним, где мы сегодня побывали?

Дети: В гостях у казака и казачки!

Воспитатель: а какие новые слова мы узнали?

Дети: курень, шашка, мундир…

Воспитатель: а в какие казачьи игры мы успели поиграть?

Дети: «Наряди казака», «Калачики»…

Воспитатель: А что больше всего запомнилось?

Дети: Казачий наряд, езда на лошадях и т. д.

Воспитатель: Мне очень понравилось с вами путешествовать! А теперь попробуйте поиграть в казачьи игры самостоятельно.

ВЫВОДЫ

Приобщая детей к истории родной культуры, к традициям, мы развиваем личность каждого ребенка, который будет носителем черт русского характера. Включая элементы регионального компонента в учебную, игровую, коммуникативную, спортивную, творческую деятельность детей мы формируем у них уважительное отношение к взрослым, верные семейные ценности, патриотическую позицию, любовь к Родине.

В основе казачества лежат идеи православия, единства, равенства. Именно эти качества помогут воспитать чувство нравственности, толерантности и справедливости у детей.

Публикации по теме:

«Весенние приметы». Конспект занятия-путешествия по весеннему лесу с детьми средней группы«Весенние приметы». Конспект занятия-путешествия по весеннему лесу с детьми средней группы Нод в средней группе «Весенние приметы. Путешествие в весенний лес»Воспитатель: Смирнова О. А. Цель: Закрепление знаний детей о весенних изменениях.

Конспект интегрированного занятия-путешествия «Как мы Солнышко искали»Конспект интегрированного занятия-путешествия «Как мы Солнышко искали» Открытое интегрированное занятие-путешествие «Как мы Солнышко искали» Интеграция образовательных областей: • Речевое развитие • Познавательное.

Конспект НОД в форме игры-путешествия «В гости в детскую поликлинику» в старшей группе Цель: формировать представление о профессии врача окулиста. Задачи: - познакомить детей с профессией врача – окулиста, его деятельностью;.

Конспект занятия по ПДД «В гости к нам пришел Незнайка»Конспект занятия по ПДД «В гости к нам пришел Незнайка» Конспект занятия по ПДД "В Гости к нам пришел НЕЗНАЙКА"h3 ВЫПОЛНИЛА СУЛТАНОВА ЭЛИЗА АБУСИРОВНА Открытое занятие по ПДД. Цель занятия.

Конспект занятия по здоровьесбережению «Мишка-Топтыжка» для детей второй младшей группы в форме путешествия Цель: Продолжать формировать у детей бережное отношение к своему здоровью. Привлечь детей к занятиям физической культурой Развивать физические.

Конспект занятия — путешествия для детей старшего дошкольного возраста «Игры народов России» Конспект занятия – путешествия для детей старшего дошкольного возраста «Игры народов России» Музыкальный руководитель: Собрались все дети.

Конспект занятия-путешествия «Правила дорожного движения нужно знать всем без исключения»Конспект занятия-путешествия «Правила дорожного движения нужно знать всем без исключения» Задачи: 1. Закрепить и уточнить знания о наземном транспорте, об улице (проезжая часть, тротуар, переход). Знать дорожные знаки, значение.

Конспект занятия развлечения в форме космической игры-путешествия «Млечный путь»Конспект занятия развлечения в форме космической игры-путешествия «Млечный путь» Космическая игра-путешествие «Млечный путь» Группа: подготовительная. Учебно-методическое обеспечение: Программа «Обучение и воспитание.

Конспект занятия «В гости к снеговикам» Конспект организованной образовательной деятельности для детей общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет «В гости к снеговикам»Цель:.

Конспект занятия в виде игры-путешествия «Знакомство с родным городом» «Знакомство с родным городом»Цель:- Познакомить детей с достопримечательностями родного города; - Закрепить знания детей о правилах дорожного.

Публикация Конспект занятия-путешествия «В гости к казакам» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Низова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия-путешествия «В гости к казакам»
Опубликовано: 8 марта 2023 в 23:01
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД