Лучший педагог года

Конспект занятия «Путешествие в зимний лес» (старший возраст)

Ольга Шевцова
Конспект занятия «Путешествие в зимний лес» (старший возраст)

Конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром

для детей старшего возраста

Разработала: старший воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ №14 «Золотая рыбка» Шевцова О. А.

Тема: «Путешествие в зимний лес»

Цель Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза. Развивать приемы умственных действий, речь, быстроту реакции, познавательный интерес.

Публикация «Конспект занятия „Путешествие в зимний лес“ (старший возраст)» размещена в разделах

Задачи:

Образовательная. Закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом

Воспитательная. Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.

Развивающая. Познакомить с народными поговорками и пословицами о зиме и зимних месяцах. Обогащение и активизация словаря: зимушка-зима; три белых коня - декабрь, январь и февраль; снегопад; снежная буря, вьюга, пурга, метель, буран; снежинки, сосульки, сугробы; поземка, иней, изморозь; ледяные узоры на стеклах. Образные выражения: снег - белое пуховое одеяло, белая перина, белая скатерть; белый наряд у деревьев - деревья надели белые шубы.

Материалы и оборудование.

Наборы картинок, иллюстраций, объединенных общим сюжетом «Зимний лес». Фотоиллюстрации с изображением зимних пейзажей

Ход занятия.

Воспитатель: Дорогие ребята, наше сегодняшнее занятие будет сказочным. И начнем мы его со сказочной загадки.

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица -

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом -

Все покрыла серебром!

• Как вы думаете, о какой царице идет речь в этой загадке?

• Почему зиму называют здесь царицей?

• Подходят зиме определения «белокожа», «светлолица»?

• На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке?

• Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия.

Послушайте еще одну загадку про зиму. «Кто, угадай-ка?

Седая хозяйка: тряхнет перинки - над миром пушинки!»

Расскажите, какие образные выражения используются в этой загадке. Почему зима называется в ней седой хозяйкой? Какие перинки трясет зима и что же за пушинки вылетают из них?

А вот и еще «зимние» загадки, в них тоже используются сравнения и образные выражения. Послушайте внимательно и назовите эти выражения.

Он вошел - никто не видел.

Он сказал - никто не слышал.

Дунул в окна и исчез.

А на окнах вырос лес.

(Мороз)

Какой это мастер на стекла нанес

И листья, и травы, и заросли роз?

(Мороз)

Белый Тихон с неба спихан,

Где пробегает - ковром устилает.

(Снег)

Воспитатель: Ребята, я недаром начала наше занятие с загадок. Мы сегодня отправимся в путешествие в зимнюю сказку. Сегодня утром я нашла в нашей группе конверт с письмом. Давайте вместе его прочитаем!

«Здравствуйте, дорогие дети!

Пишет вам Лесовичок. Помните, мы встречались

в осеннем лесу? Сейчас в лес пришла зима. Очень многое в нем изменилось. Я жду вас в гости, чтобы показать много интересного и чудесного, что есть в моем лесу.»

Воспитатель: Ну что же, примем приглашение Лесовичка? Тогда давайте для начала вспомним, а что же изменилось в природе с приходом зимы?

Назовите первые признаки зимы. Когда мы говорим; «Вот и наступила зима!»? Дети формулируют приметы зимы:

- дни короткие, рано темнеет;

- на улице холодно, стоят морозы, выпадает снег;

- прекращается рост растений: деревья стоят голые, без листьев;

- у некоторых животных вырастает густой мех, чтобы им было теплее, а другие животные всю зиму спят.

Собираясь в дорогу, мы должны подумать о том, как правильно одеться для прогулки. Какие предметы одежды нам понадобятся? (ответы детей)

А знаете как говорят в народе! В теплой зимней шубке и морозы как шутка. В зимний холод всякий молод. Зима - не лето, в меха одета.

- -Итак! На чем мы можем отправиться в зимний лес? (ответы детей). Да, я тоже думаю что лучше всего на лыжах! Встаем на лыжи! Поехали! (под музыку дети имитируют езду на лыжах). Приехали! Присядем на пенечки, послушаем тишину зимнего леса. А вдруг что-то услышим! Я слышу как стучит дятел! А вы….? Как вы думаете, каких птиц мы можем увидеть в зимнем лесу? (ответы детей). А вы знаете что птицы могут предсказывать погоду? Вот послушайте некоторые приметы:

Сорока под стреху (крышу) лезет – быть вьюге.

Воробьи много чирикают – к метели.

Воробьи собираются стаями, садятся сверху на хворост и поют – к теплу. А вот если птички в середину хвороста прячутся, то близятся холода. Вообще, если воробушки зимой беспокойно себя сведут, громко чирикают, прячутся под крышу или в хворост, то будет метель или мороз.

Дятел долбит дерева снизу-вверх, сдирая практически всю кору – к снежной и суровой зиме. Если вечером птицы стаей в небо вздымают и кружатся в воздухе, то поднимаясь, то опускаясь, не находя себе место для ночлега, то ночью будет буря или метель.

Вороны в воздухе вьются – перед снегом, на землю садятся – к оттепели, расселись на верхушках деревьев или крышах домов – к морозу, сидят на нижних ветках деревьев – на ветер.

Снегирь поет на вьюгу, снег и слякоть.

А еще животные могут предсказывать погоду! Зайцы тоже чувствуют наступление холодов и жмутся к жилью: «Зайцы в сады пришли – к суровой зиме». Если же косые уходят в леса и поля, погода будет теплой.

Лошадь перед наступлением ненастья фыркает, храпит, мотает гривой, трясет головой и закидывает её кверху. А вот если лошадка на землю ложится, то скоро выпадет снег.

Собака свернулась и лежит колечком – на холод. Растягивается на земле и лежит брюхом кверху, раскинув лапы, – на тепло.

Изменения погоды улавливают и кошки. Перед наступлением холодов они выбирают себе место потеплее и повыше, сворачиваются калачиком и, прикрыв мордочку лапкой, спят. Если мурка вылизывает тело и хвост, царапает коготками стену – жди ненастья, лижет лапу – к ветру, на спину переворачивается – к хорошей погоде. Перед оттепелью кошка ложится посреди комнаты, растягивается и спит.

- Ой ребята! Засиделись мы! Замерзнем на морозе! Давайте поиграем в игру «Веревочка». Дети встают, образуя большой круг.

Воспитатель в центре круга раскручивает веревочку, держа ее за один конец. Дети подпрыгивают, стараясь, чтобы веревочка не задела их ноги. Ведущий раскручивает веревку так, чтобы сначала она двигалась над самым полом, потом все выше и выше, пока высота от пола не достигнет 30-40 см. Тот, кому не удалось вовремя подпрыгнуть и чьих ног коснулась веревочка, выходит из круга. Победителями признаются те, кому дольше всех удалось остаться в кругу. Отдохнули? Отогрелись?

- Скажите! Какие зимние месяцы вы знаете? (ответы детей)

Послушайте пословицы и поговорки про декабрь: Декабрь год кончает, а зиму начинает. Декабрь — шапка зимы. В декабре зима стелет холсты, а мороз наводит мосты.

-Как вы понимаете смысл этих слов? (ответы детей).

А теперь послушайте пословицы и поговорки про январь:

Январь — году начало, зиме — середина. Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает. С января солнце на лето поворачивает, а зима — на мороз. - Как вы понимаете смысл этих слов? (ответы детей).

А вот что говорят о феврале: У февраля два друга — метель и вьюга. У февраля два друга — метель и вьюга. В феврале зима с весной встретятся впервой. В феврале зима с весной встретятся впервой.

-Давайте обсудим, что означают эти поговорки (ответы детей).

Молодцы! Давайте сейчас рассмотрим картины и попробуем определить, какой из зимних месяцев изображен на них! (подходят к столам, рассматривают).

Вам нравиться в зимнем лесу?. Зимой лес выглядит сказочно: деревья укрыты снегом, под ними вьется лыжня, муравейники укрылись под сугробами. Давайте попробуем подобрать красочные слова для описания леса.

• Какой снег в лесу? (Пушистый, блестит на солнце, мягкий, колючий, искристый, серебристый.)

• Как выглядят деревья зимой? (Тихие, задумчивые; укрыты снегом, как одеялом; одеты в снежные шубки; дремлют под снежным одеялом; замерзшие, продрогшие; у елок иголки как ледяные пальчики.)

• Снегопад в лесу, какой он? (Снежные хлопья, тихий снег, пушистые снежинки, тихое кружение.)

- Ребята! Я думаю нам пора возвращаться в детский сад!

- Что вам запомнилось больше всего? Какие приметы, пословицы и поговорки о зиме вы запомнили?

Публикации по теме:

Конспект музыкального занятия «Древо жизни» (старший дошкольный возраст) Цель: - Формировать у детей представление о Древе Жизни, как о символе непрерывной связи поколений на земле, о смене времени года - зима,.

«Мой любимый посёлок — Понтонный!» Конспект занятия (старший дошкольный возраст)«Мой любимый посёлок — Понтонный!» Конспект занятия (старший дошкольный возраст) Цель: Воспитывать любовь к родному посёлку, гордость за славную историю, вызывая познавательный интерес к родному краю. Задачи: 1. Дать.

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП «Составление предмета из треугольников» (старший возраст)Конспект интегрированного занятия по ФЭМП «Составление предмета из треугольников» (старший возраст) .

Конспект НОД по познавательной деятельности «Путешествие в лес» (старший дошкольный возраст) Цель: Закреплять знания основных особенностей флоры леса; уметь выразительно с помощью мимики и пантомимики, эмоций, речи отображать представляемые.

Конспект занятия по ФЭМП «Ориентировка в пространстве» (старший возраст) Конспект занятия по фэмп «Ориентировка в пространстве» Цель: Развивать умение детей ориентироваться в пространстве Правильно использовать.

Конспект занятия по ОБЖ «Зимние каникулы» Старший возраст Конспект НОД по ОбЖ «Зимние каникулы» Цели: Закрепить знания детей о поведении на улице, а именно зимние игры нельзя проводить на проезжей.

Конспект занятия по познавательному развитию «Вербное воскресенье» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по познавательному развитию «Вербное воскресенье» (старший дошкольный возраст) Цель: Воспитание чувств уважения к православным традициям своего народа. Задачи: Дать представление детям о православном празднике Вербное.

Конспект занятия по экологии «Грибы» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по экологии «Грибы» (старший дошкольный возраст) Цель:Продолжать знакомить детей с грибами,их особенностями,внешним видом,местах где они растут. Учить отличать съедобные от ядовитых. Пополнять.

Мастер-класс. Рисунок «Зимний вечер» (гуашь, старший возраст)Мастер-класс. Рисунок «Зимний вечер» (гуашь, старший возраст) Мастер – класс. Рисунок «Зимний вечер» гуашь старший возраст. Идею этого мастер класса увидела т на сайте страна мастеров. Педагог по.

Конспект занятия «Знакомство с флейтой» (старший дошкольный возраст) Знакомство с флейтой. Старший дошкольный возраст. Тема: «Музыка флейты» Цель: Познакомить детей со звучанием флейты. Ход занятия Дети входят.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Путешествие в зимний лес» (старший возраст)
Опубликовано: 9 декабря 2020 в 10:18
+1Карма+ Голосовать

Приоритетная юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Путешествие в зимний лес» (старший возраст)» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Шевцова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.
Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД