Лучший педагог года

Конспект занятия «Постановка звука [Ш]»

Сабина Мугумаева
Конспект занятия «Постановка звука [Ш]»

Тема: Постановка звука [Ш].

Цель: Выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.

Задачи: Коррекционно-образовательные:

-формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения органов артикуляции);

-формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;

- упражнение в правильности произнесения звука Ш.

Коррекционно-развивающие:

-развитие артикуляционного аппарата;

-развитие фонематического слуха;

Публикация «Конспект занятия „Постановка звука [Ш]“» размещена в разделах

-устранение дефектного произношения звука Ш;

-развитие грамматического строя речи.

Воспитательные:

-воспитание интереса к занятиям;

- воспитание самостоятельности.

Оборудование: предметные картинки.

Этапы Ход занятия :

1. Орг. момент - К нам в гости пришла девочка Маша. Ты знаешь её?

2. Артикуляционная гимнастика Она очень любила животных. И вот однажды, собирая в лесу грибы, она встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече и улыбнулся («Улыбка»).

Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Машу к себе на блины («Блинчик»).

Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»).

А блинчики Маша положила в красивую чашечку («Чашечка»).

Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича грибами («Грибочек»).

А соседская белочка предложила проводить Машу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, что заменила Маше лошадку («Лошадка»).

3. Объявление темы занятия - Сегодня на занятии мы с тобой будем учиться правильно произносить звук [Ш].

4. Постановка звука Постановка звука [ш] по Р. И. Левиной

Постановка звука [ш] по подражанию

Поднять язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони.

Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперед, сблизить зубы на расстояние 1—2 мм и выдохнуть. Должен получиться звук [ш].

Постановка звука [ш] на базе звука [т]

Несколько раз произносить звук [т] с интервалом в 2—3 секунды. За-тем дается установка: язычок «стучит» не по зубам, а по бугорочкам (альвеолам). Звук [т] произносится на первых порах с придыханием, при этом к звуку взрыва примешивается слабый и короткий шипящий звук.

Губы округлить и вытянуть вперед, язык поднять к передней части неба. Боковые края языка прижать к коренным зубам. Переход от звука [т] к звуку [ш] : т-т-тшшшш. В дальнейшем шум удлиняется и освобождается от предшествующего звука [т].

Постановка звука [ш] на базе звука [р]

Произнести протяжно звук [р] без голоса или шепотом, постепенно убавляя силу выдоха, пока не прекратится вибрация и не появится слабое шипение. При повторных упражнениях звук [ш] получается без предшествующего произнесения глухого звука [р].

Шипение можно получить, если прикоснуться шпателем к нижней поверхности языка, затормозив вибрацию языка.

Постановка звука [ш] на базе звука [с]

Установить язык за нижние зубы. Предложить ребенку произносить звук [с]. Одновременно шпателем или зондом поднимать язык кверху. Пальцами правой руки слегка нажать на щеки и выдвинуть губы вперед. Вместо свиста должно получиться шипение. Можно предложить ребенку повторять слоги са, со, сы, аса, асы, ас, ос с одновременным подниманием языка зондом или шпателем.

Постановка звука [ш] на базе звука [ч]

Произнести звук [ч] с последующим протяжным выдохом. Должна ощущаться теплая струя воздуха на поднесенной ко рту кисти руки.

5. Анализ артикуляции

В каком положении находятся губы?

В каком положении находятся зубы?

Где находится кончик языка?

Где находятся края языка?

Какая струя воздуха выходит изо рта?

(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)

- Звук [Ш] согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.

6. Закрепление изолированного звука По дороге к дому, в лесу, Маша заметила, как шуршали осенние листья: Ш-Ш-Ш-Ш. (листья разложены по полу, на каждый шаг издается шелест: Ш-Ш-Ш).

- Пройди по листочкам, и представь, что ты тоже оказалась в осеннем лесу.

По дороге Маша встретила змейку. Она попросила её проводить до её домика. Давай и мы поможем.

7. Развитие фонематического слуха Змейка предложила Маше поиграть в игру «Охотник».

- А ты готова к игре? Как только услышишь звук [Ш], сразу лови его - хлопай в ладошки:

М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш

8. Закрепление звука в слогах Змейка прекрасно умеет шипеть. Она придумала слоговые песенки и просит Машу спеть вместе с ней.

- Давай, споём вместе с ними.

9. Закрепление звука в словах Змейке очень понравилась весёлая и озорная Маша. Она решила подарить ей подарки – красивые картинки со звуком [Ш]

- Давай назовём их….

10. Закрепление звука в предложении - Давай назовём их….

У Миши новая.

Папа едет на.

Даша нашла.

Маша помогает.

11. Домашнее задание Придумай, как можно больше слов, где звук [Ш] слышится :

- в начале слова;

- в середине слова;

- в конце слова.

12. Итог занятия - Сегодня на занятии ты побывала в осеннем лесу, встретила Машу и Медведя и научилась шуршать, как шуршат осенние листья и шипеть как настоящая змейка. Это здорово у тебя получилось!

- С каким звуком ты сегодня познакомилась? Звук Ш- согласный, глухой, твердый.

- А вот наша Маша и не заметила, как оказалась дома.

13. Оценка занятия - Ты сегодня очень старалась, молодец! И Маша приготовила тебе подарок. Держи его.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Л]» Тема: «Постановка звука [Л]» Цель: формирование правильного изолированного произношения звука [л]. Задачи: Развитие фонематического восприятия.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Л]» Цель. Постановка звука [Л]. Задачи. 1. Коррекционно – обучающие: - знакомство со звуком [Л], его артикуляционным укладом; - постановка звука.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Л]» Цель: формирование правильное произношения звука [л] в изолированной позиции. Задачи: Развитие фонематического восприятия и фонематического.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Л]. Цирк» Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Постановка звука [Л]. Цирк». Цель: формирование правильного произношения звука.

Конспект индивидуального логопедического занятия по звуковой культуре речи «Постановка звука [Л]» Конспект индивидуального логопедического занятия по звуковой культуре речи на тему: «Постановка звука [Л]» Цель: формирование правильное.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [ш]» Цель: постановка звука [ш]. Задачи: Коррекционно-образовательные: постановка звука [ш] с механической помощью и по подражанию.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Р]» Тема: звук [Р]. Цель занятия: постановка звука [Р]. Задачи: - развитие артикуляционной моторики; - развитие фонематического восприятия;.

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Постановка звука [С]» Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: Постановка звука [С]. Задачи: 1) образовательные: закрепление представлений об осени.

Конспект индивидуального занятия «Закрепление и постановка звука [Р]»Конспект индивидуального занятия «Закрепление и постановка звука [Р]» Конспект индивидуального занятия по постановке и закреплению звука [Р] у младших школьников с использованием нетрадиционных методов логопедической.

Конспект индивидуального занятия для дошкольников по коррекции звукопроизношения по теме «Постановка звука [ш]» Цель: постановка звука [ш]. Задачи: Коррекционно-развивающие: - продолжить работу над развитием речевого дыхания, силы и высоты голоса;.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия «Постановка звука [Ш]» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Сабина Мугумаева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия «Постановка звука [Ш]»
Опубликовано: 12 ноября 2019 в 14:53
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД