Папки-передвижки

«Песок и глина — наши помощники». Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе.

юлия запрягаева
«Песок и глина — наши помощники». Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе.

Тема: Песок и глина - наши помощники.

Цели: 1. Дать представление о свойствах песка и глины.

2. Формировать умение делать простейшие умозаключения,доказывать свою правоту; понятие о том, что песок и глина полезные ископаемые.

3. Воспитывать любознательность.

4. активизация словаря: сыпучий, твердая.

Публикация «„Песок и глина — наши помощники“, Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе,» размещена в разделах

Материал: песок и глина, стеки, тетрадные листы, песочные часы, бумажные трубочки, карандаши, лупы, баночка, резиновая трубочка, иллюстрация " пустыня"

Ход занятия:

Воспитатель: мы пришли в лабораторию, где нас ждут новые и интересные открытия. Проходите садитесь за столы. (раздается грустный голос)

Лесовичок: А про меня то вы забыли? А я спешил к вам.

воспитатель: Ребята кто это может быть (ответы детей)

Лесовичок: Да это я старичок - лесовичок. Я давно наблюдаю за вами, как вы занимаетесь интересно,как много открытий вы делаете. Шел я к вам в гости и нашел 2 мешочка, а что в них не знаю. Помогите мне разобраться.

Воспитатель: Ребята, поможем старичку - лесовичку? Давай лесовичок свои мешочки. Ребята, посмотрите,что это? Как вы думаете (ответы детей)Молодцы! Садись лесовичок с нами рядом, а ребята тебе расскажут, что такое песок и глина.

Ребята, что можно делать с песком? (ответы детей)

Давайте проверим так ли это.

ОПЫТ №1

Возьмите песок в руки и аккуратно насыпайте его на бумагу. Легко сыпется песок?Что можно сказать про песок? какой он? (он сыпучий)

А теперь возьмите глину и попробуйте насыпать ее на бумагу.

Что легче делать? (насыпать песок)

Верно песок сыпучий и его движение напоминает движение воды. А глина сыпучая? подумайте. А как глина сыпется? (комочками)

Как вы думаете, может ли песок помочь нам определить сколько времени прошло? (ответы детей)

что у меня в руках,кто знает (песочные часы)Когда песок из одной емкости пересыпается в другую, пройдет 1 минута. (Демонстрирую)

А в этих часах песок пересыпается за 5 минут.

Как вы думаете, можно ли сделать глиняные часы? Почему нельзя?

Давайте сделаем вывод: ПЕСОК СЫПУЧИЙ, А ГЛИНА НЕТ.

Лесовичок ты запомнил эти свойства песка и глины.

Лесовичок: Как интересно! Какие молодцы ребята!

Воспитатель: Ребята, продолжим наши открытия.

ОПЫТ № 2

Возьмите палочку и попробуйте воткнуть ее в стаканчик с песком. Что произошло? Почему? (палочка песчинки легко расталкивает, так как они не держатся друг за друга)

А теперь тоже самое сделаем с глиной. Что произойдет, как вы думаете (глина твердая, палочка в нее не воткнуть, трудно)Давайте выполним модель песка и глины. (Дети встают. 1 группа детей- песок встают с расстоянием между друг другом; 2 группа -глина,дети встают плотно друг к другу)

Сделаем вывод: повторим его для старичка - лесовичка. Запомнил. Смотри внимательно и слушай.

ОПЫТ №3

А теперь возьмем бумажные трубочки, вложите в них карандаши, засыпайте песком так,чтобы концы трубочки выступали наружу. Вот так. (показ воспитателя)

Как вы думаете,что произойдет с бумажной трубочкой, если мы вытащим карандаш (ответы детей)

А ты, лесовичок как думаешь?

Давайте проверим, кто же прав. Она помялась? Почему не помялась. Вывод: Песчинки образуют предохранительные своды. Вот почему насекомые попавшие в песок выбираются целыми и невредимыми.

(Показ иллюстрации "Пустыня")

Посмотрите ребята на иллюстрацию. Что на ней изображено? Что вы знаете о пустыне (РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ)

(Рассказ воспитателя)

В пустыне не бывает зимы, там очень жарко. Мало воды, почти нет растительности. Насекомые, чтобы спастись от жары, зарываются глубоко в песок, а когда наступает ночь выползают. Когда у нас поднимается ветер, начинается пурга или метель. А в пустыне ветер поднимает большое количество песка и начинается песчаная буря. (Словарная работа)Хотите устроить песчаную бурю в трехлитровой банке?

ОПЫТ №4

Банку нужно положить на бок, внутрь насыпать песок и глину, закрыть крышкой, в которую вставлена резиновая трубочка. Через нее с силой вдуваем в банку воздух. Внутри создается ветер.

Что происходит с песчинками? Почему?

А с кусочками глины?Почему?

ВЫВОД: песчинки маленькие, легкие не прилипают друг к другу, поэтому легко сдуваются. А кусочки глины сдуваются труднее, потому что они тяжелые.

Лесовичок: Ребята, что-то я не запомнил, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Что можно сделать с песком, чтобы можно было играть с ним при сильном ветре? (Смочить водой)

ОПЫТ №5

Проверяем проходимость воды через глину и песок.

ВЫВОД: глина воду не пропускает, а песок пропускает, при этом он становиться тяжелым и лепится.

Давайте выстроим модель песка и глины в сыром состоянии. (Обе группы детей встают плотно друг к другу)

ИТОГ Занятия Давайте повторим все свойства песка и глины.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание», для детей средней группы Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание» в группе общеразвивающей направленности для.

Пчела МайяПчела Майя Наши дети, молодцы Любят потрудиться. На занятии легко Можно убедиться. Взяли в руки мы песок, Семена арбуза Стружку, "носики", горох И.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Песок и глина — наши помощники». Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе.
Опубликовано: 17 марта 2013 в 08:37
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Песок и глина — наши помощники». Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе.» (включая файлы) размещена пользователем юлия запрягаева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД