Лучший педагог года

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Путешествие капельки»

Галя Логинова
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Путешествие капельки»

Дата проведения: 9 февраля 2021 года

Форма проведения занятия : элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты

Форма организации детей : нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности с подгруппой детей.

Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Узнать - научиться - познать".

Публикация «Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы „Путешествие капельки“» размещена в разделах

Результат: опыт самостоятельной деятельности исследовательской работы.

Цель: формирование представлений детей о взаимодействии живой и неживой природы через изучение круговорота воды в природе.

Задачи:

- совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, в животном и растительном мире;

- уточнить и закрепить знания детей о свойствах, формах и видах воды;

- формировать представление о круговороте воды в природе;

- закрепить навыки работы в лаборатории;

-развивать социальные навыки: учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту;

- развивать речь, мышление, наблюдение, любознательность;

- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

- воспитывать экологическую культуру;

Интеграция образовательных областей происходит через социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие детей и реализуется в следующих видах деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Методы: наглядный (показ иллюстраций, использование технических средств обучения, словесный (объяснение, указание, вопросы поискового характера, уточнения, вопросы, художественное слово, практический (игровые упражнения, опыты, схемы)

Предварительная работа:

1. Беседа с детьми о воде, её роли в жизни человека, в животном и растительном мире.

2. Чтение художественной литературы по теме «Вода».

3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Тучка и капельки», «Маленькие человечки», «Разрезные картинки».

5. Наблюдение за водой в природе.

6. Изготовление книжек-малышек, мини-плакатов на тему «Вода».

7. Индивидуальные сообщения детей (работа с родителями) :

«Значение воды для стрекозы», Как добывают воду лесные жители».

8. Заучивание стихотворений по теме «Вода».

Оборудование:

Демонстрационный материал:

-изображение капельки (размер 20х20);

- плакат «Круговорот воды»;

- растение с корнем (в прозрачном стаканчике);

-шапочка «капелька» и голубой плащ.

Раздаточный материал:

- капельки на каждого ребенка (размер 3х4) синего цвета;

-карточки - схемы проведения опытов;

-карточки, сопровождающие проведение опыта детьми.

Предметы для проведения опытов:

- прозрачные пластиковые стаканчики на каждого ребенка;

-таз с водой;

-пластиковые ложечки на каждого ребенка;

-сахарница (сахар);

-солонка (соль);

- молоко;

- сок;

- таз пустой;

- трубочки;

- заварочный чайник, травы (малина, смородина, мята).

Технические средства обучения: магнитофон, аудиозапись «Шум дождя», «Ручей».

Словарная работа. Обогащение словаря: лаборатория, опыт, эксперимент, прозрачная, безвкусная, пресная, минеральная, бесцветная, родниковая, речная, морская, водопроводная. Активизация словаря: качественные прилагательные.

Ход занятия

Организационный момент

Дети заходят в группу. Встают в круг.

Воспитатель предлагает поприветствовать друг друга.

Воспитатель:

Поскорее в круг вставайте

И за мною повторяйте!

«Добрый день!»- тебе сказали.

«Добрый день!» - ответил ты!

Нас две ниточки связали (берутся за руки)

Теплоты и доброты!

Воспитатель:

Дети, очень важно начинать свой день с улыбки. Давайте, улыбнёмся друг другу!

Звучит аудиозапись - звуки воды.

История про Капельку

Воспитатель: Вы слышите какие-то звуки? Что это?

Дети: Это вода! (ручей, водопад)

Входит печальная Капелька.

Воспитатель: Дети, к нам кто-то пришел. Ты кто?

Капелька : Я – водяная Капелька.

Я – очень всем нужна!

Покапаю, покапаю –

Получится – ВОДА!

Воспитатель: А почему ты такая грустная? Что случилось?

Капелька : Как же мне не грустить? Злая ведьма Грязильда сказала, что от воды нет никакой пользы, что она мокрая, неприятная. Если не будет воды. Всем будет сухо и хорошо…

Воспитатель: Дети, как вы думаете, права ли ведьма Грязильда?

Дети рассуждают, высказывают свои предположения, умозаключения.

Воспитатель: Что же делать?

Приходим к выводу:

Надо рассказать Капельке о пользе воды, убедить её в том, что без неё – без воды, нет жизни на Земле.

Практическая работа. Обобщение знаний детей о воде.

Воспитатель: Ты, Капелька, не расстраивайся. Давайте, все вместе разберемся, где и какая вода бывает на Земле. Капелька, послушай, что наши дети знают о воде. Итак,

Вопросы к детям:

- Где на нашей планете есть вода?

- Где находится соленая?

- Где – пресная?

- Какую воду используют люди для своих нужд? (пресную – для питья, солёную - для лечения). Ответы детей, выводы, рассуждения.

Капелька хвалит детей.

Воспитатель: Человек не может без воды. Людям нужно много воды.

Дети рассказывают Капельке, как человек использует воду.

Работа с карточками-символами. (Карточки с изображением стиральной машины, лейки, кастрюли, кружки, ванны, ведра со шваброй, утюгом).

Дети подходят к мольберту и рассказывают, для каких целей человек использует воду. Капелька хвалит детей.

Воспитатель: Наши дети вместе с родителями, дома, нашли интересные сведения о том, кому ещё в природе нужна для жизни вода.

Капелька : Я с удовольствием послушаю.

Индивидуальные сообщения детей по теме «Нужна ли вода зайчикам и белочкам?», «Значение воды для стрекозы».

Капелька хвалит детей.

Звучит аудиозапись - «Звуки дождя»

Воспитатель: Ой, а что это? Кажется, дождь начинается…

Коммуникативная игра-массаж «Дождь»

(дети становятся в круг, друг за другом, «паровозиком»)

Дождик бегает по крыше-

Бом, бом, бом!

По веселой звонкой крыше-

Бом, бом, бом! (похлопывание ладонями по спине)

Дома, дома посидите-

Бом, бом, бом!

Никуда не выходите-

Бом, бом, бом (постукивание пальцами по спине)

Почитайте, поиграйте-

Бом, бом, бом!

А уйду – тогда гуляйте

Бом, бом, бом! (поколачивание кулачками по спине)

Дождик бегает по крыше-

Бом, бом, бом!

По веселой звонкой крыше-

Бом, бом, бом! (поглаживание ладонями по спине)

Воспитатель: Дети, посмотрите вокруг, кому? (чему) еще нужна вода?

Дети рассуждают и отвечают. (Комнатным растениям, рыбкам в аквариуме)

Капелька : Комнатным растениям? Они, что, тоже пьют? Но ведь у них нет стаканов. Да у них нет даже рта. Как же они пьют?

Дети рассказывают Капельке, как при помощи корней растения поглощают воду. Демонстрация растения с корнем, в прозрачном стаканчике.

Капелька удивляется.

Воспитатель: Вот видишь, Капелька, вода нужна абсолютно всем.

Вода – это бесценный дар природы.

Капелька подходит к столу, где находятся приборы для исследовательской деятельности.

Капелька : Ой, а что это у вас такое интересное?

Воспитатель: Это наша детская лаборатория. Здесь мы опыты проводим. Хочешь поучаствовать?

Капелька соглашается.

II часть

Опытно-экспериментальная деятельность

Дети садятся за столы.

Опыт №1. «Прозрачность воды»

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить трубочки. В каком из стаканов они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим трубочку, а в стаканчике с молоком – нет!

Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет!

Опыт № 2. «Вода без запаха»

Предложить детям понюхать воду и спросить, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Затем предложить понюхать апельсиновый сок в стакане.

Вывод: вода не имеет запаха, а сок пахнет апельсином.

Опыт № 3. «Вода без вкуса»

Воспитатель: Предложить попробовать воду через соломинку, затем – сок.

Вывод: Вода не имеет вкуса.

Опыт № 4 «Вода может превращаться в пар».

Воспитатель: открываю термос с кипятком - подношу оргстекло, на нём появляются капельки воды.

Воспитатель: Что происходит с водой Артём, посмотри?

Дима: Пар поднимается наверх, на стекле появляются капельки.

Воспитатель убирает оргстекло и показывает детям.

Вывод: Вода может превращаться в пар, если ее сильно нагреть.

Воспитатель: Дети, а во что еще может превращаться вода?

Дети: В лёд.

Об этом мы узнаем с вами на следующем занятии.

Физкультминутка: «Капелька»

Капелька : А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть со мной. Дети под музыку бегают, когда Капелька говорит вода – плывут, пар - бегают, лёд – замирают.

Капелька : Вода состоит из капелек. В зависимости от температуры, капельки принимают либо жидкое, либо твердое состояние.

Валентин Коль нырнуть зимою с вышки,

То набьёшь, конечно, шишки.

Знать, тверда была вода,-

Ты ответишь без труда.

Лиза Ну, а если прыгнуть в воду

В очень теплую погоду –

Будешь мокрым ты до нитки,

Летом лёд бывает жидким.

Игра повторяется ещё один раз.

Закрепление материала

Обобщение свойств воды, правила обращение с водой.

Воспитатель: Дети, давайте напомним Капельке, что мы о ней узнали.

- Какая бывает вода? (безвкусная, прозрачная, минеральная, пресная).

- Что она делает? (льётся, переливается, булькает). Оказывается, Капелька у нас самая волшебная.

Воспитатель: Дети, а зимой, где встречается вода в природе, в виде чего?

Дети: В виде снега, сосулек, снежинок, льда.

Воспитатель: Видишь, Капелька, сколько интересного знают дети о воде.

Капелька хвалит.

Воспитатель: К воде нужно относиться бережно. Дети, как вы думаете, что будет на нашей планете без воды?

Ответы и размышления, предположения детей.

Воспитатель: Давайте, с вами вспомним правила обращения с водой.

Подходим к мольберту, на котором прикреплены экологические знаки.

Работа с экологическими знаками.

Дети садятся на стульчики.

Капелька : А вот интересно мне, знаете ли вы, откуда берется вода?

Воспитатель: Капелька, дети тебе сейчас расскажут, что они знают.

Работа с плакатом «Круговорот воды».

Капелька восхищается.

III часть

Итог занятия

Воспитатель: Ну, что, Капелька, мы убедили тебя, что вода необходима всему живому в мире? Без воды нет жизни на Земле. Все живое погибнет без воды. Так что, не обижайся на Грязильду. Она сама о воде ничего не знает. Её нужно в детский сад привести и научить всему.

Капелька : Спасибо, дети. Вы мне очень-очень помогли. Я обязательно передам Грязильде всё то, чему вы научили меня.

Рефлексия

А сейчас я хочу угостить вас чаем. Чай не простой, а с травами (малина, смородина, мята). Капелька заваривает чай с различными травами.

Капелька : Попробуйте…

Воспитатель: Без воды мы бы не смогли заварить такого вкусного чая!

Давайте скажем Капельке спасибо!

Капелька : Ну, а мне пора возвращаться на облачко.

Скоро увидимся.

Воспитатель: Дети, понравилось вам наше путешествие с Капелькой.

Вопросы к детям:

-Что нового и интересного вы узнали?

-Что вам больше всего запомнилось?

-О каких свойствах воды вы сегодня узнали?

Публикации по теме:

Конспект индивидуальной работы с детьми по экспериментально-исследовательской деятельности «Разноцветные мыльные пузыри»Конспект индивидуальной работы с детьми по экспериментально-исследовательской деятельности «Разноцветные мыльные пузыри» " Разноцветные мыльные пузыри" Процесс воспитания детей непрерывен. Большие возможности для развития личности ребенка проходят во время.

Конспект итогового занятия «Путешествие капельки»Конспект итогового занятия «Путешествие капельки» Задачи: • систематизация представления детей о воде, ее состояниях и свойствах; • обучение детей умению проводить опыты и эксперименты.

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности старших дошкольников «Как происходит извержение вулкана» Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование. Образовательная область: Познавательное развитие. Форма.

Конспект НОД в старшей группе с использованием технологии экспериментально-исследовательской деятельности «Свойства песка» Цель: Привлечь детей к самостоятельным размышлениям. Задачи: Образовательные задачи. — Познакомить детей со свойствами песка, установить.

Конспект по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебница водица» (вторая младшая группа)Конспект по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебница водица» (вторая младшая группа) Цель. Формировать у детей представление о свойствах воды: прозрачная, может менять цвет и вкус, предметы в ней тонут и плавают. Задачи.

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Вулканы»Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Вулканы» Тема: ВУЛКАНЫ. Цель: Создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Космическое путешествие»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Космическое путешествие» Цель: Формирование элементарных представлений о космосе, о солнечной системе. Задачи: Закрепить знания детей о планетах солнечной системы;.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Вулканы» Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной к школе группе. Материал может быть использован воспитателем на занятиях.

Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Взаимодействие воды и снега» для детей средней группыКонспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Взаимодействие воды и снега» для детей средней группы Познавательное развитие. Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально коммуникативное развитие», «Речевое.

Проект «Маленькие исследователи» по экспериментально-исследовательской деятельности в группе раннего возрастаПроект «Маленькие исследователи» по экспериментально-исследовательской деятельности в группе раннего возраста Тип проекта: экспериментально-исследовательский Длительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019 – май 2020) Участники проекта: дети, воспитатель,.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Путешествие капельки» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Галя Логинова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Путешествие капельки»
Опубликовано: 20 февраля 2021 в 23:23
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД