МААМ-картинки

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе тема: «Экологическая тропа.»

Юлия Петрова
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе тема: «Экологическая тропа.»

Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад №10 «Радуга» с приоритетными направлениями интеллектуального, эстетического и физического развития воспитанников.

Конспект занятия

по экологическому воспитанию

в старшей группе :

Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе тема: „Экологическая тропа,“» размещена в разделах

тема : «Экологическая тропа

Подготовила и провела

воспитатель МАДОУ №10

Петрова Ю. В.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе : «Экологическая тропа»

Цель: Создать оптимальные условия для экологического воспитания дошкольников, формировать знания о природных объектах и экологической культуре поведения в природной среде.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

1. Закреплять умение детей узнавать и называть деревья на экологической тропинке.

2. Систематизировать знания о некоторых особенностях строения дерева, образе жизни животных, насекомых и птиц.

3. Закрепить знания о сезонных изменениях объектов экологической тропы.

4. Развивать логическое мышление, воображение, умение восстанавливать логическую взаимосвязь, путем использования пословиц;

5. Закреплять знания детей о связях между природными явлениями.

(с похолоданием изменилась жизнь растений и животных);

6. Активизировать речевую деятельность.

Развивающие:

1. Развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами.

2. Развивать умение сосредотачивать свое внимание на рассматриваемых объектах.

3. Развивать внимания слушать вопрос и отвечать на него полным распространенным предложениям.

Воспитательные :

1. Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.

2. Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия, формировать умение видеть красоту природы.

3. Продолжать формировать навыки культуры поведения на природе: не загрязнять окружающую среду, бережно относиться к растениям и животным;

4. Продолжать учить детей правильной и понятной речи для окружающих, грамматически правильно строить предложения, уметь высказывать своё мнение.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Материалы и оборудование: Шапки и шарфики, карта-схема, эмблема «Руку дружбы природе», картинки «деревья» «лес зимой»,"птицы зимующие и перелетные", разрезные картинки, семечки, крошки хлеба, ягоды рябины, пшено, фонограмма.

Предварительная работа: рассматривание картин, альбомов о зиме, зимних явлениях, чтение художественной литературы, заучивание стихов, песен, загадок, наблюдения на прогулах, путешествие по экологической тропе, дид. игры.

Ход занятия.

1. Организационный момент:

Станем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем Привет и Добрый день!

Если каждый улыбнётся -

Утро доброе начнётся!

2. Вводная часть

Ребята, подскажите, кто знает какое сейчас время года?

- Зима.

Скажите, а как Вы узнали?

Почему так решили?

( Признаки зимы: день стал короче; деревья без листьев; солнышко светит, но не греет; птицы улетают в теплые края; выпал снег; стало холодно; люди одели теплую одежду; погода чаще пасмурная, чем солнечная; животные поменяли шубки и некоторые легли в спячку).

Молодцы, правильно.

А кто может назвать зимние месяцы?

- декабрь, январь и февраль.

Ребята, сегодня к нам в сад пришло письмо от хозяина леса - лесовичка, послушайте его:

Письмо от хозяина экологической тропы.

Здравствуйте, мои дорогие друзья! Я, Лесовичок, хозяин экологической тропы, приглашаю вас в гости. А чтобы путешествие было веселым и интересным, нужно выполнять все задания на тропе, которая указана на карте-схеме.

Итак, в путь! Желаю вам удачи!

Ваш друг – Лесовичок, хозяин экологической тропы.

и мы отправляемся с Вами в путешествие по экологической тропе.

Экологическая тропа - это познавательный маршрут, на котором можно узнать много нового и интересного, о природе нашего края: деревьях, кустарниках, травах, водоемах, о птицах и насекомых. Узнаете, что природа дарит человеку, и как человек должен охранять все живое.

Пройдите! Посмотрите! Прочувствуйте!

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтобы ясной любовью

Наполнилось сердце. Н. Рыленков

Скажите, как мы можем попасть в лес, когда на улице столько снега? (на лыжах, на санках)

А какую одежду нам надо одеть? (варежки, теплые штаны, теплую куртку, шапку и шарф, теплые сапоги.

Правильно, потому что, зима у нас какая? (морозная, вьюжная, снежная, холодная, белая, сказочная)

Зимнее небо часто какое? (хмурое, угрюмое, пасмурное, солнечное,)

Снег какой? (белый, пушистый, холодный, скрипучий,)

Итак, отправляемся в путешествие на лыжах:

(дети делают игровое упражнение – лыжи)

По сугробам ноги ходят.

Спор с сугробами заводят:

- Не увязнем мы в снегу, -

Говорили на бегу,

- И пройдем там, где нам нужно.

Лыжи нас поддержат дружно,

Им сугробы не помеха.

Снег для них - одна утеха

3. Экологическая тропа

Итак, мы с вами добрались до начала нашего пути. Давайте рассмотрим карту-схему нашего движения

Начало пути «Руку дружбы – природе» - это начало тропы, стрелка показывает на трафарет с эмблемой.

«Природа дает человеку все необходимое для его жизни - пищу, жилье, одежду. За эти бесценные дары мы отдаем природе свою любовь и защиту. Каждый из вас должен уметь вести себя в природе и помнить о правилах поведения, напоминать тем, кто забывает»

Детям предлагается вспомнить и назвать все правила, а затем выяснить, как они понимают содержание правила (создавая или воображая ту или иную ситуацию)

1. Не кричать громко

2. Не разрушать дома животных и насекомых

3. Не разводить неконтролируемые костры

4. Не бить стекло

5. Не мусорить.

6. Не ломать ветки деревьев

7. Не уносить животных домой. (если они не ранены)

8. Не рвать редкие растения.

Дети объясняют правила.

Молодцы ребята.

Воспитатель : Первая станция «Лесная роща»

Вот мы с вами и оказались в зимнем лесу.

Ребята послушайте, зимний лес тих и спокоен. Зима укрыла лес пушистым снегом. А что же происходит с деревьями и кустарниками? (все деревья и кустарники без листьев, зимой они не растут, погружаются в сон, потому что зимой мало воды, света и тепла). Правильно ребята.

А какие деревья мы с Вами здесь повстречали?

Вторая станция - Береза

Воспитатель :

Молодцы ребята!

Как вы догадались, что это береза? (по стволу).

А какой ствол? (белого цвета с черными черточками)

А как называются эти черточки и для чего они нужны? (Чечевички, чтобы дерево дышало)

Давайте поздороваемся с березкой, ласково обращаясь к ней (берёзонька, милая, добрая, стройная, родная, красавица, белоствольная, любимая, нарядная, зеленая, кудрявая, русская,, пушистая, белокурая душистая, высокая)

Ребята, посмотрите, на ствол березы. Какой он? Внизу темный, покрытый морщинистой, шершавой корой, а вверху более светлый, серебристо-белый.

Как называется верхний слой коры (береста). А зачем нужна кора?

А какую пользу приносит береза?

- Это лекарственное растение. Из почек и листьев делают целебные отвары, березовым веником изгоняют болезни в бане.

Березу считают символом России, называют деревом счастья. Про березу написано много стихотворений, песен. И мы с вами учили. Кто сможет рассказать стихотворение?

Белоствольная берёза –

Символ Родины моей.

Нету деревца другого

Сердцу русскому милей.

Изумрудная весною,

А зимою – в серебре,

Машет веткой золотою

Всем детишкам в сентябре.

Каждый листик, как сердечко,

Полюбуйся, погляди.

У родимого крылечка

Ты берёзку посади. (Инесса Агеева)

Посмотрите, а это что за деревья стоят? (Ель и сосна) 3 станция

Давайте рассмотрим эти деревья - ель и сосна, это какие деревья?

–Хвойные.

Чем они похожи и что разного в них?

- Они хвойные, осенью они не сбрасывают свои листья, но ель маленькая, а сосна высокая,

Ствол у ели темно коричневый, а у сосны светло коричневый. Хвоя у ели длинная, а у сосны короткая.

Ель и сосна то же лекарственные растения, хвоя обладает лечебными свойствами.

Обратите внимание на это дерево. Кто знает, что это за дерево?

- Это Рябина - 4 станция.

Почему вы так решили?

- Красные гроздья рябины.

А это лиственное или хвойное дерево?

А какую пользу приносит рябина?

Ягоды корм для птиц, в зимнее время. Летом вырабатывает кислород.

А что зимой происходит с рябиной?

Дерево засыпает до весны.

В лесу растет еще много деревьев. Это дуб, клен, вяз, липа, осина.

- Ребят,а как одним словом можно назвать деревья, на которых растут листья? (лиственные)

- А как называются деревья, на которых растут иголки? (хвойные)

- А какую пользу приносят деревья для человека? А животным? (кислород, лекарственные, дом для животных, корм для некоторых животных и насекомых, много изделий из дерева, человек строит дом)

Посмотрите, я вижу задание, чтобы отправиться нам дальше по тропинке надо справиться с ним, - задание:

1 Задание «Найди силуэт дерева» (картинка с изображением силуэтов деревьев)

2. Собери дерево по тому как оно растет в природе: - корень, ствол, ветки, листья.

3. Посмотрите, что это на дереве? – какие-то картинки (солнце, снег сугробы, деревья, птички)

-Что солнце делает зимой? (светит, но не греет)

- Снег падает, падает и получаются сугробы

- Что происходит с деревьями зимой? (они спят, потому что мало воды, тепла, света,)

- Птичкам зимой холодно, голодно.

Давайте составим рассказ по картинкам.

(солнце зимой светит, но не греет, зимой падает снег и образуются большие сугробы, деревья, трава и кусты зимой спят, потому, что мало света воды и нет тепла, птичкам зимой голодно и холодно и зимой надо вешать кормушки и насыпать в них корм, чтобы подкармливать птиц)

Отправляемся дальше в наше путешествие, следующая станция

5 станция «В гостях у пернатых»

Давайте закроем глазки и послушаем звуки зимнего леса.

Ребята, вы ничего не замечаете? (не слышно птичьего пения).

Зима много принесла птицам хлопот. Многим пришлось улететь в тёплые края.

Как мы их называем? (Перелётные). Ребята, назовите, каких птиц вы знаете, которые улетели в тёплые края. Почему они улетели? (Нет корма; насекомые попрятались под кору деревьев, в землю; нет семян; речки замёрзли). Какие это птицы? (Лебедь, кукушка, соловей, журавль, ласточка, цапля, скворец).

Дети показывают на ветках.

Ребята, а какие птицы остались на зиму у нас? Как мы их называем? (Зимующие). Слышите, что-то хрустнуло (Звучит хруст снега). Это зимующие птички прилетели на нашу зимнюю полянку. А какие птички прилетели, вы узнаете, если отгадаете мои загадки.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(Снегирь)

Чик-чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это?

(Воробей)

В красной шапке птица ходит.

И в коре жуков находит.

Это давний мой приятель.

А зовётся птичка.

(Дятел)

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её.

(Cорока)

Корку хлебную таскает,

Птиц других не подпускает.

Крепко держит оборону

Громко каркая?

(Ворона)

Не страшны ему метели,

Гнезда вьет зимой на ели,

Крик его отрывист, прост,

Кривоносый красный.

(Клёст)

Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти — … .

(Свиристели)

(Дети отгадывают загадки, а в это время воспитатель вешает картинки птичек на дерево)

Воспитатель : Ребята, а почему эти птички не улетают в теплые края? (они не боятся холода). А что самое страшное для птичек холод или голод? (голод). А что еще вы знаете о жизни птичек зимой? (Птицам холодно зимой, они перебираются из леса поближе к жилью людей. В сильные морозы прячутся под крышу. Зимой им трудно найти пищу). Ребята, а как мы с вами можем помочь птичкам? (повесить кормушку, и насыпать корм – семечки, крошки хлеба, ягоды рябины, пшено и др.). Давайте с вами тоже повесим кормушку. Теперь наши птички будут сытые и довольные.

Физкультминутка «Будем прыгать и скакать»

Теперь по стрелочке идем и к следующей станции попадем: 6 станция:«Лесные обитатели»

А мы с вами отправляемся дальше. Ой, ребята, посмотрите чьи-то следы? Как вы думаете, кто же это пробегал? (зайчик).

(Выходит Заяц – ребенок)

Заяц – ребенок:

Я, зайчик, расскажу, как живётся мне в лесу.

К зиме, ребята, побелел, шубу новую надел.

Под кусточком я присяду, спрячусь под сосной,

Не увидит, не узнает, зверь меня лесной.

Воспитатель : Ребята, а почему заяц белую шубку надел?

А где зимой прячется зайка? Почему? (Под кустиком)

Чем питается зайка? (корой, веточками, сухой травой.)

Воспитатель : Давайте мы угостим зайчика морковкой. (Угощаем зайчика).

-А теперь пойдём дальше

Воспитатель : Посмотрите сколько скорлупы. Кто же здесь обедал? (Белка. Дети подходят к ёлочке, там сидит белка).

Воспитатель : Правильно это белочка.

(Выходит Белочка – ребенок)

Белочка – ребенок:

Я белка, веселый зверек,

По деревьям скок да скок.

Но зимой я меняюсь,

В шубку серую переодеваюсь.

Всю осень дупло утепляла,

Пуха, соломки туда натаскала.

К зиме готовила запас: грибы, ягоды, орехи…

Чтоб зимой не голодать.

Где ж еду в мороз достать?

Трудно белке зимовать

Воспитатель : Какие припасы себе готовит на зиму белочка? (Орешки, грибы, яблоки).

Куда прячет белка свои припасы? (В дупло).

Воспитатель : Ай да белочка, ай да хлопотунья! Ребята, давайте посмотрим в нашу корзинку и подумаем, чем мы можем угостить белку. (Орешки, грибы)

Воспитатель : А что это за огонь горит между ёлок? Кто это там притаился? (Лиса)

(Выходит Лиса – ребенок) :

Лиса – ребенок:

Я зимы не боюсь, в шубу теплую ряжусь.

Хвост красивый какой – мне он нравится самой!

Живу в норе. Там сплю, отдыхаю, а затем охотится начинаю.

Ищу мышку полевую или живность какую.

Хочу зайца поймать, но мне его не догнать!

Воспитатель : А какая лиса? (Хитрая, рыжая, красивая, плутовка).

А что любит кушать лиса? (кур, рыбку, зайчат и мышек).

Давайте посмотрим, какое угощенье у нас есть для лисички. (Рыбка).

Воспитатель : Продолжим наш путь. Что это за горка? Дети, а я слышу — кто-то там похрапывает.

(Слышится голос медведя из берлоги) :

Я в берлоге крепко сплю

И меня нельзя будить.

С осени свой жир копил,

Много ел и много пил.

У меня зимой одна работа –

Крепко спать и ждать весны.

Воспитатель : Не будем мешать мишке. Ребята, где спит зимой медведь? (в берлоге).

А что любит есть медведь? (Мёд, малину, рыбку).

Давайте оставим здесь мёд, чтобы медведю было чем полакомиться, если вдруг он проснётся.

А какие животные еще зиму проводят в берлоге?

(ежик, бурундучок, крот, мышка, в сильные морозы, то же, засыпает, летучая мышь, лягушка, суслик).

Посмотрите, я здесь то же вижу задание от лесника.

Задание «Чьи это следы?»

Воспитатель : Ну что, ребята, птичек и зверюшек мы угостили.

Теперь пора нам отправляться дальше в путь дорогу.

Мы добрались с вами до последней станции нашего путешествия и называется она

7 станция: «Дорожка здоровья»

Подскажите ребята, а какими видами спорта можно заниматься в лесу?

(снежки, лыжи, санки, скейтборды, можно лепить снеговиков и строить снежные городки)

Физкультминутка «Игра в снежки».

Как вы думаете это полезно для здоровья или нет?

Как вы понимаете пословицу «Кто спортом занимается, с болезнями не знается»

А почему полезнее заниматься спортом на свежем воздухе и еще лучше в лесу?

Ребята вот мы и вернулись обратно, к нашему знаку «Руку дружбы природе протяни».

Как вы думаете, почему так говорят?

(Воспитатель с детьми и «возвращаются» в группу под песню «Зима-красавица» сл. С. Савенкова, муз. Т. Тарасовой).

Публикации по теме:

«Помощники леса». Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе«Помощники леса». Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе Цель: прививать детям чувство ответственности за все живое. Расширять представления детей, о животных, птицах. Воспитывать доброе и заботливое.

«Войди в природу другом.» Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в старшей группе. Программное содержание: -Учить детей, вести себя так, чтобы не навредить природе; устанавливать связи между состоянием растения и условиями.

Фотоотчёт «Экологическая тропа в младшей группе»Фотоотчёт «Экологическая тропа в младшей группе» В нашем детском саду много лет функционируют, живут и развиваются экологические станции: "Птичий двор", "Огород", "Цветочные истории",.

Конспект по экологическому воспитанию детей «Опыты с водой. Очистка воды» в старшей группе «Опыты с водой - очистка воды» в старшей группе. С использованием технологии системно-деятельного подхода. Цель: С помощью опытно-экспериментальной.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «На бабушкином дворе» Цель:создание социальной ситуации развития детей в процессе беседы о домашних животных. Задачи: дать первоначальные представления об их.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «На птичьем дворе» Цель. Создание социальной ситуации развития детей в процессе беседы о домашних птицах. Задачи. Уточнить представление о домашних птицах:.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Наш дом — природа» ГКУ СО КК «Отрадненский СРЦН» Занятие по экологическому воспитанию Тема: «Наш дом – природа» Воспитатель: Саакян К.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Мир вокруг нас» Программное содержание 1. Продолжать прививать детям чувство ответственности за все живое. 2. Учить детей видеть в самых простых вещах сложную.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Прилетайте, птицы, в наш детский сад кормиться»Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Прилетайте, птицы, в наш детский сад кормиться» Цель: Обогащение знаний дошкольников о зимующих птицах. Задачи: Образовательная область "Познание". Уточнять и расширять знания детей о.

Конспект «Экологическая тропа весной» для средней группы Цель: Расширять знания детей о сезонных изменениях в природе, рассмотреть объекты экологической тропы веной, формировать заботливое отношение.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе тема: «Экологическая тропа.» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Юлия Петрова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе тема: «Экологическая тропа.»
Опубликовано: 14 января 2020 в 18:22
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД