Получи документы

Конспект занятия по экологии в старшей разновозрастной группе «Сравнение рыб и лягушек»

Елена Копеева
Конспект занятия по экологии в старшей разновозрастной группе «Сравнение рыб и лягушек»

Конспект занятия по экологии в старшей разновозрастной группе

с элементами экспериментирования «Сравнение рыб и лягушек».

Воспитатель Копеева Е. Е. МОУ «Смирновская СШ».

Цели и задачи:

Образовательные:

-- уточнить знание детей о рыбах (внешний вид, питание, образ жизни);

-- расширить и уточнить представления о лягушках, раскрыть связь между внешним видом (окраской, строением конечностей и языка) и ее питанием, движением, образом жизни;

Публикация «Конспект занятия по экологии в старшей разновозрастной группе „Сравнение рыб и лягушек“» размещена в разделах

-- углубить знания детей о причинах спячки лягушек (исчезновение насекомых, замерзание водоемов);

-- показать важное значение лягушек в пищевых связях между животными;

-- выяснить сходства и различия между рыбами и лягушками (строение тела, питание, размножение, образ жизни).

Развивающие:

-- развивать познавательный интерес, желание изучать природу;

-- развивать наблюдательность;

-- формировать естественнонаучные представления о свойствах воды и воздуха;

-- развивать умственные процессы: сравнение, анализ, сопоставление, обобщение;

-- развивать логическое мышление и речь, активизировать и обогатить словарь ребенка.

Воспитательные:

-- воспитывать у детей бережное отношение к природе;

-- воспитывать гуманное отношение к лягушкам и рыбам;

-- изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам на более позитивное.

Методы обучения: беседа, наблюдение, демонстрационное и подгрупповое экспериментирование, логические рассуждения, игра.

Материалы и оборудование: картины «Лягушки. Лето», «Рыбы» (серия «Картины из жизни животных», сундучок (коробка, маленький замок и ключ, 2 игрушки-икринки (серия «Домашний инкубатор», фишки, карточки с изображением рыб и лягушек, лопатки на каждого ребенка, большой таз с водой, 2 прозрачных ёмкости, теплая вода, презентация.

Словарная работа. Обогащение и активизация словаря: мальки, головастики, земноводные, жабры, чешуя, сопротивление, обтекаемые формы.

Предварительная работа. Просмотр презентаций «Рыбы», «Знакомство с лягушками». Рассматривание иллюстраций о жизни лягушек и рыб в разные времена года. Экскурсия к пруду. Чтение художественной литературы: р. н. сказка «Царевна – лягушка», р. н. сказка «По щучьему велению», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Паустовский «Лягушка – путешественница». Дидактические игры: «У кого какая «одежда?», «Этапы развития животных», лото «Животные». Изготовление моделей.

-3-

План занятия.

I. Вводная часть. Сюрпризный момент «Посылка Водяного».

II. Основная часть:

1. Беседа «Что мы знаем о рыбах?»

2. Эксперимент с воздухом и водой.

3. Беседа «Эти «милые» лягушки».

4. Физкультминутка.

5. Викторина «Сравним рыб и лягушек».

6. Сравнение рыб и лягушек (обобщение).

III. Заключительная часть. Сюрпризный момент. Начало длительного наблюдения за икринками. Подведение итогов.

Ход занятия.

I. Вводная часть. Сюрпризный момент «Посылка Водяного».

Дети сидят на стульчиках. Стук в дверь. Воспитатель вносит посылку.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, кто-то оставил у нашей двери посылку. Тут написано: «Ребятам в детский сад». Значит нам. Откроем? Посмотрим, что в посылке. Какой красивый сундучок. Закрыт на замок (показывает детям). Здесь ещё и письмо от Водяного. (Слайд 2)Прочитаем? (Приложение 1)

Дорогие ребята!

Я - Водяной, хозяин рек, озер и прудов. Слышал я, что вы в д/с много занимаетесь и уже кое –что узнали о моих друзьях – животных, которые обитают в водоемах. Чтобы вы узнали ещё больше, посылаю вам подарок - 2 волшебные икринки в сундучке. А ключик от сундучка я заколдовал.

Чтобы расколдовать ключик и открыть сундучок, вы должны выполнить задания: вспомнить, какие животные появляются из икринок; рассказать об этих животных все, что знаете.

Справитесь – ключик превратится в настоящий! Откройте сундучок. А что потом – узнаете…

Водяной.

.

Воспитатель: - Ну что ребятки, хотите открыть сундучок и посмотреть, что там за волшебные икринки? Тогда нужно выполнить задания Водяного.

II.Основная часть:

1. Беседа «Что мы знаем о рыбах?»

Воспитатель: - Чтобы выполнить задания Водяного, нам нужно ответить на первый вопрос. Какие животные, обитающие в водоемах, появляются из икринок? (рыбы, лягушки) Правильно. Мы уже говорили на занятиях о лягушках и рыбах. Давайте сначала вспомним, что мы знаем о рыбах. (Слайд 3)

-4-

Дети рассказывают (с опорой на наглядность) об особенностях внешнего вида и строения рыб, как они питаются, дышат, размножаются, двигаются, защищаются, где живут. Отвечают на вопросы: зачем рыбам жабры? Кто такие мальки и откуда они берутся? Зачем рыбе хвост и плавники? Зачем рыбе чешуя? Что общего есть у всех рыб? Чем рыбы отличаются друг от друга (Слайд 4)

Воспитатель: - Я вам задам еще вопрос. Почему у рыб нет длинных толстых лап, большой круглой головы, длинной шеи? (выслушивает предположения детей). Дать правильный ответ на этот вопрос нам поможет эксперимент.

2. Эксперимент с воздухом и водой.

Дети практически испытывают свойства воздуха и воды. По словесной инструкции, после показа воспитателя, они делают одинаковые движения лопатками в воздухе и в ёмкости с водой. Эксперимент повторяется плоской и выпуклой (округлой) стороной лопатки (выпуклостью вперед). Дети с помощью воспитателя делают выводы: в воде совершать движения труднее, чем в воздухе, т. к. вода плотнее воздуха, она затрудняет движение - оказывает сопротивление. Однако в воде плоская лопатка двигается труднее, чем лопатка выпуклой (округлой) формы. Округлая форма обтекается водой (обтекаемая форма).

Воспитатель: -Ребята, посмотрите на строение тела рыбы, оно вытянутое, овальное, покрыто гладкой чешуей – обтекаемая форма. Давайте посмотрим на других водных животных. (Слайд 5) Они имеют обтекаемые формы, которые позволяют им быстро двигаться в воде. Даже если у них есть шерсть, она короткая и плотная, не мешает плавать. Их лапы похожи на плавники рыб. Так животные, живущие в воде, приспосабливаются к среде обитания.

Дети рассматривают картинки с морскими животными, отмечают сходство форм.

Возвращаясь к вопросу воспитателя, дети отвечают, что лапы, длинная шея и большая голова будут мешать рыбам быстро плавать.

3. Беседа «Эти «милые» лягушки».

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы много знаете о рыбах. Давайте теперь побеседуем о лягушках. (Слайд 6)

Дети рассказывают об особенностях внешнего вида и строения, питания, передвижения, об особенностях рождения и роста лягушек: икринка, головастик, лягушонок, лягушка. (Слайд 7)Как ведут себя лягушки в разных погодных условиях.

Отвечают на вопросы: Могут ли лягушки жить без воды? Почему они часто выходят на сушу? Как защищаются от врагов? Почему зимой спят? Как и чем питаются?

Воспитатель: - Какую пользу приносят лягушки? Да, онипоедают комаров и мошек, а сами служат пищей для многих животных. Это важное звено в цепочке питания (составляют цепочку питания).

-Кто из вас боится лягушек, почему? Многие боятся лягушек, считают их некрасивыми, даже противными. Посмотрите на этих лягушек. (Слайд 8)Они очень разные: яркие, смешные, симпатичные, необычные и даже красивые. В сказке лягушка превращается в красавицу Василису Премудрую, а в мультфильме «Принцесса и лягушка» все лягушки веселые и очень милые. Не стоит бояться лягушек, они безобидные, беззащитные.

-5-

Лягушек не следует обижать, ловить, брать на руки (можно повредить нежную кожу).

Намного интереснее и полезнее наблюдать за лягушками, их жизнью. (Слайд 9)

В природе нет плохих животных, все они нужны и важны.

4. Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять.

Лягушонок стал скакать.

Прыгал, прыгал и устал,

В речку скок-

И плавать стал.

5. Викторина «Сравним рыб и лягушек».

Воспитатель: - А теперь давайте поиграем. Сначала разделимся на две команды. Подойдите к столу, выберите по одной карточке. Переверните. У кого нарисованы рыбы – это первая команда, у кого лягушки – вторая. Итак, начинаем соревнование «Сравним рыб и лягушек». (Слайд 10)

1 конкурс. Сходство рыб и лягушек.

2 конкурс. Различие рыб и лягушек.

3 конкурс. Ответь на вопрос.

Сравнение проходит с опорой на наглядность. Дети разных команд по очереди называют сходство и различия. За каждый правильный ответ получают фишку.

Сходства: живут в воде, имеют обтекаемые формы, нет шеи, размножаются

икрой, питаются насекомыми и их личинками, имеют защитную окраску, и др.

Различия: у рыбы нет лап, а у лягушки нет хвоста; кожа рыбы покрыта чешуей,

а у лягушки она гладкая; рыбы не могут жить без воды, лягушки живут в воде

и на суше; рыбы дышат жабрами, а лягушки легкими и кожей; рыбы молчат,

а лягушки квакают; зимой лягушки спят, а рыбы нет и др.

Вопросы. Как спят рыбы? Когда квакают лягушки? Что «клюют» рыбы?

Мигают ли рыбы? Где у лягушки ушки? Зачем рыбы виляют хвостом?

Когда лягушки похожи на рыб?

В конце соревнования подводятся итоги. Дети обеих команд получают сувениры.

6. Сравнение рыб и лягушек (обобщение).

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы назвали много сходств и различий. Давайте обобщим и еще раз повторим, чем лягушки и рыбы похожи, а чем они отличаются.

(Слайд 11)

Особое внимание воспитатель обращает на то, что лягушки живут на суше и в воде, поэтому называются земноводные.

Воспитатель: - Я вам назову еще одно очень важное сходство. Рыбам и лягушкам одинаково необходимы чистый воздух и чистая вода. Мусор и вредные вещества, попадая в водоем, загрязняют его, что приводит к болезням и гибели животных.

Мы с вами можем помочь обитателям нашего пруда, убирая мусор с его берегов.

А еще мы сами можем не бросать мусор в пруд, не мусорить на берегу.

-6-

III. Заключительная часть.

Воспитатель привлекает внимание детей к письму Водяного.

Воспитатель:- Ребята, смотрите! Ключик превратился в настоящий! Вы много знаете о водных обитателях и хорошо об этом рассказали. Мы выполнили задание Водяного и расколдовали ключик! Давайте откроем сундучок. Здесь ещё одно письмо

Воспитатель читает письмо, дети рассматривают икринки.

Ребята!

Вы молодцы, справились с моим заданием. Я дарю вам эти волшебные икринки. Хочу, чтобы вы сами понаблюдали, как из икринок появляются рыбки и лягушки. Сделайте так:

положите икринки в прозрачную баночку, налейте туда теплой воды. Наблюдайте, что будет происходить с икринками.

Хозяин рек, озер и прудов – Водяной.

Дети выполняют инструкцию: помещают икринки в прозрачные банки, заливают их водой, ставят банки на подоконник для дальнейшего наблюдения. (Слайд 12)

Воспитатель подводит итог занятия.

Воспитатель:- Много нового, интересного мы узнали сегодня. Мы экспериментировали, знакомились со свойством воды – сопротивлением. Сравнивали рыб и лягушек. Выяснили, что для их жизни нужна чистая вода и воздух. Надеюсь, теперь вы будете лучше и добрее относиться к лягушкам и всем обитателям водоемов. И никогда не будете мусорить, загрязнять водоемы.

Последующая работа.

Следующие 3 дня дети наблюдают, что происходит с икринками в воде. Свои наблюдения зарисовывают (приложение 3).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Как лесные звери готовятся к зиме». Конспект занятия по экологии для детей старшей группы Цель: Дать детям представление о том, как дикие животные в лесу готовятся к зиме, приспосабливаются к зимним условиям. Закрепить знание.

Фотоотчёт о занятии по экологии во второй младшей группе «Сравнение снегиря с вороной»Фотоотчёт о занятии по экологии во второй младшей группе «Сравнение снегиря с вороной» Задачи: - учить детей сравнивать двух птиц, находить признаки различия (цвет перьев, величина); - закрепить знания детей о вороне; - развивать.

Конспект интегрированного занятия в старшей разновозрастной группе «Как сохранить зубы здоровыми». Конспект интегрированного занятия в старшей разновозрастной группе «Как сохранить зубы здоровыми». Выполнила Михеева Татьяна Константиновна.

Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности «Сравнение камней, песка и глины»Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности «Сравнение камней, песка и глины» Воспитатель: Ряполова П. С. 2019г. Цель. Расширять и закреплять знания детей о свойствах камней песка и глины. Задачи: Формировать у детей.

Конспект занятия по аппликации в старшей разновозрастной группе «Поможем Деду Морозу сделать Снеговиков!» Конспект занятия по аппликации в старшей разновозрастной группе на тему: «Поможем Деду Морозу сделать Снеговиков!» Образовательная область:.

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Сравнение предметов»Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Сравнение предметов» Тема:"Сравнение предметов" Цель:Учить сравнивать предметы по высоте и длине,отражать в речи результат сравнения,продолжать устанавливать.

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Зимующие птицы» Цели: обобщить знания детей о зимующих и перелётных птицах; выявить экологические знания детей: правила поведения в лесу; учить воспринимать.

Отчет о работе воспитателя по экологическому воспитанию в старшей разновозрастной группе в год экологии Отчет о проделанной работе воспитателя Мутиной Г. И. по экологическому воспитанию в старшей разновозрастной группе «Город детства» за период.

Развлечение по экологии в старшей разновозрастной группе «Спасём лес»Развлечение по экологии в старшей разновозрастной группе «Спасём лес» Ребята, мы сегодня здесь собрались на праздник леса. Но сначала нам надо повторить правила поведения. Я буду вам говорить, как дети себя.

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Хопёрский заповедник» Образовательная область: «Познание» Тема: «Хопёрский заповедник». Цель: Формировать у детей доброе и бережное отношение к природе родного.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия по экологии в старшей разновозрастной группе «Сравнение рыб и лягушек» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Копеева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия по экологии в старшей разновозрастной группе «Сравнение рыб и лягушек»
Опубликовано: 20 февраля 2020 в 08:31
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД