МААМ-картинки

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Деревья — не только украшение Земли»

Исакова Людмила Максимовна
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Деревья — не только украшение Земли»

Программное содержание:

• Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, по форме листа, расположению хвоинок на ветке).

• Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель к ельнику и т. д.).

• Развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать связную речь у детей.

• Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Способствовать формированию коммуникативных навыков. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

Публикация «Конспект занятия по экологии в старшей группе „Деревья — не только украшение Земли“» размещена в разделах

Предшествующая работа:

o Наблюдение за елью, сосной на территории ДОУ;

o Чтение литературы природоведческого характера; разучивание стихов о природе;

o Рассматривание иллюстраций о лесе.

o Словарная работа:

o Березовая роща, березняк; хвойный лес, лиственный лес; белоствольная; хвоинки, хвоя.

Материалы к занятию :

Ветки березы и осины, ели и сосны в вазах с водой;

Иллюстрации с изображением березовой рощи, осинника, ельника, сосняка в разное время года;

Хвоя сосны и ели в тарелочках;

Шишки сосны и ели в контейнерах;

Иллюстрация с изображением сосновой ветки с шишками;

Мяч для игры;

Раздаточные карточки с изображением одиночных деревьев : березы, осины, ели, сосны.

Ход занятия:

Организационный момент:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

-Ребята я получила письмо приглашение в лес.

-А вы сможете объяснить, что означает слово лес?

«Лес - это место, где растут много разнообразных деревьев (каких, живут различные дикие животные, растут грибы и ягоды. В лесу мало солнечного света т. к. в нем растут много деревьев».

-Ребята как вы думаете, деревья живые? Чем они дышат? (живые, они дышат листьями).

-А какую пользу приносят деревья? (ответы детей)

- Правильно, деревья – это основной источник кислорода на планете.

-Деревья вдыхают грязный воздух, а выдыхают кислород-чистый воздух, которым дышим мы с вами.

-А вы знаете какие-нибудь пословицы о лесе?

«Лес-богатство и краса, береги свои леса»

«Враг природы тот, кто леса не бережет»

«Много леса не губи, мало леса береги, нет леса-посади»

«Не мудрено срубить-мудрено вырастить»

«Одна искра целый лес сжигает»

«Кто с дерево кору снимает, тот его убивает»

-А кто хозяин леса?

-Лесник.

-Молодцы, но прежде чем отправится в лес, что мы должны вспомнить?

-Правильно, правило поведения в лесу.

1. Не будем ломать ветки деревьев.

2. Не будем рвать цветы, а будем ими любоваться.

3. Не будем срывать незнакомые ягоды и грибы.

4. Нельзя шуметь, нельзя обижать животных.

5. В лесу не нужно ломать и вырубать деревья.

6. Нельзя кричать.

7. нельзя разжигать костры и мусорить.

Молодцы ребята, вы хорошо знаете правило поведения в лесу.

Хотите послушать сказку про деревья?

А помогут мне рассказать наши девочки.

«Жили – были деревья – подружки;

Елка - Зеленушка.

Береза – Веселушка.

Рябина – Краснощечка.

Сосна – Стойнушка.

Они жили дружно, но однажды они заболели хвастовством. Давайте послушаем их хвастливые речи:

Елка – Зеленушка: «Лучше меня, ели, вы не найдете, я всю зиму зеленая. Вот где настоящая красота. И иголки свои я постепенно меняю через 5-7 лет. Но не все сразу, а по очереди, поэтому я всегда зеленая. На Новый год вокруг меня хороводы водят. И бумагу из меня делают, и искусственный шелк, и дома из меня строят и музыкальные инструменты. Вт так: я намного лучше и нужнее всех вас.

Сосна – Стройнушка: «Что бы вы там не говорили, а я самая красивое дерево. Ствол у маня ровный и иголки длиннее чем у елки. А строят из меня и дома и бани. И еще я иду на строительство корабельных мачт. Я самое главное дерево.

Рябина – Краснощечка: «Хвастайтесь, хвастайтесь, а я вам вот что скажу: стройней и изящнее меня вы нигде не найдете. И еще когда осенью я облачаюсь в желтый наряд, гроздья моих ягод видны издалека, а в них уйма витаминов. Скольких птиц я спасаю зимой от голода! Да и люди не прочь полакомиться ими. Вот – так!

Береза – Веселушка: «А о ком стихи и песни сочиняют? Такие например: «Белая береза под моим окном…» Как звучит! И ствол у меня белый, не то что у вас. А почками моими можно от простуды вылечить, настоем сосуды натирать, чтобы не болели. Дрова мои дают много тепла. А еще из меня делают мебель, лыжи, деготь. Так что я каралева!»

Что случилось далее мы узнаем позже. А сейчас отгадайте загадку.

Там полным полно чудес.

В нем живут дары природы

Для людей и лесного народа. (лес)

Ну что не боитесь отправиться в лес. Но чтобы попасть в лес, надо произнести волшебные слова:

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

И в лесу ты окажись.

Ну вот мы и в лесу.

- Смотрите пенек, а на пеньке письмо. (воспитатель читает) «Я Старичок – Лесовичок. Вы попали в мои владения. И чтобы опять попасть домой, вам придется выполнить мои задания. Все они спрятаны за пеньком. Отгадайте и дорога домой вам открыта».

- Ну что ребята давайте думать. (Находим три конверта с цифрами 1,2,3.)

- Как вы думаете, какой конверт нам открыть первым? (с цифрой 1). В этом конверте задание,в котором надо показать и ответить, что нужно для роста и жизни наших деревьев.

Задание 1

1)Солнце-источник света. Дерево не может жить без света. Оно, как художник, окрашивает листики в зеленый цвет. В них находится особая «пища» для дерево (зернышки хлорофилла, которые делают лист зеленым).Одни деревья предпочитают светлые места (сосна, лиственница,другие могут расти и в тени (ель, липа).Когда осенью световой день становится короче, деревья получают сигнал-нужно готовиться к зиме.

2)Солнце источник тепла. Одни из них выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. Если зимой бывают очень сильные морозы, растение может погибнуть, замерзнуть. От количества тепла зависит и начало появления листьев.

3)Деревья пьют воду, как люди. Одним деревьям нужно много влаги, другие обходятся небольшим количеством воды. Воду дерево получает с дождем, кроме дождей бывают и другие виды осадков: снег, роса, иней, град. Снег-укрывает корни, словно теплая шуба, спасает от вымерзания. Весной, когда снег тает, дерево поит талая вода.

4)Деревья как и люди должны дышать. Растениям, как и нам нужен чистый воздух. От грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух.

5)Ветер-переносит пыльцу растений (ели, сосны,а так же распространяет семена (ели, березы, осины, клена, ясеня, тополя, липы).

6)Птицы-птицы питаются насекомыми, живущими на дереве.

7)Дождевые черви рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений.

-Ну, вот мы ответили на первое задание. Пора вскрывать другой конверт. А который по счету (второй)

Задание 2

Вам нужно ответить на такой вопрос: Что вы знаете о березе?

-У березы ствол белый с черными черточками,

-Как можно сказать одним словом о белом стволе березы?

-Белоствольная береза.

-Береза-единственное в мире дерево с белой корой.

-Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки (варианты детских ответов).

-Оказывается, березка через них дышит, и называются они чечевичками.

-Разбежались по опушке в белых платицах подружки.

-Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок-подружек. Как называют лес, где растут одни березы (Березовой рощей или березняком).Повторите пожалуйста.

-Лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющие листву, называется лиственным.

-Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?

-На ветках этих деревьев растут листочки

-Молодцы ребята и на второе задание мы тоже ответили.

ФИЗМИНУТКА:

«Наступило утро,

Солнышко проснулось,

И березки к солнцу потянулись. (руки вверх, встать на насочки)

Поздоровались друг с другом,

Наклонившись в стороны. (наклоны в стороны)

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому. (руки вверх, помахать ими).

-Ну, что у нас остался один конверт. С какой цифрой (три).Который по счету (третий).Интересно, что спрятана в этом конверте?

-Вам надо будет правильно ответить на задание: какие деревья растут в хвойном лесу?

-Идемте дальше и на пути нашем-Хвойный лес. Почему он так называется, мы скоро с вами узнаем.

-Какие деревья растут в хвойном лесу?

-Сосны, ели.

-Кто знает загадку про ель и сосну?

1. Зимой и летом одним цветом.

2. Ее всегда в лесу найдешь-

Пойдем гулять и встретим

Стоит колючая как еж

Зимою в платье летнем. (ель).

3. У меня длинней иголки

Чем у елки

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке

Ветви только на макушке. (сосна)

-Почему эти деревья стоят зеленые?

-Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.

-Что вы можете рассказать о елке?

-Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные.

-Что вы можете сказать о сосне

-Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей.

-Лес, где растут одни сосны и ели называется Хвойный лес.

-Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки.

-Чем они похожи?

-Ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая. У сосны иголки и у ели иголки.

-А чем же отличается сосновая ветка от еловой?

-Иголками.

-По –другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется хвойным.

-Какие хвоинки у сосны?

-Длинные.

-А у ели?

-Короткие.

-Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.

-Посмотрите на подсказку (показываю картину, на которой изображена ветка ели с шишкой).

-Какие шишки у ели?

-Еловая шишка удлененная. У нее более мягкие чешуйки.

-Что вы расскажите про сосновые шишки?

-Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.

-Сосновые шишки растут два года, на второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.

-Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру «Каждому дереву свой листочек».

-На карточках-хвойные и лиственные деревья. Возьмите листочки и найдите каждому листочку свое дерево. (В процессе игры спрашиваю, почему дети поместили тот или иной листочек именно сюда). Молодцы ребята мы выполнили все три задания. Ой ребята, смотрите корзина с угощениями, ее нам оставил Старичок-Лесовичок, спасибо ему большое. Ну а теперь попробуем вернуться домой. Давайте вспомним наши волшебные слова.

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

И в саду ты окажись.

Вот мы и вернулись в детский сад.

-Ребята, а как же наша сказка о деревьях-подружек. «Налетел ветерок на лес, смахнул с листочков и хвоинок все хвастовство. Посмотрели деревья по сторонам, им стало стыдно за свое поведение, и они опять стали жить дружно.

-Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы

БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ-ВЕДЬ МЫ- ЧАСТИЧКА ЕЕ!

Релаксация:

Какое у вас настроение после прогулки по лесу?

Публикации по теме:

«День Земли». Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе Программное содержание. 1. Учить детей выполнять правила поведения в природе. 2. Учить использовать приобретенный словарный запас в связной.

Конспект НОД по экологии в старшей группе «Лес. Такие разные деревья»Конспект НОД по экологии в старшей группе «Лес. Такие разные деревья» Конспект НОД по ФЦКМ (экология) в старшей группе. Тема: «Лес. Такие разные деревья». Задачи: Образовательные: Уточнение, расширение и обобщение.

Конспект НОД по экологии в средней группе «Хвойные деревья»Конспект НОД по экологии в средней группе «Хвойные деревья» Занятие по экологии в средней группе «Хвойные деревья». Цель: закрепить и углубить знания детей о ели и сосне, как представителях хвойных.

Конспект открытого занятия по нетрадиционной технике рисования «Деревья зимой» в старшей подготовительной группеКонспект открытого занятия по нетрадиционной технике рисования «Деревья зимой» в старшей подготовительной группе Цели: 1. Познакомить детей с новой техникой рисования «ватой на бархатной бумаге». 2. Развивать творческие способности детей. З. Вызвать.

Конспект занятия по рисованию «Деревья в инее» в старшей группе детей с ЗПРКонспект занятия по рисованию «Деревья в инее» в старшей группе детей с ЗПР .

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Богатыри земли русской».Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Богатыри земли русской». Цель: «Формирование представлений о героическом прошлом Древней Руси, о русских богатырях – защитниках земли русской». Задачи. Образовательные:.

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Зимующие птицы» Цели: обобщить знания детей о зимующих и перелётных птицах; выявить экологические знания детей: правила поведения в лесу; учить воспринимать.

Конспект занятия по экологии «Животные Земли» в подготовительной группе Цель. Углубить и обобщить представления детей о разнообразие животного мира (насекомые, птицы, звери, рыбы). Задачи. Способствовать развитию.

Конспект познавательного занятия «День Земли» для детей старшей группыКонспект познавательного занятия «День Земли» для детей старшей группы 21 марта День Земли,приурочили празднование ко дню весеннего равноденствия. Всемирный праздник День Земли не может пройти без внимания.

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Хопёрский заповедник» Образовательная область: «Познание» Тема: «Хопёрский заповедник». Цель: Формировать у детей доброе и бережное отношение к природе родного.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия по экологии в старшей группе «Деревья — не только украшение Земли» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Исакова Людмила Максимовна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Деревья — не только украшение Земли»
Опубликовано: 18 марта 2020 в 20:57
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД