Папки-передвижки

Конспект занятия по совершенствованию навыков звукового анализа в подготовительной к школе группе «Звук [Ы] и буква Ы»

Наталья Алёхина
Конспект занятия по совершенствованию навыков звукового анализа в подготовительной к школе группе «Звук [Ы] и буква Ы»

Цель: Знакомство со звуком [Ы] и буквой Ы.

Задачи:

- продолжить работу по формированию представлений у детей о гласных звуках, их дифференцирующих признаках;

- уточнить артикуляционные признаки звука [Ы] и на этой основе учить детей различать звук в потоке звуков, слогов и слов, определять позицию звука в слове;

- совершенствовать умение выполнять звуко-буквенный анализ слов типа кот, дуб;

- закреплять умение образовывать существительные множественного числа именительного падежа;

- познакомить детей с буквой Ы;

Публикация «Конспект занятия по совершенствованию навыков звукового анализа в подготовительной к школе группе „Звук [Ы] и буква Ы“» размещена в разделах

- развивать слуховое внимание, зрительное восприятие, воображение, мелкую моторику, координацию речи с движением.

Оборудование:

«Человечки», изображающие артикуляцию гласных звуков [А], [О], [У], [И], [Ы]; картинки «дом», «кит», «дуб», «мак», «дым» и соответствующие им карточки-слова с пропущенными гласными буквами;

веер гласных на каждого ребёнка»;

«звуковые» домики для определения места звука в слове;

картинки «дыня», «мыло», «дым», «коты», «весы»;

«ниткопись» на каждого ребёнка;

демонстрационные картинки «Буква Ы».

Ход занятия:

1. Организация детей на работу.

(Развитие слухового внимания и понимания речи).

- Дети, садиться на свои места вы будете по очереди. Будьте внимательны. Сядет тот, на ком белая футболка; на ком джинсовый сарафан; тот, у кого светлые волосы; тот у кого серые глаза и т. п.

2. Сообщение темы занятия.

Закрепление материала об изученных ранее гласных звуках, их признаках.

- Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком и буквой, которой он обозначается.

- Скажите, чем звуки отличаются от букв? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, читаем и пишем).

- Посмотрите на доску. (На доске размещены фигурки «девочек», на лицах которых отображена артикуляция звуков [А], [О], [У], [И]).

Здесь девочки приготовились произносить звуки. Догадайтесь, какие. Какой звук хочет произнести первая девочка? (Первая девочка хочет произнести звук А).

- Как ты догадался? (При произношении звука [А] рот открывается широко).

- Какой звук хочет произнести вторая девочка? (Вторая девочка хочет произнести звук [У]).

- Как ты догадалась? (Когда произносят звук [У], губы вытягиваются «трубочкой»).

(Аналогично разбираются остальные артикуляционные уклады).

- Молодцы! Вы отлично справились с заданием.

У девочек в платьицах красных

По-разному рот открывается,

И только поэтому разные

Звуки у них получаются.

- Произнесём ещё раз эти звуки вместе с нашими девочками:

(Поочерёдно показываю на фигурки «девочек» и воспроизвожу вместе с детьми

звуки [А], [О], [У], [И], сопровождая их артикулирование соответствующими ручными позами)

- Что это за звуки? (Это гласные звуки).

- Что вы знаете о гласных звуках? (Их можно петь, тянуть сколько угодно. Они произносятся голосом. При их произношении язык и зубы не мешают).

- Вы правильно перечислили основные признаки гласных звуков.

Вспомним стихотворение о гласных:

3. Логоритмическое упражнение «Гласные звуки»

(Развитие координации речи с движением)

Звуки гласные мы знаем, (Поочерёдно ритмично стучат кулачками и

Без труда из различаем: ладошками друг о друга)

А, О, У, И – (Показывают ручными символами каждый

звук)

Вот такие все они. Поочерёдно ритмично стучат кулачками и

ладошками друг о друга)

Нет для них преграды, («Грозят» указательным пальцем)

Петь их очень рады. (Изображают «пение в микрофон»)

4. Упражнение «Какая буква спряталась

(Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа).

- Звуки обозначаются буквами и могут прятаться в словах.

(На доске размещены картинки «дом», «кит», «дуб», «мак», «дым» и соответствующие им карточки-слова с пропущенными гласными буквами :

Д…М, К…Т, Д…Б, М…К, Д…М.).

- В этих словах потерялись буквы. (Показываю на доску).

- Возьмите веера с буквами. Покажите гласную букву, которая потерялась в слове «дом»? (показываю на картинку «дом»)

(Дети на веерах показывают букву О).

- Алёша, как ты догадался, что в слове «дом» потерялась буква О? (Когда мы произносим слово «дом», губы вытягиваются «овалом»).

(Аналогично прорабатываются картинки «кит», «дуб», «мак»).

- А какая буква потерялась в слове «дым»? (показываю на картинку «дым»).

(Дети приходят к выводу, что у них нет такой буквы).

- Что это за буква и какой звук она обозначает, нам предстоит выяснить.

5. Физкультминутка.

(Развитие общей моторики. Выполнение движений по тексту).

Сюда скорее выбегайте

И в широкий круг вставайте!

Вот весёлая зарядка.

Выполняйте по порядку.

Ровно встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели — встали, сели — встали.

Вы, надеюсь, не устали?

Надо нам свободней встать

И спокойнее дышать.

6. Игра с мячом «Один – много».

(Закрепление умения образовывать существительные множественного числа именительного падежа. Подготовка к выделению гласного звука Ы из позиции «конец слова». Развитие общей моторики).

- Сейчас я буду называть один предмет, а вы, поймав мяч, – называете много таких предметов.

кот – коты

кит – киты

куст – кусты

хвост – хвосты

дуб – дубы

рот – рты

мост – мосты

крот – кроты

7. Выделение звука [Ы] из позиции «конец слова».

Назовите ещё раз эти слова и потяните последний звук.

( Дети произносят: «Котыыы, хвостыыы, китыыы)

- Что общего заметили во всех этих словах?

(Во всех словах в конце слышится звук [Ы]).

8. Работа с индивидуальными зеркалами.

(Наблюдение за артикуляционным укладом звука [Ы]. Определение признаков гласного звука).

- Поставьте зеркала перед собой на столе. Произнесём вместе звук Ы долго. (Произносят).

- Что делают губы, когда произносим звук[Ы]? (Губы рисуют полукруг, уголки губ смотрят вниз) Зубы? (Зубы не смыкаются). Язык? (Язык не мешает.)

- Положите руку на шею. Произнесём ещё раз звук [Ы]. Что вы чувствуете? (Работает горлышко).

Значит, с помощью чего мы произносим этот звук? (С помощью голоса).

Произнесём звук быстро. (Произносят). Долго. Тихо. Громко и долго.

Что вы можете сказать, что это за звук? (Это гласный звук).

Как догадались? (Его можно петь, тянуть сколько угодно, он произносится голосом. При произношении язык и зубы не мешают).

Молодцы! Посмотрите у девочек появилась ещё одна подружка, которая произносит гласный звук [Ы].

9. Упражнение «Будь внимателен».

(Развитие умения выделять звук в потоке звуков, слогов, слов).

- Встаньте рядом со столами. Закройте глаза. Я буду произносить разные звуки, слоги, слова, а вы, услышав звук [Ы], должны поднять руки вверх.

Материал: А, Ы, У, Ы, Ы;

АМ, ЫТ, УТ, КО, КЫ;

ДЫМ, НОС, СЫН, ВОДА, МЫЛО.

10. Упражнение «Звуковые домики».

(Развитие умения определять позицию звука в слове).

- У вас на столах картинки, в названиях которых есть звук [Ы]

(Картинки «дыня», «мыло», «дым», «коты», «весы», «усы»).

- Назовите картинку и скажите, где стоит звук [Ы] : в начале, в середине или в конце слова?

- Поставьте эту картинку в нужный домик.

(«Звуковые» домики на доске. Дети выходят по одному к доске, называют свою картинку, определяют место звука в слове. Ставят под соответствующим

«домиком» и проговаривают: «У меня на картинке дыня. Звук [Ы] слышится в середине слова. Поставлю картинку под вторым домиком»).

- Ещё раз назовём картинки, в названиях которых звук Ы в конце слова. (Дети хором проговаривают).

- А теперь картинки, в названиях которых звук [Ы] находится в середине слова.

- Посмотрите. В первом домике не оказалось ни одной картинки. Почему? (Потому что нет слов, которые начинаются на звук [Ы]).

11. Знакомство с буквой. Выкладывание её на бархатных ковриках нитками.

(Развитие зрительного восприятия, воображения, мелкой моторики).

- А вот и буква, которой обозначается звук [Ы].

«Ы» - сказала буква Ы, (Показывается буква Ы).

Озорная буква Ы.

Я не просто буква «Ы»

Я несчастная, увы…

Я в начале не бываю:

Слов своих не начинаю –

Все в конце, увы, увы,

Ставят чаще Ы-Ы-Ы.

Вот какая буква Ы - невезучая, увы!

- На что похожа буква Ы? (Ответы детей)

(Показ стилистической буквы Ы)

«Ы – какая ты толстушка!

Твой животик, как подушка!

Чтобы легче было жить,

Палочку пришлось добыть!»

(И. Лопухина)

- Чтобы наша буква Ы не грустила, выложите её на бархатном коврике из ниточек.

12. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

- Итак, с каким новым звуком вы сегодня познакомились? (Мы познакомились со звуком Ы)

- Что о нём узнали? (Звук [Ы] – гласный. Нет слов на звук [Ы]).

- Молодцы! Вы очень хорошо поработали на сегодняшнем занятии.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с ТНР (ОНР) по теме «Почта. Звук [Ч] и буква Ч» Цель: способствовать формированию представлений о звуке и букве Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: - способствовать формированию образа.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Буква Ю»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Буква Ю» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Познакомить с буквой «Ю». • Продолжать развивать навыки звукового, слогового анализа и синтеза;.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [ц]. • Продолжать формировать навыки звуко-буквенного анализа.

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Щ], буква Щ» Тема:Звук[Щ], и буква Щ. Цель: Закрепить звук [Щ]; познакомить с его графическим обозначением; Задачи: - Закрепить навыки различения и произношения.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С» Цели: - закрепить навыки правильного произношения звуков «С» и «С'», закрепить в памяти детей графический образ буквы «С». - учить детей.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» Цель: закрепить понятие о букве Е Задачи: познакомить детей с буквой Е, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия по грамоте «Согласный звук [Д], [Д’] и буква Д» в подготовительной группе Цель: закрепить знания детей о букве Д и звуке Д. ДЬ Задачи: Формировать умение детей сопоставлять звук по твердости и мягкости звучания,.

Игры для формирования навыков звукового анализа слова «Красный, синий, зеленый»Игры для формирования навыков звукового анализа слова «Красный, синий, зеленый» Выполнение звуко-буквенного анализа у многих дошкольников вызывает затруднения. Детям необходимо не только понять, что звуки бывают разные:.

Конспект занятия по грамоте «Звук [Ц] и буква Ц» для детей подготовительной группы Цель: Актуализировать знания детей о букве и звуке Ц. Закрепить зрительный образ буквы Ц. Закрепить навыки деления слов на слоги, совершенствовать.

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [А] и буква А»Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [А] и буква А» Цели: Формировать знания детей о звуке и букве А. Закрепить зрительный образ буквы. Совершенствовать умение выделение буквы А из начала,.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия по совершенствованию навыков звукового анализа в подготовительной к школе группе «Звук [Ы] и буква Ы» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Алёхина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия по совершенствованию навыков звукового анализа в подготовительной к школе группе «Звук [Ы] и буква Ы»
Опубликовано: 12 января 2021 в 21:15
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД