Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию связной речи «Пересказ рассказа Н. Сладкова «Гнездо»

Марина Хохлова
Конспект занятия по развитию связной речи «Пересказ рассказа Н. Сладкова «Гнездо»

Предполагаемая продолжительность: 30 минут

Интегрируемые образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие.

Цели: закреплять навыки монологической речи, расширять знания о жизни птиц.

Задачи:

• Образовательные:

тренировать в умении составлять пересказ коллективно, опираясь на рисуночный план;

актуализировать знания детей о перелётных птицах, их жилищах (названия птиц, названия жилищ – скворечник, дупло, гнездо);

закреплять навыки составления ответов на вопросы в виде развёрну-тых предложений;

Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи „Пересказ рассказа Н, Сладкова „Гнездо“» размещена в разделах

познакомить детей со словами – понятиями «развилка», «линючий», «пучок», «позади – впереди» в значении «в прошлом – в будущем», «ноги – ходули», «пеночка – весничка»;

закреплять умение изменять слова «дроздиха», «дроздята» по паде-жам.

• Коррекционно - развивающие:

Развивать навык направленного восприятия речи педагога;

продолжать развивать воображение, координированность движений в ходе имитаций движений героев рассказа;

развивать умение определять и воспроизводить в речи последова-тельность событий, используя слова «сначала», «потом»;

продолжать развивать слуховое внимание: слышать логическое уда-рение в вопросах, прочитанных предложениях;

развивать умение пользоваться при ответах знаково – символиче-скими обозначениями слов, фраз.

• Воспитательные задачи:

продолжать формировать интерес к природе родного края;

воспитывать бережное отношение к птицам;

воспитывать уважительное отношение к товарищам (уступать им место, выслушивать ответы детей, не перебивая, оказывать помощь при возникновении затруднений, договариваться при совместном выполнении заданий).

Оборудование и материалы: Разрезные картинки гнезда, дупла, скворечника ; адаптированный текст рассказа; картинки с изображением дрозда, гнезда из травы, развилки на дереве, линючего зайца, ходуль, дроздихи в гнезде, птицы пеночки, птенцов ; игрушечный микрофон; доска для маркера и маркер; аудиозапись пения пеночки – веснички; карточки с рисуночным планом рассказа и адаптированным текстом рассказа Н. Сладкова «Гнездо» (по количеству детей).

Примечания: Вместо бумажных картинок можно создать и использовать электронную презентацию, включающую необходимый демонстрационный материал (при наличии оборудования).

Ход занятия:

1. Организационный момент. Вход в занятие.

Педагог: Ребята, я знаю, что вы часто играете в игру «Камень, ножницы, бумага», поэтому я предлагаю сейчас сыграть в неё. Согласны?

Дети: Да.

После одного проведения педагог выделяет три команды, которые приглашает к трём столам. На столах находятся детали разрезных картинок (гнездо, скворечник, дупло). Каждая команда собирает свою разрезную картинку.

Педагог: Что же получилось у вас? На этом столе? У вашей команды?

Дети: Гнездо! Дупло! Скворечник!

Педагог: Что это за предметы?

Дети: Это домики для птиц.

Педагог: Верно. Гнездо, дупло, скворечник – это жилища птиц. Какие же птицы могут поселиться в гнезде? Дупле? Скворечнике?

Сегодня я хочу прочитать вам рассказ, который так и называется «Гнездо». Хотите послушать? Тогда рассаживайтесь на нашей лесной полянке удобно и слушайте внимательно.

Дети рассаживаются на ковре

2. Основная часть.

• Первичное знакомство с текстом. Разбор содержания рассказа. Лексический разбор текста.

Педагог: Послушайте и запомните: где и из чего строилось гнездо? Кто строил гнездо?

Педагог читает рассказ

Педагог: Вам понравился рассказ?

О ком говорится в рассказе?

Где дрозд строил гнездо?

Как вы понимаете, что такое «развилка»? (Объяснение, показ картинки).

Из чего строил дрозд в развилке берёзы своё гнездо?

О чём задумался дрозд?

Что значит «позади»? «зимовка»?

Какой перелёт позади у дрозда?

Что у птицы впереди?

Какие труды ждут дрозда?

О ком тревожится дрозд?

Отчего гнездо с каждым днём всё выше и шире?

Педагог добивается полных ответов, приближённых к тексту рассказа. При затруднении – зачитывает отдельные предложения

Педагог: Давайте покажем всё то, о чём говорится в начале рассказа.

Педагог читает рассказ (первую часть, а дети передают содержание с помощью жестов, имитации движений

Педагог: Давайте послушаем ещё раз, что же было дальше: о ком ещё говорится в рассказе?

Педагог читает вторую часть рассказа

Что произошло однажды?

Для чего дроздиха осталась сидеть в гнезде?

Как она поместилась в гнезде? (Показ картинки)

Кого видела и слышала дроздиха, сидя в гнезде?

Почему автор назвал ноги лося ходулями?

Какой заяц проковылял? Как вы понимаете слово «линючий»? (Показ картинки)

Кто поёт о весне? Почему птицу называют ласково «пеночка – весничка»? (Показ картинки)

Педагог добивается полных ответов, приближённых к тексту рассказа. При затруднении – зачитывает отдельные предложения

Педагог: Покажите, что же происходило дальше?

Педагог читает рассказ (вторую часть, а дети передают содержание с помощью жестов, имитации движений

• Пересказ коллективный по цепочке с опорой на схематичные рисунки.

Педагог: Ребята, сможете ли вы пересказать рассказ «Гнездо»? Давайте попробуем сделать это вместе: вы будете пересказывать по-очереди, а я буду вам помогать. Чтобы лучше справиться с этой работой, послушайте рассказ ещё раз и постарайтесь запомнить его.

Педагог читает рассказ третий раз (целиком, после прочтения приглашает детей к доске, которая разделена на три части вертикальными линиями

Педагог: Ребята, скажите, о чём же надо рассказывать сначала?

Педагог: Верно, сначала расскажем о том, как дрозд строил гнездо и задумался.

В первую часть доски выставляется картинка дрозда у гнезда

Педагог: Мы расскажем, как дрозд думал, что позади у него зимовка (педагог рисует схематичные рисунки в первой части доски, перелёт. Впереди – гнездо и птенцы, труды и тревоги. Как растёт гнездо с каждым днём.

После этого надо рассказать о дроздихе в гнезде (выставляется картинка дроздихи в гнезде). Как сидит она в гнезде (педагог рисует схематические рисунки во второй части доски, что она видит и слышит – лося на ногах-ходулях, линючего зайца, пеночку – весничку.

Дети пересказывают рассказ по одному предложению, передавая по кругу «волшебный микрофон». Педагог помогает:

• Задаёт наводящие вопросы,

• Проговаривает начало предложения,

• Начинает некоторые трудные слова,

• Указывает на соответствующий рисунок,

• Имитирует действия героев.

Педагог: Ребята, у вас получился пересказ! Я очень рада.

Послушайте, вот и пеночка – весничка запела от радости за нас. Закройте глаза, положите головы на руки, представьте, что вы в весеннем лесу.

Звучит аудиозапись пения пеночки - веснички

• Придумывание продолжения рассказа

Педагог: Как вы думаете, а для чего на доске отделена третья часть. Мы с вами всё рассказали о дрозде и дроздихе. О ком и о чём можно было бы рассказать дальше?

Дети высказывают предположения, педагог делает схематические зарисовки в третьей части доски

Педагог: Как здорово вы придумали. Мы действительно можем придумать продолжение истории. Давайте расскажем, что произойдёт с птицами дальше.

Используя «волшебный микрофон», дети составляют 2 – 3 предложения о жизни семьи дроздов после появления птенцов

• Грамматические упражнения: перечисли семью дрозда (дрозд, дроздиха, дроздята); ответь на вопросы (Кому принесёт корм папа – дрозд? О ком станет тревожиться дрозд? Кого будут учить летать дрозд и дроздиха? Кем будут любоваться папа – дрозд и мама – дроздиха)

3. Итоги.

Педагог: Вот и не осталось места на нашей доске. Мы с вами пересказали весь рассказ и даже придумали его продолжение, как настоящие писатели.

Вам понравилась наша работа? Что нового вы узнали сегодня? Что бы вы хотели рассказать дома своим родителям?

Каждому из вас я приготовила карточку, на которой по порядку нарисованы рисунки, как на доске. Эта карточка поможет вам пересказать рассказ «Гнездо» дома.

Педагог раздаёт индивидуальные карточки с рисуночным планом рассказа и текстом рассказа «Гнездо»

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «Пересказ сказки «Звездочёт» с элементами драматизации»Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «Пересказ сказки «Звездочёт» с элементами драматизации» Возраст: подготовительная к школе группа, 6-7 лет Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,.

Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик» Мы постарались в период самоизоляции быть рядом со своими воспитанниками. Нами были подготовлены и размещены методические рекомендации для.

Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группеКонспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группе Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группе. Цель: обучать детей пересказу короткого литературного.

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Пересказ рассказа «Осень» по И. Соколову-Микитову»Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Пересказ рассказа «Осень» по И. Соколову-Микитову» Цель: Создать условия для формирования навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы Задачи: 1. Формирование.

Занятие по развитию речи «Пересказ рассказа Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал» с использованием графических схемЗанятие по развитию речи «Пересказ рассказа Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал» с использованием графических схем Конспект занятия по развитию речи Тема: «Пересказ рассказа Николая Сладкова «Как медведь сам себя напугал», с использованием графических.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с заиканием «Пересказ рассказа «Кот Барсик и стиральная машина»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с заиканием «Пересказ рассказа «Кот Барсик и стиральная машина» Конспект занятия по развитию связной речи в старшей логопедической группе для детей с заиканием Пересказ рассказа «Кот Барсик и стиральная.

Конспект занятия по развитию связной речи у детей 4–5 лет «Составление рассказа-сравнения «Птица и самолёт»Конспект занятия по развитию связной речи у детей 4–5 лет «Составление рассказа-сравнения «Птица и самолёт» Рассказ-сравнение «Птица и самолёт» Цели: 1. Активизировать словарь по темам «Птицы» и «Самолёт». 2. Обучать умению сравнивать предметы,.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Курочка» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе. Воспитатель: Власова Ирина Викторовна Тема занятия: «Пересказ рассказа.

Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники» Технологическая карта образовательной деятельности. Возраст: средняя группа Март. НОД развитие речи Тема: Пересказ рассказа Н. Калининой.

Конспект ООД по развитию речи. Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» Название работы: Конспект ООД «Развитие речи» Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» (конспект, презентация) Автор: воспитатель.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия по развитию связной речи «Пересказ рассказа Н. Сладкова «Гнездо» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Марина Хохлова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия по развитию связной речи «Пересказ рассказа Н. Сладкова «Гнездо»
Опубликовано: 11 февраля 2023 в 22:46
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД