Получи документы

Конспект занятия по развитию связной монологической речи «Путаница»

Починская Евгения
Конспект занятия по развитию связной монологической речи «Путаница»

Цель: сформировать элементарные знания о структуре повествовательного текста (начало, середина, конец).

Задачи:

1. Учить детей отличать сказку от рассказа.

2. Познакомить детей со структурой повествовательного текста.

3. Вспомнить разные зачины в сюжетных рассказах и сказках.

4. Упражнять в составлении рассказа-описания об овоще (репе) по вопросному плану.

5. Обогащать словарный запас детей: объяснить детям значения слов «загадка», «путаница».

6. Учить понимать переносный смысл пословиц и поговорок (на тему «Взаимопомощь»).

Публикация «Конспект занятия по развитию связной монологической речи „Путаница“» размещена в разделах

7. Учить детей рассуждать и аргументировать свои высказывания.

Оборудование: сюжетные картинки к сказке «Репка» (наглядно-методическое пособие); предметная картинка с изображением репы.

Примечание: в процессе беседы с детьми педагог обязательно обращает внимание детей на то, что их ответы должны быть развёрнутыми, полными.

Ход занятия

I. Организационный момент

Педагог: «Сегодня мы продолжим путешествие в Страну Сказок. Кто живёт в стране сказок? (индивидуальные ответы детей). Вам нравится отгадывать загадки? Что значит слово «загадка»? (индивидуальные ответы детей).

Педагог обобщает сказано детьми: «Загадка» - это мудрёный (то есть умный) вопрос. Это вопрос, в котором скрывается определённое слово – его и нужно отгадать».

Отгадайте загадку и вы узнаете, о какой сказке мы будем говорить!».

Круглый бок, жёлтый бок,

Сидит в грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это? (репка)

Педагог показывает картинку с изображением репы: «Кто мне расскажет о репе? Это фрукт или овощ? Какая она? (индивидуальные ответы детей).

Логопед показывает репу, и дети составляют словосочетания с опорой на зрительный образ.

Словарь: Репа желтая. Репа круглая. Репа твердая. Репа сладкая.

Ребё нок должен составить примерные предложения: «Это репа. Репа – это овощ. Она желтая, круглая и твёрдая».

II. Основная часть

Педагог: «Молодцы, ребята, это репа. Вы все знаете эту сказку. Как называется сказка, в которой речь идёт о репе, репке? Кто написал эту сказку? Почему она называется сказкой? («Потому что в ней есть необычные вещи – репка не может вырасти такой большой, мышка, собака и кошка не умеют разговаривать и помогать людям»).

Педагог: «Ответьте мне на вопрос: «Что всегда есть у любой сказки?» (педагог побуждает детей рассуждать). Если дети не могут найти ответ, педагог отвечает на поставленный вопрос сам: «У каждой сказки есть своё название!».

- Давайте вспомним эту сказку. Педагог выставляет сюжетные картинки, которые изображают только середину сказки:

№4 – репку тянут дед и баба, к ним бежит на помощь внучка.

№5 – репку тянут дед, бабка и внучка, к ним на помощь бежит Жучка.

Педагог: «Что вы заметили? (дети должны определить, что не хватает картинок с изображением начала и конца сказки). Верно, вы подметили, произошла какая-то путаница : я поместила на доску только те картинки, которые рассказывают о середине сказки. Чего не хватает? («Не хватает начала и конца сказки»).

- В сказках всегда есть три части – это начало сказки, середина и конец. Напомните мне, как начинаются все сказки? («Однажды», «Жили-были», «В некотором царстве, в некотором государстве» и так далее). Как вы думаете, как начиналась сказка «Репка»? (ответы детей).

Педагог: «С чего начинается сказка «Репка»?» ( Дети: «Посадил дед репку…»). Педагог выставляет сюжетную картинку №1. Это начало сказки».

- Что было дальше? ( Дети: «Выросла репка большая-пребольшая…»). Педагог выставляет картинку №2.

- В середине сказки рассказывается о том, как эту репку тянули герои сказки. Перечислите героев сказки (ответы детей). Как они появились? (педагог выставляет на доску картинку №3). Позвал дед на помощь бабку. Позвала бабка внучку (картинка №4). Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. Кликнула внучка Жучку (картинка №5).

Педагог: «Как вы понимаете слово «кликнула»? («Кликнула, значит позвала»). Просит нескольких детей повторить сказанное: «Лена, как ты понимаешь слово «кликнула»? (спросить нескольких детей)

- Что произошло потом? ( Дети: «Кликнула Жучка кошку») – картинка №6. Кого ещё позвали на помощь? ( Дети: «Мышку»).

Педагог: «Что было в конце сказки?» («Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут - вытащили репку»). Педагог выставляет последнюю картинку №7.

- Вот мы и нашли и начало сказки, и середину и конец. Молодцы ребятки, все верно вспомнили!

Работа с пословицами и поговорками

Педагог собирает детей в круг: «О чем эта сказка? Определите, какая главная мысль сказки «Репка»? («Очень важно помогать друг другу в трудном деле»)».

Педагог: «Сейчас я прочитаю вам несколько пословиц и поговорок, а вы подумаете и объясните, как вы понимаете эти пословицы?» (педагог выслушивает ответы каждого ребёнка и уточняет смысл каждой пословицы).

В трудном деле даже малая помощь много значит.

Берись дружно, не будет грузно.

Инсценировка сказки «Репка» (в виде физминутки)

- Я предлагаю вам поиграть в сказку «Репка». Я буду рассказчиком, а вы героями этой сказки».

«Посадил дед репку (дети имитируют движениями посадку репки).

Выросла репка большая-пребольшая (показывают руками размер репки).

Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может (дети тянут репку).

Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут - вытащили репку».

Педагог: «Скажите ребята, если бы деду никто не помогал тащить репку, чтобы тогда было?» (педагог побуждает детей рассуждать).

Вопросы:

- Как определить в сказке начало? («Сказки всегда начинаются со слов: «Жили-били», «В некотором царстве, в некотором государстве», «Давным-давно в далеком королевстве» и прочее).

- Как мы можем определить середину сказки? («В середине сказки всегда рассказывается о каких-то событиях, которые происходят с героями»).

- Назовите, какие события происходили в середине сказки «Репка»? (индивидуальные ответы детей).

- Как определить конец сказки? («В конце сказки мы узнаём, чем закончились события, которые происходили с героями и чем они закончились»).

- Чем закончилась сказка «Репка»? («В сказке «Репка» все закончилось тем, что репку вытянули»). Какой конец у этой сказки, хороший или не удачный? (индивидуальные ответы детей).

- Сколько частей в тексте сказки? («В сказке есть три части: начало, середина и конец»).

III. Итог занятия

Педагог оценивает работу детей на занятии только с положительной стороны, очень важно отметить тех детей, которые менее активны на занятии.

- Как называлась сказка, о которой мы говорили на занятии?

- К какому виду сказок она относится? («Сказка «Репка» относится к бытовым сказкам»).

- Что есть у любой сказки? («У всех сказок есть своё название»)

- Какие пословицы подходят к этой сказке? Назовите их? (индивидуальные ответы детей).

- Чему учит нас эта сказка? («Эта сказка нас учит добру, тому, чтобы быть дружными и всегда друг другу помогать»).

Публикации по теме:

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе компенсирующей направленности Период Лексическая тема Развитие лексико-грамматических средств языка Развитие связной речи Подготовка к овладению элементарными навыками.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия по развитию связной монологической речи «Путаница» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Починская Евгения на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия по развитию связной монологической речи «Путаница»
Опубликовано: 30 января 2014 в 18:05
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД