Лучший педагог года

Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе «Перелетные птицы»

татьяна белоносова
Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе «Перелетные птицы»

Задачи.

Коррекционно – образовательные: закреплять знания дошкольников о перелетных птицах, учить составлять описательный рассказ о птицах по схеме, продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно – развивающие : развивать процессы внимания, памяти, воображения, анализа и синтеза. Развивать мелкую моторику пальцев руки.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе „Перелетные птицы“» размещена в разделах

Коррекционно – воспитательные: повышать мотивацию дошкольников к занятию, воспитывать бережное отношение к птицам.

Оборудование:

для педагога: компьютер, презентация, магнитная доска, перышко, схема описательного рассказа, предметные картинки (кормушка, грач, скворец, дрозд, ласточка, соловей);

для детей: листы бумаги (5 шт., простые карандаши (5 шт., раскраски птиц (5 шт., экраны для копирования (5 шт., мячи (2 шт.)

Ход занятия.

1. Орг. Момент.

-Утром ранним, кто – то странный

Заглянул ко мне в окно.

Это солнце заглянуло

И как с первым лучшим другом

Поздоровалось со мной.

- Доброе утро всем!

(дети повторяют) - Доброе утро!

2. Мотивационный этап.

-Ребята, встаньте в круг, закройте глаза и отгадайте, чем я до вас дотронулась. Правильно, это перо. А чье оно? Вы правильно догадались, ведь только тело птиц покрыто перьями.

3. Объявление темы.

- Послушайте стихотворение, и скажите, про каких жильцов говорится в стихотворении.

Здравствуй, здравствуй, красавица весна!

Птичий домик у нашего окна,

в этом доме сегодня веселье,

у крылатых жильцов новоселье.

- Кто эти крылатые жильцы? Правильно, это птицы. Сегодня мы поговорим о перелетных птицах. (на экране – скворечник с птицами)

4. Объяснение нового материала.

- Почему птиц называют перелетными? (дети отвечают)

-Перелётные птицы — птицы, улетающие осенью в тёплые края. Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездований и местами зимовок. Переселения могут совершаться как на близкие, так и на дальние расстояния.

Основной причиной является отсутствие достаточного количества пищи. Осенью исчезает большинство насекомых, ягод и плодов, используемых в качестве пищи. Это заставляет птиц перебираться на другое место.

- А вы знаете, что средняя скорость перелетных птиц во время путешествия составляет 70 км/ч.? Это средняя скорость автомобиля.

-Когда птица отправляется в путь, она ищет места с такими же условиями, как и дома. Например, особи, живущие в лесных рощах, пытаются отыскать леса с таким же климатом. Большинство взрослых членов стаи уже знают, куда следует держать путь, поскольку зимовали хотя бы один раз. Молодняк отправляется вслед за ними и запоминает дорогу. (на экране - птицы летят клином)

- Я расскажу вам про перелетных птиц более подробно.

Грачи осенью в октябре — ноябре отправляются в теплые края и возвращаются обратно в марте. Грачи прилетают самыми первыми: с 18 по 20 марта (на экране – грачи, гнезда грачей на деревьях)

Грачи устраивают гнезда на высоких сооружениях – высоких деревьях, крышах домов, рядом с человеческим жилищем. Грачи всеядны: питаются крупными насекомыми, мышевидными грызунами, остатками пищи, семенами различных растений, плодами и ягодами. Грачи приносят пользу, уничтожая насекомых и мелких грызунов, остатки пищи (на экране – чем питаются грачи)

Грачи прилетают во второй половине марта и вскоре приступают к ремонту гнезд. Насиживание производит только самка и длится оно 16—20 дней. В это время корм птенцам носит только самец. Когда птенцы вылетают, родители еще некоторое время подкармливают молодых. Позже грачи сбиваются в большие стаи, покидают район гнездования и кочуют по полям и лугам.

Скворцы возвращаются домой с 25 марта по 6 апреля (на экране- скворцы, гнезда скворцов и чем питаются) Практически не боится человека, поэтому нередко вьет гнезда прямо в деревенских домах, забираясь под крышу. Скворцы поедают любые фрукты, ягоды, зерно, семена растений, пищевые отходы. Если поблизости нет населенных пунктов, скворцы могут поселиться в дупле дерева, питаясь тем, что найдут в лесу. Высиживанием яиц занимаются оба родителя. Не пройдет и 3 недели, как птенцы могут самостоятельно покинуть гнездо своих родителей. Чтобы выманить из гнезда свое потомство, они кружат вокруг него с зажатым в клюве кормом.

Дрозды возвращаются домой в начале апреля: с 1 по 10 число (на экране – дрозды, гнезда дроздов и чем питаются). Дрозды могут гнездиться на разных деревьях, однако чаще всего они выбирают для этого березы, дубы или сосны. Питаются ягодами и семенами растений, жуками, дождевыми червями, различными насекомыми и даже улитками. После появления на свет птенцов их вскармливанием занимаются оба родителя. Уже через пару недель максимум птенцы в состоянии покинуть родительское гнездо.

Ласточки. В путь они отправляются еще в сентябре, а возвращаются в первых числах мая (на экране – ласточки, гнезда и чем питаются). Причем обратно прилетают на прошлогодние гнезда и дальше продолжают использовать их в качестве места жительства. Питаются насекомыми. Птицы строят гнезда практически на любых человеческих постройках: сараях, амбарах, туннелях, плотинах, чердаках домов, карнизах зданий, мостах и даже колодцах, но иногда и под нависающими частями скал, на обрывах, в пещерах. Оба родителя высиживают яйца. Перед тем как дать птенцу насекомое, родители скатывают пойманную пищу в шарик.

Соловей - это птица знаменита своим пением. (на экране – соловьи, гнезда соловьев и чем питаются). Вьет гнезда на вершинах деревьев, питается насекомыми и ягодами. В среднем самка откладывает 4-6 яиц, после чего начинает высиживать их. Птенцы соловья вылупляются примерно через две недели, и самец приступает к добыванию корма для них.

5. Физминутка «Кот и птичка»

- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Кот и птичка» (с мячами)

- Встаньте в круг. Представьте, что этот маленький мяч – это птичка, а этот большой мяч – это кот. Степа, возьми, маленький мяч, а ты Семен возьми большой мяч (дети стоят в кругу напротив друг друга). По кругу, в левую сторону передаем мячи и узнаем, поймает ли кот птичку? А теперь в правую сторону передаем мячи, узнаем, догонит ли птичка кота?

6. Повторение пройденного материала.

-Ребята, я придумала для вас сказку и хочу вам её рассказать, но мне нужна ваша помощь.

- Висел на дереве теремок (на магнитной доске – картинка кормушка). Небольшой теремок, без окон, без дверей, но очень просторный. И в том теремочке никто не жил. Но в том теремочке было много еды для птиц. Однажды на дерево прилетел грач и увидел теремочек (на магнитной доске – картинка грача). Подлетел грач к теремочку и спрашивает: Кто- кто в птичьем теремочке живет?

-И решил грач про себя рассказать. Степа помоги грачу, расскажи про него по схеме

(на магнитной доске – схема для составления описательного рассказа о птице Ткаченко Т. А.)

(внешний вид, перелетная птица или зимующая, где живет, чем питается, как выводит птенцов, какую пользу приносит человеку.)

-Я большая птица. У меня черная окраска с металлическим блеском. Я перелетная птица. Я живу в гнезде, которое устраиваю на высоких деревьях, крышах домов, рядом с человеческим жилищем. Питаюсь крупными насекомыми, мышевидными грызунами, остатками пищи, семенами различных растений, плодами и ягодами, червями и личинками насекомых. Вылет птенцов грачей из гнезда происходит в возрасте около 30 дней в мае и в первой половине июня. После вылета родители еще некоторое время подкармливают молодых. Позже грачи сбиваются в большие стаи, покидают район гнездования и кочуют по полям и лугам. Грачи приносят пользу, уничтожая насекомых и мелких грызунов.

-Можно залететь в гости?

Никто не ответил грачу, и грач сам решил погостить в птичьем теремочке.

Подлетает скворец и спрашивает: Кто- кто в птичьем теремочке живет?

Грач: Я грач, а ты кто?

Я скворец (на магнитной доске – картинка скворца). И стал рассказывать скворец про себя. Вика помоги скворцу, расскажи про него по схеме.

Скворец: Я очень красивая птица. У меня большая голова и короткая шея, Оперение черное, с характерным металлическим отблеском, с большим количеством светлых крапинок. Клюв длинный и тонкий, немного изогнутый вниз. Лапы сильные, с острыми когтями. Вьет гнезда прямо в деревенских домах, забираясь под крышу. Скворцы поедают любые фрукты, ягоды, зерно, семена растений, пищевые отходы. Если поблизости нет населенных пунктов, скворцы могут поселиться в дупле дерева, питаясь тем, что найдут в лесу. Высиживанием яиц занимаются оба родителя. Вскармливанием своего потомства также занимаются оба родителя, Не пройдет и 3 недели, как птенцы могут самостоятельно покинуть гнездо своих родителей. Чтобы выманить из гнезда свое потомство, они кружат вокруг него с зажатым в клюве кормом. Скворцы приносят пользу, уничтожая многих вредных насекомых.

Можно залететь в гости?

Грач: Залетай, скворец, я не привык, есть в одиночку.

Подлетает дрозд и спрашивает: Кто- кто в птичьем теремочке живет?

-Я грач, я скворец. А ты кто? Я дрозд (на магнитной доске – картинка дрозда).

И стал рассказывать дрозд про себя. Матвей помоги дрозду, расскажи про него по схеме.

Дрозд: Я дрозд. У меня небольшая голова, с крупными, круглыми глазами черного цвета Дрозды могут гнездиться на разных деревьях, однако чаще всего они выбирают для этого березы, дубы или сосны. Питаются ягодами и семенами растений, жуками, дождевыми червями, различными насекомыми и даже улитками. Самка высиживает яйца на протяжении 2-х недель. После появления на свет птенцов их вскармливанием занимаются оба родителя. Уже через пару недель максимум птенцы в состоянии покинуть родительское гнездо.

Дрозды приносят пользу человеку, уничтожая многих вредных насекомых.

Вместе: Милости просим! Еды всем хватит.

Подлетает Ласточка и говорит: Какой красивый птичий теремок! Кто тут живет? Я грач. Я скворец. Я дрозд. А ты кто?

-Я Ласточка (на магнитной доске – картинка ласточки) Полина, помоги ласточке, расскажи про неё по схеме.

Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам белые перышки. Хвост длинный и прямой, а клюв острый. В путь они отправляются еще в сентябре, а возвращаются в первых числах мая. Питаются насекомыми. Птицы строят гнезда : на сараях, амбарах, туннелях, плотинах, чердаках домов, карнизах зданий, мостах и даже колодцах, но иногда и под нависающими частями скал, на обрывах, в пещерах. Оба родителя высиживают яйца. Перед тем как дать птенцу насекомое, родители скатывают пойманную пищу в шарик.

-Пустите в теремок

- Залетай ласточка.

Подлетает соловей и спрашивает: Кто- кто в птичьем теремочке живет?

Грач: Я грач, а ты кто? Я соловей (на магнитной доске – картинка соловья)

Я коричневого цвета. Хвост и крылья темнее, а брюшко – светлее, бока – серые, клюв – маленький, желтого цвета. Вьет гнезда на вершинах деревьев, питается насекомыми и ягодами. В среднем самка откладывает 4-6 яиц, после чего начинает высиживать их. Птенцы соловья вылупляются примерно через две недели, и самец приступает к добыванию корма для них.

- Залетай соловей. Вот так собрались дружной семьей перелетные птицы.

7. Пальчиковая гимнастика «Кот Васька»

- А теперь проведем гимнастику для пальчиков «Кот Васька»

- На поляне росло дерево. На дереве было гнездо, а в гнезде сидело два птенчика. Кот Васька решил залезть на дерево, чтобы съесть бедных птенчиков. Кот Васька полез на дерево, но тут прилетела мама - птица. Она замахала крыльями. Кот Васька испугался и убежал.

8. Рисование птиц

- Занятные перелетные птицы заселились в наш теремок. Я предлагаю для наших птиц нарисовать друзей. Но рисовать мы будем необычно, через экран для копирования.

9. Итог.

– О каких птицах мы сегодня говорили на занятии? перелетных птицах)

- Что понравилось на занятии.

10. Рефлексия.

-Это рисунки мы раскрасим в группе и оформим выставку для наших родителей. А потом каждый из вас расскажет о птице.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Перелетные птицы» в подготовительной группе Цель: закрепить знания детей о птицах. Задачи: способствовать обобщению представления детей о перелетных птицах, прилет, выведении птенцов,.

Конспект занятия по развитию речи в логопедической подготовительной группе «Этот загадочный подводный мир!»Конспект занятия по развитию речи в логопедической подготовительной группе «Этот загадочный подводный мир!» Конспект занятия по развитию речи в логопедической подготовительной группе «Этот загадочный подводный мир!» Образовательная область: речевая.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы».Составила :Макарова И. Е. Цель: Формировать и закреплять знания о зиме.

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Перелётные птицы»Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Перелётные птицы» Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе: «Перелётные птицы".Цель OОД:Формирование грамматического строя речи.

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе по теме «Одежда» Конспект итогового занятия за 1 квартал по развитию речи в старшей логопедической группе №2 по теме «Одежда». Задачи: образовательные:.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе по теме «Птицы»Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе по теме «Птицы» Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе. Тема: «Птицы» Цели и задачи: 1)ЗКР. Закрепление звукопроизношения звуков.

Конспект занятия в старшей логопедической группе «Перелетные птицы» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:.

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей логопедической группе «Перелетные птицы» ТЕМА: «Перелетные птицы» ЦЕЛЬ: Обобщить знания детей о перелетных птицах. ЗАДАЧИ: Образовательные Создание условий для расширения.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Зимующие птицы. Звуки [с]-[с’]»Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Зимующие птицы. Звуки [с]-[с’]» Цель: способствовать формированию правильного артикуляционного произношения звуков. Задачи: 1. Формирование представлений о зимующих птицах,.

Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе «Домашние птицы и их птенцы» Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей логопедической группы. Білім беру аумаы / Образовательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе «Перелетные птицы»
Опубликовано: 30 марта 2023 в 18:04
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе «Перелетные птицы»» (включая файлы) размещена пользователем татьяна белоносова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД