Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологий словотворчества ТРИЗ в старшей группе

Светлана Ремизова
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологий словотворчества ТРИЗ в старшей группе

Цель: Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей через использование приемов ТРИЗ.

Задачи:

Активизировать словарный запас детей, закреплять умение подбирать слова - антонимы.

Продолжать учить подбирать рифмы к словам, придумывать короткие рифмующиеся стихотворения, составлять рассказы по опорным картинкам – дудлам.

Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи с использованием технологий словотворчества ТРИЗ в старшей группе» размещена в разделах

Развивать творческое, логическое мышление, память, внимание.

Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками.

Материалы и оборудование: презентация. запись мелодии, конверт,, магнитная доска, карточки с заданиями, картинки с рифмующимися словами, картинки - дудлы.

Приемы и методы технологии ТРИЗ, используемые на занятии :

Фантазирование

Мозговой штурм

Игры-противоречия «Хорошо – плохо»

Игра «Да-Нет»

Игра «Подбери рифму»

Дудлы

Ход НОД.

Дети встают полукругом возле воспитателя.

Воспитатель: Дети, в круг скорей вставайте,

Друг друга приглашайте…

Солнце поднимается,

День новый начинается.

Готовы снова вы играть,

Рассуждать и познавать?

Дети: Готовы!

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам немного по-рассуждать «Мне нравится, когда…». Дети выдвигают версии ответов. Затем педагог озвучивает свою версию: «Мне нравится, когда приходят гости».

Воспитатель. У нас с вами сегодня тоже много гостей - педагогов, которые очень хотят посмотреть, чему вы научились за этот год и что нового узнали. А мы покажем свои знания и умения, свою дружбу и умение слышать и помогать друг другу.

Воспитатель: Предлагаю сегодня отправиться в путешествие в сказочную страну Красивой речи. Попадая в эту сказочную страну, люди, а особенно дети, меняются. Злые становятся добрыми, глупые - … (умными, грустные —…. (радостными, жадные - … (щедрыми, голодные - … (сытыми, драчливые -… (дружными, неряшливые - … (аккуратными, ленивые - … (трудолюбивыми) (дети помогают, говорят антонимы). Хотите побывать в такой стране? А как мы можем отправиться в необычное путешествие необычно? (ответы детей). (Мозговой штурм)

Воспитатель: Но так как страна волшебная, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.

- А что такое фантазия? (ответы детей).

- Фантазия - это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.)

- Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

- Ой, чуть не забыла, я пришла утром в садик и нашла у нас в группе письмо. Мы его возьмем с собой и прочитаем в пути. Итак, отправляемся в страну Красивой речи. А на чем можно отправиться в путешествие? (ответ детей). Предлагаю отправиться на воздушном шаре. Занимайте места, присаживайтесь на стульчики. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

Воспитатель: Вот мы и прибыли. Посмотрите, ребята, что это? (Ворота, а на воротах – замки.)

Воспитатель: Наверно жители страны думали, что дети придут сюда невоспитанные, которые не правильно разговаривают, и в страну Красивой речи они не хотят никого пускать. Что же нам делать? (ответ детей)

Воспитатель: - Ой, ребята, письмо! Как же мы про него забыли! Давайте откроем и прочитаем: «Дорогие любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали нашу страну и повесили на ворота замки. Все, что есть у нас: наша красивая, волшебная страна, жители и даже солнце, все заколдовано. Помогите нам расколдовать нам нашу страну! Вы найдете в письме задания, выполните их и откройте все замки.

- Нужно помочь жителям этой страны. Поможем? (Да.) Итак, открываем первый замок…

1. Задание: игра «Да – нет». В стране Красивой речи живут удивительные дети, они любят играть в эту игру, а мне интересно справитесь ли вы с заданием.

- Волшебники загадали любимое время года жителей этой страны, а вы должны его отгадать. Задавайте мне вопросы, я на них буду отвечать: «Да или нет». ( На вопросы детей воспитатель отвечает: «Да или нет». С помощью вопросов дети отгадывают время года «весна»).

- Молодцы! Вы отгадали любимое время года жителей, и это – весна. И у нас открылся 1 замок.

2. Задание - Посмотрите, что это такое в письме? Эти необычные картинки называются друдлы. Нам надо придумать на что похожи эти картинки и составить необычный рассказ. (дети рассматривают картинки и составляют вместе с воспитателем рассказ).

3. Задание. Пока мы выполняли второе задание - начался весенний дождь…вставайте у стульчиков, поиграем с дождем.

Логоритмическое упражнение «Дождь»

Вдруг закапал весенний дождь (дети встают)

Кап-кап-кап (дети ритмично щелкают пальцами рук)

И по лужам ты идешь

Так-так-так (топаем ногами)

Ветер шелестит листвой

Ш-ш-ш (потираем ладонь о ладонь)

Спрятались мы под зонтом

Тш-тш-тш (потираем ладони о колени)

Дождь сильнее застучал

Кап – кап - кап (постучать указательным пальцем одной руки о ладонь другой)

Скоро дождинки ливнем стали

Кап – кап - кап (хлопки).

Мы домой все убежали.

(дети садятся на свои места)

Воспитатель: Ребята, а когда идет дождь - это хорошо или плохо?

Дети: Плохо.

Воспитатель: Почему плохо?

Дети: Если мы будем гулять под дождем, мы станем мокрыми, можем простудиться, когда идет дождь- мы сидим дома, когда идет дождь- погода пасмурная. Когда идет дождь – может быть плохое настроение и т. д.

Воспитатель: А что хорошего в дожде?

Дети: Можно по лужам бегать или пускать кораблики, он цветы поливает, грязь смывает, после дождя бывает радуга и т. д.

Воспитатель: как остаться сухим, гуляя под дождем?

Дети: Можно надеть плащ, взять большую коробку, поднять ее над головой, надеть шляпу с широкими полями и т. п.

Воспитатель: Посмотрите, замок исчез. Играя в игру «Хорошо – плохо», мы выполнили задание волшебников.

4. Задание. «Складные картинки» Посмотрите, сколько картинок приготовили для нас жители страны. Раньше картинки дружили, рифмовались между собой, но волшебники перепутали их. Нам надо найти картинки, которые рифмуются, например шишка – мишка. Помогите жителям, выполните это задание. (дети подбирают пары слов : лягушка – подушка, шишка – мышка, свечка – печка, рубаха – черепаха, маска – каска, зайка – майка и т. д.)

- А сейчас давайте придумаем веселое стихотворения с картинками шишка – мышка, часы – усы, речка – овечка, шина - машина.

На сосне висела шишка,

Под сосной сидела мышка.

У папы новые часы,

А у дедушки – усы.

За деревней бежала речка,

У бабушки живет овечка.

Крутятся новые шины,

У моей желтой машины.

- Молодцы! Открыли уже 4 замок!

5. Задание. Давайте посмотрим, какое ещё задание приготовили для нас Злые волшебники. Они прочитали сказку «Красная Шапочка» и решили испортить ее. Нам с вами нужно в сказке все вернуть на свои места. Слушайте внимательно, и поправляйте меня, если есть ошибки.

Воспитатель: - Жила – была девочка, и звали ее Синяя Шапочка:

Дети: - Не Синяя, а Красная Шапочка.

Воспитатель: Ах, да Красная Шапочка, и позвал ее папа.

Дети: Не папа, а мама.

Воспитатель: Правильно. Позвала мама и говорит: сходи – ка к дедушке и отнеси ему цветы.

Дети: К бабушке, а не к дедушке, отнеси ей горшочек масла и пирожки, а не цветы.

Воспитатель: И пошла Красная Шапочка по саду к бабушке.

Дети: Нет не по саду, а по лесу.

Воспитатель: И встретила лису.

Дети: Нет не лису, а волка.

Воспитатель: Помогли бабушке и внучке дети.

Дети: Нет не дети, а дровосеки.

Воспитатель: Ребята сказку мы с вами исправили, теперь все вернулось на свои места. Но я вам предлагаю придумать новый конец для сказки, где волк не съел бабушку. Что можно придумать?

Дети: придумывают окончания сказки

Воспитатель: молодцы ребята, бабушка осталась цела, а волк убежал.

И с этим заданием мы справились и еще один замок открыли.

Воспитатель: Как вы думаете, мы выполнили все задания? Почему вы так думаете? (ответы детей). Мы с вами своей выполнили все задания волшебников, открыли все замки. Злые сердца волшебников растаяли, и они расколдовали нашу страну Красивой речи. Теперь жители страны могут жить спокойно, не бояться и радоваться, что к ним приходят в гости такие умные как вы.

Воспитатель: Жители города говорят вам «Спасибо» и передают сладкий привет.

- А нам пора отправляться домой. Закрываем глаза и представляем себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

-Вот и прибыли мы в детский сад. Выходите на ковер.

Воспитатель: Скажите, какими вы стали после этого путешествия? Стали добрее? Сильнее? Увереннее?

Дети: Добрыми, радостными, дружными, аккуратными, воспитанными.

Воспитатель: А как, вы себя чувствовали в сказочной стране?

А что больше всего понравилось? Какое задание больше всего?

— Что было особенно трудно?

Дети: (ответы).

Воспитатель: Путешествие наше закончилось. Молодцы!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ во второй младшей группе «Вышла курочка гулять»Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ во второй младшей группе «Вышла курочка гулять» Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ во второй младшей группе по теме: "Вышла курочка гулять". Воспитатель.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ «Животные жарких стран» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ «Животные жарких стран» во второй младшей группе Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ во второй младшей группе по теме: "Животные жарких стран!" Цель:.

Конспект итоговой НОД «Зима» по познавательному развитию и математике с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе Тема: «Зима» с использованием технологии ТРИЗ, мнемотехники, здоровьесберегающих технологий. Цель: уточнить и систематизировать знания.

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» (подготовительная к школе.

Конспект занятия по развитию речи и речевому общению с использованием мнемотаблиц в старшей группе «В гостях у сказки» Задачи: Учить детей рассказывать сказку без помощи воспитателя с использованием мнемотаблиц и иллюстраций. Учить подбирать антонимы. Закрепить.

Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группеКонспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группе Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группе по теме: «В поисках.

Конспект занятия по развитию речи «В гостях у сказки с использованием инновационных технологий» во второй младшей группеКонспект занятия по развитию речи «В гостях у сказки с использованием инновационных технологий» во второй младшей группе Цель: Развитие связной речи, активности, самостоятельность, закрепить названия сказок, и их главных героев. Задачи: Образовательные: Расширять.

Математическое занятие в старшей группе ДОУ с использованием ТРИЗ-технологий «Спасение царевны» Конспект по математике с использованием ТРИЗ-технологий в старшей группе Тема: Цель: - развивать умение находить нестандартные подходы к.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Осень»Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Осень» Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Осень» с использованием технологии ТРИЗ. Провела: воспитатель.

Конспект экологического занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ в средней группе «Спасём лес от беды»Конспект экологического занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ в средней группе «Спасём лес от беды» Конспект экологического занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ в средней группе "Спасём лес от беды". Муниципальное дошкольное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологий словотворчества ТРИЗ в старшей группе
Опубликовано: 12 января 2023 в 13:44
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи с использованием технологий словотворчества ТРИЗ в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ремизова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД