Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию речи «Осень. Перелётные и зимующие птицы» в подготовительной группе

Елена Мешкова
Конспект занятия по развитию речи «Осень. Перелётные и зимующие птицы» в подготовительной группе

Конспект занятия по развитию речи по теме

«Осень. Перелётные и зимующие птицы» (подготовительная группа)

Цель : Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний о перелетных и зимующих птицах.

Задачи:

образовательная:

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Осень, Перелётные и зимующие птицы“ в подготовительной группе» размещена в разделах

- закрепить представления детей о перелетных и зимующих птицах : внешний вид, об особенностях отлёта перелётных птиц;

- закреплять умение образовывать сложные слова путем сложения основ;

- совершенствовать грамматический строй речи;

- активизация словаря: стаей, клином, насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий и др.

развивающая :

- развитие интереса к представителям живой природы;

- развитие связной речи детей в процессе ответов на вопросы и составлении предложений;

- пополнять активный и пассивный словарь детей с помощью ввода новых слов и понятий.

воспитательная:

- воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками, внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга;

- воспитание чувства ответственности и заботы об окружающем мире.

Оборудование: Использование интерактивного оборудования, демонстрационные картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.

. Воспитатель: - Ребята посмотрите, сколько гостей пришло сегодня к нам.

Пожелаем всем доброго утра. (говорим тихо, громко)

Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)

И сегодня весь день (хлопают в ладоши)

Будет веселее.

Мы погладим лобик, носик, щечки.

Будем мы красивыми, как в саду цветочки (фонарики)

Разотрем ладошки, сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем, смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем, и здоровье сбережем.

Улыбнемся снова. (руки на пояс, покачивание головой)

Будьте все здоровы! (разводят руки в стороны)

Раздается звук пришедшего электронного письма.

Воспитатель: - Ребята, к нам на электронную почту пришло письмо, давайте посмотрим, кто его прислал. Видеописьмо от Вороны «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Каркуша Карковна! Прилетела я сегодня в лес, а здесь совсем тихо и пусто. Да и деревья совсем другие. Что произошло? Может быть, наш лес заколдовал злой волшебник? Я сделала несколько фотографий, вы сможете мне объяснить, что произошло с природой?».

Воспитатель на слайде показывает картинки с изображением осенних явлений в природе (деревья с желтыми листьями, хмурое серое небо, пожелтевшая трава, стаи птиц, улетающие в теплые края).

Воспитатель: - Ребята, скажите, что изображено на этих фотографиях? (признаки осени в природе)

Дети:- Время года осень.

Воспитатель: - А какие признаки осени вы еще знаете? (рассказываем по опорной схеме)

Дети: - (исчезли насекомые, стало холоднее, птицы улетают в теплые края, часто идет дождь, день становится короче, а ночь длиннее и т. д.)

На экране появляются изображения журавлей, готовящихся к отлету.

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, сколько птиц прилетело на поле. Что это за птицы? Как вы думаете, зачем они все здесь собрались?

Дети: Я думаю, чтобы лететь в теплые края.

Звучит запись криков улетающих журавлей.

Воспитатель: - Что вы услышали?

Дети. Мы услышали крики журавлей. (курлыканье)

Воспитатель: - Какими были крики?

Дети. Грустными, печальными, пронзительными.

Воспитатель: - Почему?

Дети. Журавли улетают в теплые края, прощаются с родиной до самой весны, поэтому им грустно.

Воспитатель: - Как вы думаете, изменилась ли жизнь птиц в осеннее время? (да, изменения в природе осенью влияют не только на жизнь животных, но и на птиц) — Почему? (Птицы питаются насекомыми, плодами и семенами растений. Этого корма становится все меньше для птиц, и они вынуждены перемещаться на новые места обитания. Изменения в жизни птиц связаны с похолоданием)

Воспитатель: - Как вы думаете, какие птицы покидают нас первыми?

Дети: - Те, которые едят насекомых.

Воспитатель: - Правильно. Раньше всех нас покидают птицы, которые едят насекомых. Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться. Как можно одним словом назвать птиц, которые едят насекомых? (насекомоядные)

Воспитатель: Давайте рассмотрим картинки и найдем насекомоядных перелетных птиц (ласточки, скворцы, кукушки, жаворонки, дрозды)

Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. И улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают дрозды, жаворонки, скворцы.

Воспитатель: - Как вы думаете, какие птицы покидают нас вторыми?

Вслед за насекомоядными птицами улетают птицы, которые питаются плодами и семенами растений. Их называют зерноядные. Повторим вместе.

Давайте рассмотрим картинки и найдем зерноядных перелетных птиц (чиж, зяблик, щегол)

Воспитатель: - Какие птицы улетают позже всех?

Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы.

Воспитатель: - Как вы думаете, а с чем это связано?

Дети: - это связано с тем, что птицам негде плавать и добывать себе еду.

Воспитатель: - Правильно. И таких птиц называют - водоплавающие.

- Послушайте внимательно и скажите, какие два слова прячутся в слове – водоплавающие

Дети: - плавать в воде

Воспитатель: - А как же перелетные птицы находят дорогу на юг и обратно сюда?

Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Воспитатель: - Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками»? Например, скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят, летят, как попало, стаей, все вместе; некоторые, например, журавли, лебеди выстраиваются «клином» в виде треугольника; гуси часто летят косяком; цапли – шеренгой, крылом к крылу, утки, цапли выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Наверное, это зависит от повадок птиц : некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Зрительная гимнастика «Птичка»

Птичка вправо полетела,

Птичка влево полетела

Птичка вверх полетела и на веточку села.

Птичка посидела и вниз полетела. (2 раза)

Воспитатель: - Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину» (игра в кругу. Дети ловят мяч и отвечают на вопрос) Можно махать крыльями.

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.

Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/.

Сову называют «пернатой кошкой», потому что… (она по ночам охотится)

Поползень получил такое имя потому что… (эта птичка лазает вниз головой)

Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

1, 2, 3, 4, 5,Мы закончили играть!

Воспитатель: - А все ли птицы улетают в теплые края?

Дети: Нет.

Воспитатель: Как называются птицы, которые остаются зимовать в городе?

Дети: зимующие

Воспитатель: Давайте поможем птицам разобраться, кому надо лететь на юг, а кому нет.

Игра "Классификация"

На столах разложены картинки с разными видами птиц, солнце и снежинка. Дети разбирают птиц по группам : перелетные – зимующие.

Воспитатель:- А сейчас я вам предлагаю отгадать загадки, чтобы узнать перелетных птиц

(при отгадывании птица приклеивается на дерево)

1. Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад — вперед по пашне скачет,

А зовется птица. (Грач)

- Послушайте, пожалуйста, как кричит грач. /аудиозапись/.

Представители этого семейства не поют песни, и если делают попытки, то выходит это некрасиво. Звук, который издает эта птица, очень похож на воронье карканье.

2. Угадайте, что за птичка —

Тёмненькая невеличка?

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

- Послушайте, пожалуйста, как кричит ласточка. /аудиозапись/.

- Что делает ласточка? Какие звуки издает? (щебечет)

3. Любит тёплые края,

Прилетает к нам весной.

Поселяется в деревянный дворец

Птица певчая -… (Скворец)

- Послушайте, пожалуйста, как поет скворец. /аудиозапись/.

4.- Послушайте и угадайте, чей это голос. /аудиозапись/. Кукушка

- Что делает кукушка? Какие звуки издает? (кукует)

5. – Послушайте и скажите, чей это голос. /аудиозапись/. Соловей

Воспитатель: Назовите еще раз всех этих перелетных птиц.

Дети: грач, ласточка, кукушка, соловей, скворец

Воспитатель: Назовите зимующих птиц.

Дети: воробей, голубь, ворона, сорока, синица, снегирь.

Воспитатель: Ребята, здесь не хватает ещё одной птицы. Вы её угадаете, когда соберёте разрезную картинку. Собирать будете вдвоём, поэтому предлагаю выбрать себе пару. Дети собирают разрезные картинки в парах

Воспитатель: вы узнали птицу? Конечно же, это дятел. Это зимующая или перелетная птица?

Сейчас Томирис расскажет нам про эту птицу.

-Я хочу вам рассказать про шумную лесную птичку в красной шапочке на голове-это дятел. Это настоящие санитары леса. Дятлы питаются насекомыми, которых добывают из-под коры зараженных деревьев, чем и спасают их от дальнейшего разрушения.

Они слышны с весны до поздней осени, но зимой увидеть птицу не просто, стук разносится по лесу, но его самого обычно не видно. Зимуют дятлы в дуплах, которые делают себе.

Главная проблема дятлов зимой – это найти еду. Ведь в это время года найти насекомых очень трудно. Но, несмотря на это, своими находками дятел с легкостью делится с другими птицами, часто спасая их таким образом от голодной смерти.

Осенью пищей для дятла становятся разнообразные лесные ягоды - брусника, рябина, черника, но и они к моменту наступления холодов становятся недоступны. Основной пищей зимнего периода для дятлов становятся еловые и сосновые семена. Дятел приносит шишки и вскрывает их. Настоящим спасением для дятлов в голодный зимний период, становятся кормушки. Дятел-это зимующая птица.

- Послушайте, пожалуйста, звук, который издает дятел. /аудиозапись/.

Воспитатель: Что делает дятел? (Стучит.) Давайте скажем хором – ДЯТЕЛ СТУЧИТ.

- Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

Упражнения для язычка:

У дятла клюв-молоток (д-д-д)-3 раза стучим кулачками

Прячься от него червячок (д-д-д)-3 раза

Не жди, что дятел устанет (д-д-д)-3 раза

Тебя все равно он достанет (д-д-д)-3 раза

Из под коры.

У птички клювик очень колкий

И тонкий, острый, как иголка.

Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта удерживать под счет до 8

У дятла красная голова, поэтому его называют… (красноголовый)

У дятла острый клюв, поэтому его называют (остроклювый)

У дятла длинный клюв, поэтому его называют (длинноклювым)

Составьте предложение со слова Дятел – личинка (дятел добывает личинок из дерева).

Воспитатель: Сколько слов в твоём предложении?

Физминутка: Цель: снятия умственного напряжения, смена вида деятельности, стимуляция двигательной активности.

Вот на ветки прилетели (взмахи руками)

В красных шапках дятлы, (руки на затылок. вниз)

Распушили пёрышки, (руки вперёд, потряхиваем руками)

Греются на солнышке (руки в замок за спину, прогнуться).

Головой вертят, (повороты головы)

Улететь хотят. (Взмахи руками)

- Кыш! Кыш! Улетели. И на стульчики сели.

Воспитатель: Чем птицы отличаются от животных? (рассматриваем схему строения птицы)

Дети: У них есть оперение, крылья, туловище, две лапки, клюв, хвост.

Воспитатель: - У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине)

Воспитатель: - Встретились однажды ворона и синичка и стали др перед др хвастаться. Ворона говорит: «У меня большая голова». А синичка ей отвечает: «А у меня… (маленькая головка). У вороны длинный хвост, а у синички (короткий хвостик). У вороны широкое крыло, а у синички (узкое крылышко). У вороны длинные лапы, а у синички… (короткие лапки).

Воспитатель: - Да, птицы все отличаются др от друга. Дома вы попробуете описать любую птицу, пользуясь схемой. Родители вам в этом помогут. А мы на следующем занятии будем угадывать, какую птицу вы загадали. (показываю схему)

Воспитатель: - Каркуша Карковна однажды рассказала мне такую историю. (выставляю сюжетную картину). Наступила холодная зима. Ребята повесили кормушку, насыпали в нее крошки, зернышки, отошли подальше и стали наблюдать. Давайте и мы с вами посмотрим, кто же прилетел поклевать зернышки? (синицы, снегири, воробьи)

- Куда летит этот воробей? (в кормушку)

- С чего он слетел (с ветки)

Куда дети насыпали корм? (в кормушку)

Где стоят дети и наблюдают за птицами? (за деревом, сидят на скамейке)

-Какие звуки издает воробей? (чирикает, синица и снегирь (свистят, тинькают, ворона (каркает).

- Ребята, а вы будете помогать птицам поздней осенью и зимой?

Раздается звук пришедшего электронного письма.

«Спасибо, ребята. Я все поняла. Вы сегодня молодцы! Вы много рассказали о перелетных и зимующих птицах. Посмотрите, птицы полетели! Пожелаем им доброго пути!» (на слайде отлет птиц).

Воспитатель: Ребята, о ком мы сегодня говорили с вами? птицах.) Скажите полным предложением. О каких птицах? зимующих и перелетных птицах.)

Воспитатель: Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии : внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

А давайте вспомним, что интересного мы сегодня узнали о птицах? Что вам больше понравилось? Что было самое трудное?

Рефлексия

Ребята, если вам понравилось сегодня на занятии, если было интересно, то возьмите себе раскраску с перелетной птицей (ласточка)

Если сегодня на занятии вам было неинтересно, трудно, то возьмите раскраску с зимующей птицей (воробей) Птицу вы можете раскрасить в группе или дома.

Воспитатель: Я вижу, что многим из вас было интересно на занятии.

Воспитатель: А с кем вы можете поделиться своими знаниями?

Дети. Рассказать друзьям, родителям….

Воспитатель: Каркуша Карковна сама прилетела к вам и принесла сладкие подарки (конфета ласточка)

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром на тему «Зимующие птицы» Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста. На тему: «Зимующие.

Конспект ОД по познавательному развитию «Птицы зимующие и перелётные»Конспект ОД по познавательному развитию «Птицы зимующие и перелётные» Цель: знакомство с названием птиц, их значением. Задачи: - учить поддерживать беседу о птицах, - развивать речь, пополнять словарный.

Конспект ОД по познавательному развитию «Зимующие у нас птицы — гости» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект занятия по развитию речи «Зимующие птицы»Конспект занятия по развитию речи «Зимующие птицы» 1. Тема: Зимующие птицы. 2. Цель занятия: Обучение описательному связному высказыванию. 3. Задачи: Образовательные: Формировать, уточнять.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Водоплавающие, болотные, перелётные птицы»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Водоплавающие, болотные, перелётные птицы» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Водоплавающие, болотные, перелётные птицы» Цель: Углубление знаний детей о перелетных,.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы».Составила :Макарова И. Е. Цель: Формировать и закреплять знания о зиме.

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Перелётные птицы»Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Перелётные птицы» Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе: «Перелётные птицы".Цель OОД:Формирование грамматического строя речи.

Видео и музыкальная игра для осеннего праздника «Перелётные и зимующие птицы» в подготовительной группе ДОУВидео и музыкальная игра для осеннего праздника «Перелётные и зимующие птицы» в подготовительной группе ДОУ Подготовка: На одной стороне музыкального зала- зона "теплые края", на противоположной стороне музыкального зала - "холодные края".Девочка,.

Экологический проект в подготовительной к школе группе «Перелётные и зимующие птицы»Экологический проект в подготовительной к школе группе «Перелётные и зимующие птицы» Тип проекта: познавательно - информационный. Вид проекта: долгосрочный, групповой. Участники проекта: дети подготовительной к школе группы,.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Зимующие птицы. Звуки [с]-[с’]»Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Зимующие птицы. Звуки [с]-[с’]» Цель: способствовать формированию правильного артикуляционного произношения звуков. Задачи: 1. Формирование представлений о зимующих птицах,.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия по развитию речи «Осень. Перелётные и зимующие птицы» в подготовительной группе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Мешкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Осень. Перелётные и зимующие птицы» в подготовительной группе
Опубликовано: 10 октября 2022 в 18:20
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД