Папки-передвижки

Конспект занятия по предметному окружению «Чум — жилище коренных народов» (подготовительная группа)

Ирина Туленкова
Конспект занятия по предметному окружению «Чум — жилище коренных народов» (подготовительная группа)

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка».

Конспект занятия по предметному окружению.

Тема: «Чум - жилище коренных народов».

Подготовительная группа.

Автор:

Туленкова

Ирина Юрьевна

Воспитатель II

квалификационной

категории

МКДОУ д/с «Сказка».

Тюменская область,

Публикация «Конспект занятия по предметному окружению „Чум — жилище коренных народов“ (подготовительная группа)» размещена в разделах

Кондинский район,

с. Леуши, ул.

Волгоградская. 56,

тел. (34677) 37-134

с. Леуши 2013г.

Цель:

Формирование представлений о родном поселке; о коренных жителях - «ханты» и «манси».

Задачи:

1. Дать знания о своеобразии жизни Хантов: природа, жилище,

одежда, труд.

2. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

3. Развивать любознательность и интерес.

Словарь: ханты, манси,, оленеводство, рыболовство, береста, ремесло, тайга, коренные народы, стойбище, кумыш, ровдуга, ныр.

Ход занятия:

Сегодня мы с вами будем говорить о нашей Родине.

- В какой стране мы с вами живем?

- Как вы думаете, какая Россия по величине?

- Правильно, Россия - это большая и прекрасная страна. Мы с вами не просто жители, мы настоящие граждане этой страны.

- Что такое Родина.

- Правильно! Там, где вы родились. Это наша малая Родина.

Ребята, скажите, в вашей группе где - то отражена частичка нашей Родины? (Это наш мини-музей).

Давайте мы с вами сейчас подойдем к музею и поговорим о нашей малой Родине.

- Посмотрите на стенд, что за карта на нем находится?

(карта нашего Кондинского района).

- В Кондинском районе находится наш поселок.

- Как называется поселок, в котором вы живете?

Леуши - это Родина многих из вас. А что еще отображено в нашем музее? (жизнь коренного народа нашего края).

И сегодня я для вас приготовила презентацию, чтобы вы познакомились и побольше узнали о жизни, быте коренных народов нашего края, (приглашаю вас пройти на стульчики).

- Ребята, кто из вас знает, как называется наш округ?

(ХМАО). 1-2 слайд

Природа нашего округа очень красива и разнообразна.

- Кто из вас был в лесу? 3-5 слайд.

- Кто знает, как называется густой дремучий лес?

- Это - тайга. Как вы думаете, какие деревья могут расти в таком лесу?

В тайге растут высокие ели, сосны, пихты.

- Какие ягоды вы собираете в лесу? 6-12слайд.

(черника, брусника, голубика, морошка, клюква).

- Да, эти ягоды выдерживают сильные морозы и поэтому здесь растут.

- Какие животные живут в наших лесах? 13 - 19 слайд.

(медведь, лось, белка, лиса, заяц, и т. д.).

Кто такие Коренные жители? (это жители которые родились и живут в этой местности).

- Коренные народы, которые жили с давних пор и живут до сих пор - это

Ханты и Манси. Повторите за мной - ХАНТЫ и МАНСИ. 20 слайд.

Поселение Хантов, называется - Стойбище. 21 слайд.

Традиционный дом ханты и манси чум - летнее и зимнее жилище, меняется лишь его покрытие. Летом оно из бересты. А зимой из оленьих шкур. 22 слайд.

Установка чума, издревне была женской обязанностью.

В центр ставился шест

По кругу к нему в наклон ставились жерди. 23 слайд. --Посмотрите, в чуме горит огонь. 24-27 слайд.

А вы знаете, что огонь это для Хантов имеет символическое значение. Символ огня - благопожелание - пусть огонь не гаснет в вашем чуме, то есть пусть никогда не закончится ваш род. Давайте все здесь разглядим. В центре чума разжигали костер. Над очагом укрепляли планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны от него - спальные места, а против входа - чистая посуда. При каждой перекочевке чум разбирают, покрышки, постели, шесты, посуду складывают на специальные сани. Для чего ханты и манси разбирают и перевозят свои дома - чумы?

Ханты занимаются оленеводством, т. е. держат оленей. 28 слайд.

И поэтому им нужно постоянно передвигаться с места на место что бы искать новые пастбища для пищи оленей. А чем питается олень? Правильно, олень питается мхом который называется ягель.

Олень - это животное, которое кормит и одевает Хантов и Манси. 29 -30 слайд.

А еще олень служит для Хантов и мани средством передвижения.

Кто из вас знает, как называются сани, которые впрягают в упряжку оленей (нарты).

31 - 32 слайд.

Разминка:

давайте мы с вами сделаем оленьи рожки и немного разомнемся, вспомнив песенку народов ханты.

У оленя дом большой

Он глядит в свое окошко Зайка по полю бежит

И к нему стучит:

Тук-тук, дверь открой Там в лесу охотник злой,

Зайка — зайка забегай Лапу мне давай!

(садимся на стульчики).

Кроме оленеводства народы севера занимаются рыболовством. 33-38 слайд

- Какая рыба обитает в наших озерах и реках?

(щука, окунь, чебак, язь).

-Как вы думаете, чем Ханты могут питаться?

Летом женщины заготавливают припасы: вялят и сушат рыбу, собирают ягоды, грибы, травы. Из сушеной рыбы делают муку. Женщины делают нитки из крапивы - их называют крапивными нитками. Из них плетут сети для ловли рыбы, ткут ткани, шьют одежду, игрушки (для детей).

Посуду Ханты изготавливают из бересты, дерева. 39-44 слайд.

А как вы думаете, почему посуда у народов ханты и манси не Стеклянная? Чтобы не разбилась при перевозке.

Дети Хантов помогают своим родителям: девочки - мамам, мальчики - папам. С юных лет родители обучают своих детей ремеслу. Мамы учат своих дочерей вести домашнее хозяйство (готовить еду, шить одежду, вышивать наряды, заботиться о младших и т. д., а отцы обучают сыновей ловить рыбу, охотиться. Давайте посмотрим на детей - Хантов. 45 слайд.

- Ребята, как вы думаете, детям холодно? (нет).

- Почему вы решили, что не холодно?

(на них теплая одежда).

- Рассмотрим внимательно эту одежду. 46 слайд.

Из чего она сшита? (из меха).

Да, это меховая одежда, и называется она не шуба, а «кумыш» или малица.

Кумыш шьется из оленьих шкур, мехом внутрь. В этой одежде Ханты ходят и работают. Кумыш - очень теплый, даже в сильные морозы в нем не холодно. Некоторые женщины Ханты - рукодельницы, очень красиво украшают кумыш. На ногах у детей обувь, тоже из оленьего меха, которая называется - унты. Шапки или капюшоны тоже из оленьего меха, шапки из шкуры ондатры называются - Миль.

- Вот видите, ребята, олень не только кормит и одевает Хантов, но и являются для них транспортом (оленьи упряжки). Ханты очень талантливые. Они делают красивые изделия из меха, бересты, дерева. В зимние вечера женщины расшивают одежду из оленьего меха, рукавицы, пояса и т. д.

И я хочу, чтобы мы с вами тоже немножко чему-то научились.

У меня есть узор, но он весь разрознен на половинки, его нужно собрать.

Для этого мне нужно 4 человека.

А с остальными мы попробуем установить чумы, это будет наше небольшое стойбище. Давайте вспомним, с чего начинали устанавливать чум?

(3 команды устанавливают макеты чума).

Посмотрите, какое стойбище у нас получилось, и я предлагаю наш макет поместить в групповой музей, что бы вы вспоминали с чем я вас сегодня познакомила.

Публикации по теме:

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

«Волшебница-ёлочка» (аппликация)«Волшебница-ёлочка» (аппликация) Волшебница - ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по предметному окружению «Чум — жилище коренных народов» (подготовительная группа)
Опубликовано: 22 ноября 2014 в 14:14
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по предметному окружению «Чум — жилище коренных народов» (подготовительная группа)» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Туленкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД