Папки-передвижки

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Традиции и обычаи русского народа»

Оксана Рукавицына
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Традиции и обычаи русского народа»

Цель: Создать условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Образовательные

- Расширять представления детей о народных традициях и обычаях (встреча гостей хлебом солью, изготовление калачей на посиделки).

- Активизировать словарный запас у детей «народный промысел», горница, предметы быта, посиделки.

- Прививать интерес к народному устному народному творчеству.

- Обогащать духовный мир детей.

Развивающие:

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Традиции и обычаи русского народа“» размещена в разделах

-Развивать словесно-логическое мышление, умение делать умозаключения.

-Развивать связную, диалогическую речь

Воспитательные:

- Воспитывать у детей интерес к русской национальной культуре и народному творчеству.

- Воспитывать чувство патриотизма.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное», «Художественно-эстетическое», «Физическое», «Речевое».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, художественно - эстетическая, двигательная

Предварительная работа:

Совместная с детьми деятельность

• разучивание пословиц, поговорок, загадок, примет, небылиц, народных игр;

• чтение художественной литературы; «По щучьему веленью», «Царевна – лягушка», «Хаврошечка»;

• разучивание хоровода;

• проведение бесед о русских традициях и народно декоративно – прикладном искусстве.

Беседы: «Что такое Родина»? «Какие русские народные традиции знаете»? «Расскажи о семейных традициях». «Важно ли соблюдать традиции своего народа»? «Игрушки наших бабушек». Обсуждение пословиц: Хлеб - всему голова и др.

• Познавательно-исследовательская деятельность: Исследование традиционных праздников обычаев и декоративно – прикладного искусства. «Путешествие в прошлое народных костюмов», «история празднования народных календарных праздников. «Истории семейных традиций».

• Чтение художественной литературы: Загадки, пословицы, поговорки, заклички, народные приметы, небылицы.

Ход занятия:

Дети с воспитателем в русских национальных костюмах заходят в группу и встают в круг : С добрым утром, здравствуйте! Воробьи кричат с утра Мы желаем всем здоровья И конечно же добра!

Воспитатель: Ребята, посмотрите друг на друга. В какой мы сегодня одежде? Что одели мальчики, что девочки?

Дети: Сарафаны, косоворотки.

Воспитатель :Правильно. Как можно эти наряды назвать общим словом?

Дети: Русская, народная, традиционная одежда.

Воспитатель:  Вспомните, а что девушки надевали на голову?

Дети: Кокошники, платки.

Воспитатель: Правильно ребята. И сегодня мы с вами нарядились в русскую национальную одежду не просто так. Мы с вами отправимся в путешествие. Но отправимся мы не в дальние страны, а в прошлое нашей страны. Увидим своими глазами как жили люди в старые времена, узнаем что-то новое о традициях и обычаях нашего народа. И какие традиции дошли до наших дней. Давайте сначала вспомним, что такое традиции?

Дети: Традиции – это то, что передается от одного поколения другому.

Воспитатель: Какие бывают традиции?

Дети: Семейные, народные.

Воспитатель: Какие в ваших семьях есть традиции?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Ну, а мы с вами будем говорить о народных традициях.

Воспитатель: Тогда отправляемся в прошлое.

Вместе хлопнули в ладоши

Дружно топнули ногой

Покрутились, покрутились В прошлом очутились.

(Дети садятся на стульчики, показ презинтации)

1 слайд: (Русская изба) Кто знает это что? Правильно это русская изба. 2 слайд: (Горница) А это что? Горница самая просторная и светлая комната в доме, где хозяева встречали гостей. Почему же нас никто не встречает? Давайте закликать хозяйку.

Хором: Хозяюшка, выходи

Гостей в горнице прими!

Воспитатель: А вот и хозяйка нас хлебом солью встречает (выходит р-к с караваем и угощает гостей)

Девочка: Дай Бог тому

Кто к нашему двору,-

Дорогим гостям,

Милым детушкам.

Воспитатель: В нашей стране принято дорогих гостей встречать хлебом и солью. Спасибо хозяюшка за хлеб, соль, за гостеприимство. Эта традиция сохранилась до наших дней. Как вы думаете, почему повелось встречать гостей хлебом, караваем.

Ответы детей: Хлеб самый главный, всему голова. Его очень трудно выращивать.

Воспитатель: Вспомните какие вы знаете пословицы и поговорки про хлеб.

Дети: Хлеб - всему голова

Хлеб да вода – здоровая еда

Большому куску рот радуется

Ешь пироги, а хлеб вперед береги

Без хлеба – половина обеда

Хлеб бросать – труд не уважать

Будет хлеб – будет и обед

Воспитатель: Правильно ребята. Хлеб во все времена был главной едой на столе. Большой труд люди вкладывали, чтобы вырастить хлеб. Поэтому и ценили его как ничто другое. Был и еще такой обычай у русских людей. Сея и убирая урожай на полях, в обеденное время, когда все поедят, мужчины и женщины отдыхали перед дальнейшей работой, а молодые девушки и парни в это время пели песни, водили хороводы и играли в различные игры. Давайте сейчас в одну такую игру поиграем. Называется она «Карусели» (проводится игра)

Дети дружно не зевайте

Ленты быстро разбирайте

Ели, ели, ели, ели

Закружились карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом

Тише, тише не спишите

Карусель остановите.

Раз, два, раз, два

Вот и кончилась игра.

Воспитатель: Очень хорошо. А теперь давайте посмотрим как выглядела старинная русская изба. Что самым главным является в доме? Послушайте загадку :

Летом спит,

Зимой горит

Рот открывает, Что дают глотает.

3 слайд (Русская печь)

Вос-ль: А для чего она нужна

Дети: Печь, как мать родная, она греет, еду варит, спать на ней можно.

Еще одна загадка :

Под крышей – четыре ножки,

Над крышей – суп да ложки. 4 слайд (Стол) За столом собиралась вся семья. Его называли – ладонь – божья.

Воспитатель: Правильно. В центре стола всегда сидел отец – глава семьи. А еще в избе было много предметов – помощников, какие вы узнаете когда соберете правильно пазлы (Дид. игра : «Собери пазлы»

Проводится игра (1 команда «Самовар» 2 команда «Прялка»)

5 слайд «Самовар» За самоваром собиралась большая семья, пили чай с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра и домашнего уюта.

6 слайд «Прялка» А для чего она нужна?

Дети: При помощи прялки пряли пряжу, из нее получалась тонкая нить, а из этих ниток вязали теплые вещи.

Воспитатель: Правильно. В те времена девушки сами пряли пряжу, вышивали рушники и рубахи, пекли хлеб. Мужчины из дерева вырезали ложки, скалки, матрешек, плели лапти и корзины из лыка. Все эти вещи называют – предметами народного быта. Делали они все это зимними вечерами, когда собирались вместе в одном доме. А когда работу заканчивали,собирались за большим столом пили чай с калачами и баранками называлось это посиделками.

7 Слайд (Посиделки)

Воспитатель: Вот и я предлагаю устроить сегодня посиделки. Самовар есть, а калачей нет. Я предлагаю вам испечь сегодня калачи для наших посиделок (дети вместе с вос-лем лепят калачи) А пока наши калачи пекутся предлагаю вам поводить хоровод как водили хороводы наши прадедушки и прабабушки.

«Солнышко и дождик»

Дети идут по кругу и приговаривают:

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладоши

Очень рады солнышку.

Топ-топ, топ-топ!

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.

(Дождь пошел, дети бегут на стульчики) .

Солнышко светит (игра повторяется.)

Вос-ль : Молодцы! А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Вместе хлопнули в ладоши

Дружно топнули ногой

Покрутились, покрутились

Домой возвратились.

Итог НОД.

Воспитатель: Ребята, кто узнал для себя, что-то новое, интересное, кому понравились традиции и обычаи русского народа.

Ответы детей.

Воспитатель: Какие народные традиции вам понравились?

Ответы детей.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать из нашего путешествия?

Дети: Мы – русский народ должны придерживаться своей культуры, своих традиций и обычаев.

Всё то, что узнали

Мы сохраним.

Традиции русские

Детям и внукам передадим! (вос-ль раздает калачи)

Публикации по теме:

Конспект НОД «Традиции и обычаи народа абаза»Конспект НОД «Традиции и обычаи народа абаза» Цель НОД: Систематизировать знания детей о народном фольклоре и закрепить знание народной сказке «Ходжа Насреддин» через игровую деятельность,.

Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа»Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа» Уважаемые коллеги в предыдущем посте я рассказывала, что мы почти весь январь работали над проектом "Обычаи и традиции русского народа".Я.

Фотоотчёт о тематической неделе «Традиции и обычаи нашего народа» в разновозрастной группеФотоотчёт о тематической неделе «Традиции и обычаи нашего народа» в разновозрастной группе Цель: развитие творческих способностей и интереса к совместной деятельности дошкольников через приобщение их к истокам русской народной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Традиции и обычаи русского народа»
Опубликовано: 1 мая 2024 в 06:23
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД