Лучший педагог года

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми 6–7 лет «Тайны волшебной горы»

Елена Ромашова
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми 6–7 лет «Тайны волшебной горы»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад комбинированного вида № 2 «Берёзка»

Конспект занятия

по познавательному развитию с использованием макетных технологий

с детьми 6 -7 лет

«Тайны волшебной горы»

Ромашова Е. С.

Моршанск 2022

Цель: Использование макетных технологий при ознакомлении детей с природным явлением вулкан.

Задачи:

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию с детьми 6–7 лет „Тайны волшебной горы“» размещена в разделах

познакомить с детей природным явлением — извержение вулканов, с новым ископаемым – пемза; сформировать представления о типах вулканов.

– формировать у детей умение делать умозаключения и поощрять их за самостоятельное формулирование выводов по итогам беседы, эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.

– интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность)

Материалы и оборудования:

Макет вулкана; макет гор, картинка вулканов,изображение гор на ткани, ноутбук (видеопризентация, аудиозапись); пемза, посылка.

Для опыта: макет вулкана, пластиковые тарелки, стаканчики с водой, шприцы, красная пищевая краска, сода, моющее средство, фартуки, салфетки, лимонная кислота.

Предварительная работа: изучение камней, чтение деткой энциклопедии «Почемучек», изготовление детьми конуса из картона, изготовление макета вулкана, рассматривание картинок гор, изучение строения гор.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами. Давайте улыбнёмся друг другу.

Станем рядышком по кругу

Скажем «Здравствуйте» друг другу!

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет» и «Добрый день»!

Если каждый улыбнется-

Утро доброе начнется! – Доброе утро!

Стук в дверь. На пороге стоит почтальон (переодетый взрослый) и держит посылку.

Почтальон: Здравствуйте, Вам письмо и посылка от Старика Хоттабыча.

Воспитатель: Спасибо. (Почтальон уходит)

Воспитатель: Ребята, давайте прочитаем письмо.

«Дорогие ребята! Это пишет Вам Старик Хоттабыч. Я много знаю и много видел, летал за моря и леса. Мне поведали, что в этом детском саду очень умные ребята. О умнейшие ребята, посылаю вам странный камень, помогите мне определить, что это за предмет, откуда он появился и как его используют в жизни. Желаю удачи! Ваш Старик Хоттабыч»

Открываем (там лежит пемза)

Воспитатель: Кто знает, что это такое? Как называется? Для чего нужно? Может, у кого-нибудь дома есть такой предмет?

РАССМАТРИВАЕМ. (рассуждения, предположения детей).

Воспитатель: И так послушайте подсказку:

Гора стоит, из нее дым валит, потом шум, да гром – все горит кругом. (вулкан)

Посмотрите, в коробке лежит ответ на эту загадку. Макет вулкана. Как может быть связан вулкан и этот предмет? Кто-нибудь уже догадался?

Ребята, вам интересно узнать, что же это, все-таки, за предмет?

Тогда, мы постараемся выяснить это. А также узнаем, Что такое вулкан, почему происходит извержение вулкана и как это связано с предметом-загадкой. Я предлагаю отправиться в поход-путешествие, вы со мной?

(Включается аудиозапись природы)

Мы готовы для похода.

Поднимаем выше ноги.

По дороге мы идем.

Не спешим, не отстаем.

Руки за спину кладем

И по бревнышку идем.

Вот куда-то мы забрались

Где мы с вами оказались?

(Изображение гор - макет).

Воспитатель: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво! Какие высокие, величественные горы. А что такое горы?

Ответы детей (Горы — это высокие участки Земли.)

Воспитатель: А из чего состоят горы?

Дети: Из камней.

Воспитатель: Вы уже знаете, что горы имеют свое строение. Как называется верх горы?

Дети: Вершина.

Воспитатель: Какие бывают вершины?

Дети: Острые, куполообразные.

Воспитатель: Молодцы! А еще у горы есть бок, который называется?

Дети: Склон.

Воспитатель: что еще, есть у горы?

Дети: Подножие основание.

Воспитатель: А что вы видите на вершинах гор?

Ответы детей (Это снег)

Воспитатель: А почему на горах снег?

Ответы детей (Потому что наверху очень холодно)

Воспитатель: Вы совершенно правы. Какие бывают горы?

Дети: Горы высокие, низкие, средние, широкие, узкие. У одних верхушки острые, а у других как – будто срезанные, пологие, крутые, белоснежные.

Моделирование

- Ребята посмотрите ткань разложена на плоском месте, на столе. Представим, что это участок земли.

Можно назвать такое место – ровным.

-- Оно так и называется равнина.

Теперь дети положите под ткань предметы разной высоты,

например, камни (их нужно класть только под участки коричневого цвета).

Рассмотрим наш участок. Он ровный или нет? (ответы детей).

На нём появились горы. Так и в природе горы чередуются

с ровными участками. Вот мы и создали разные по высоте горы (полюбуйтесь).

Воспитатель: На Земле, ребята, есть и необычные горы. Когда они спят, то почти ничем не отличаются от других гор. Но иногда эти горы «просыпаются».

Воспитатель: Наш поход-путешествие продолжается.

По дорожке мы шагаем

И ворон мы не считаем,

Смело, мы идём вперёд,

Где вулкан уже нас ждёт.

(Показ презентации о вулканах «Огнедышащие горы»)

В некоторых местах на земле есть необычные горы. (Слайд № 1)

Когда они «спят» они мало отличаются от других гор.

Воспитатель: Как вы думаете, какой вулкан называют спящим?

(Ответы детей)

Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться огненной лавой. (Слайд № 13)

Вулкан спит, выдыхает в небо легкий дымок,

будто кто-то печку топит. (Слайд № 14).

А вулкан – это и впрямь печка, только подземная. В ней все время бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться.

Но стоит им проснуться (Слайд № 2,

и тогда из их вершин (жерла вулкана) (Слайд № 3)

вырываются пламя (Слайд № 4)

и раскаленные камни (Слайд № 5).

Вулканы окутываются дымом, звучат взрывы, по склонам течет раскаленная жидкость – лава (Слайд № 6, настоящий огненный поток.

Вулканы извергаются (Слайд № 7).

Во время извержения вулкан похож на разбушевавшегося зверя (Слайд № 12). Он и рычит, и кусается, и может натворить много бед

Захотел вулкан чихнуть –

Поднялось давление.

Через жерло лава в путь

Пустилась в приключение.

Пронеслась по жерлу вверх,

Прорвалась наружу,

С шумом, треском из прорех

Разлилась! О, ужас!

По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает все живое и неживое, превращая в пепел. (Слайд 8). Когда лава утечет далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни.

Воспитатель: Ребята, что мы узнали о необычных горах?

(Ответы детей)

Воспитатель: Таким образом, вулканы бывают действующие, спящие и потухшие.

Воспитатель: Ребята, представьте, что мы с вами пробудившиеся вулканы.

Физкультминутка «Вулкан»

Вулканы начали "играть" -

Из жерла лаву извергать. Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.

Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид! Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак.

-2 раза

Но вот он начал уставать -

Огонь в нём начал угасать. Медленное опускание рук с одновременным приседанием вниз.

Последний раз огнём дыхнул -

Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»

И на десятки лет уснул.

Складывают руки под щеку «засыпают, спят»

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему огнедышащие горы называют «вулканами»?

(Ответы детей)

Послушайте интересную легенду.

«Жил на свете бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть «вулканами». «Вулкан работает» – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места».

Воспитатель: Благодаря вулканам образуются горные породы, из которых состоит земная кора. Вулканы, как лифты, из земных недр поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. (Слайд №15). Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения, очистители для воды. Из затвердевшей лавы строят дома. А еще вулканы доставляют нам из земных недр углерод, азот и другие газы, без которых жизнь на Земле невозможна.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите сами разбудить спящий вулкан? (Да)

- Тогда мы отправляемся в нашу лабораторию.

Быстро встали, улыбнулись,

Выше, выше потянулись!

Влево, вправо, поворот.

И бежим скорей вперед!

Воспитатель: Сначала, мы как настоящие вулканологи должны одеть специальное защитное снаряжение. (если это слово новое, то надо объяснить детям его значение)

(Дети одевают фартуки и нарукавники, маски и шапочки.)

- Подходим к столам, на них стоят макеты вулканов, обложенные мелкими кусочками пемзы и камешками. Проводится опыт.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам предлагаю превратиться в волшебников и попробовать разбудить вулкан. Как вы думаете, у нас получится? (Ответы)

(Подходят к макету вулкана)

Воспитатель: Пока наш вулкан спящий, но мы его разбудим.

Игра в повелителей вулкана началась!

Воспитатель: посмотрите, наш вулкан оживает. Что произошло с нашим вулканом? Что вытекло из жерла вулкана?

Ответы детей: (Извержение вулкана. Лава.)

Воспитатель: Обратите внимание, «лава» спокойно изливается на поверхность, на воздухе она остывает и затвердевает. Из застывшей лавы получаются камни с «пузырьками». Ребята, а не этот ли предмет прислал нам Старик Хоттабыч? Давайте сравним

Это пемза – застывшая вулканическая лава.

Воспитатель: предлагаю с помощью интернета узнать, как в жизни используют этот камень

Натуральная пемза, как природный материал, используется при строительстве, ею шлифуют дерево, даже металлы. Из пемзы изготавливают дренаж и заменитель почвы, выпускают оригинальные украшения. Пемзу используют как материал для фильтров и как лечебное средство, из нее готовят лечебный порошок, который обладает отхаркивающим действием. Традиционный метод - использование кусочков пемзы в качестве терок для очищения кожи пяток и стоп. Я думаю, у каждого из вас, в ванной комнате, есть пемза.

Вот сколько нового мы узнали о пемзе.

Воспитатель: Ребята, вот мы и узнали, что загадочный предмет – пемза, выяснили, где ее используют и как она связана с вулканом. Пора возвращаться в детский сад и написать ответ Старику Хоттабычу. И чтобы нам вернуться с путешествия побыстрее, полетим мы на самолете. Приготовились к полету.

В полет отправляют самолет,

Правое крыло – вперед,

Левое крыло – вперед,

Полетел наш самолет!

Воспитатель: Вот мы и группе. Где моя ручка и конверт. Будем писать письмо, где обязательно напишем все, что узнали сегодня: что такое вулкан? (ответы детей, как называется яма расположенная вместо вершины горы? Как называется огненная река, которая вытекает из кратера вулкана, и расскажем, как получается пемза и для чего она нужна, обязательно укажем пользу этого природного явления.

Воспитатель пишет под диктовку письмо и предлагает нарисовать коллективный рисунок вечером на тему: «Извержение вулкана» и отправить посылкой Хоттабычу.

Публикации по теме:

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «В Гостях У Хозяйки медной горы»Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «В Гостях У Хозяйки медной горы» «В ГОСТЯХ У ХОЗЯЙКИ МЕДНОЙ ГОРЫ» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в младшей группе «Тайны подводного мира» Конспект открытого занятия по познавательному развитию в младшей группе «Аистенок». Тема:«Тайны подводного мира». Выполнила: воспитатель.

Конспект занятия по познавательному развитию «Где живут деньги» с детьми подготовительной группыКонспект занятия по познавательному развитию «Где живут деньги» с детьми подготовительной группы Цель: создание условий для ознакомления детей с работой банка. Программные задачи: - Познакомить детей с новыми словами, встречающимися.

Конспект занятия по познавательному развитию «Насекомые — муравьи», с детьми старшей группыКонспект занятия по познавательному развитию «Насекомые — муравьи», с детьми старшей группы Цель: создание условий для обогащения знаний детей о мире насекомых. Программные задачи: - Развивать познавательный интерес к окружающей.

Конспект занятия по познавательному развитию «Ниточки для шариков» с детьми младшей группыКонспект занятия по познавательному развитию «Ниточки для шариков» с детьми младшей группы Цель: учить детей отвечать на вопросы во время общения, не стесняться. Задачи: • Учить детей слышать педагога, отвечать во время беседы;.

Конспект занятия по познавательному развитию «Разноцветные листочки» с детьми младшей группыКонспект занятия по познавательному развитию «Разноцветные листочки» с детьми младшей группы Программные задачи: Развивать эстетическое восприятие, формировать образные представления; учить видеть красоту осенних деревьев; вызвать.

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми 4–5 лет средней группы «Органы человека»Конспект занятия по познавательному развитию с детьми 4–5 лет средней группы «Органы человека» ЦЕЛЬ: формирование у детей дошкольного возраста о внутреннем строении человека. Задачи: учить детей различать и называть части тела и внутренних.

Сценарий квест-игры по познавательному развитию для детей разновозрастной группы от 3 до 7 лет «Тайны Снежной королевы»Сценарий квест-игры по познавательному развитию для детей разновозрастной группы от 3 до 7 лет «Тайны Снежной королевы» Ведущая ОО: «Познавательное развитие». Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое»,.

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми младшей группы «Уроки Мойдодыра»Конспект занятия по познавательному развитию с детьми младшей группы «Уроки Мойдодыра» Интеграция образовательных областей: 1. Познавательное развитие. 2. Речевое развитие. 3. Физическое развитие. 4. Художественно – эстетическое.

Конспект занятия по познавательному развитию «Трудолюбивая пчёлка» с детьми старшей группыКонспект занятия по познавательному развитию «Трудолюбивая пчёлка» с детьми старшей группы 20 мая. Всемирный день пчёлПрограммные задачи: обогащать знания детей о насекомых, о пчёлах; активизировать словарный запас; учить детей.

Публикация Конспект занятия по познавательному развитию с детьми 6–7 лет «Тайны волшебной горы» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Ромашова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми 6–7 лет «Тайны волшебной горы»
Опубликовано: 14 января 2023 в 16:54
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД