МААМ-картинки

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в средней группе по теме «Зимующие птицы»

Галина Горбань
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в средней группе по теме «Зимующие птицы»

Тема: Формирование экологических знаний о зимующих птицах, через игровую деятельность.

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, проведение беседы о том, как помогать птицам, чтение рассказа «Дети в парке», рассматривание зимнего пейзажа, иллюстраций с изображением птиц, отметить их отличительные особенности: крылья, хвосты, перья, лапки, хохолки, загадывание загадок, заучивание стихов о птицах, разучивание пальчиковой игры, рисование птиц.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в средней группе по теме „Зимующие птицы“» размещена в разделах

Цель: развитие познавательного интереса через игровую деятельность.

Задачи:

Образовательные: расширить и систематизировать знания детей о зимующих птицах, их характерных особенностях, характере питания, о роли человека в их жизни ; создать условия для узнавания птиц по характерным внешним признакам. (Познавательное развитие)

Развивающие: развивать мышление, наблюдательность, зрительную память. Развивать интерес к занятию через использования наглядного материала, игровых моментов.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение и любовь к живой природе, птицам. Воспитывать умение сохранять внимание на протяжении всего занятия.

Интеграция: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

ОО «Физическое развитие» - предупреждать утомляемость детей, закреплять умение выполнять физические упражнения.

ОО " Художественно-эстетическое развитие" - способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений.

ОО "Речевое развитие" - активизировать словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно; стимулировать и развивать речевое творчество детей.

ОО "Социально-коммуникативное развитие" - создание благоприятного психологического фона. Сформировать навыки коллективного общения (коллективные игры) .

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая.

Материалы и оборудование:

-оборудование: столы, стулья на каждого ребенка, мольберт, магнитофон.

-материалы: карточки – загадки с картинками птиц;

маски птиц ;картинки птиц; корм для птиц (семяна); кормушка.

Технология: игровой заинтересовывающий момент, беседа, диалог с детьми, динамическая пауза, дидактические игры.

Форма проведения: подгрупповая, игровая.

Ход организованной образовательной деятельности:

1. Вводная часть. Приветствие

Стали дружно мы в кружок,

Улыбнись скорей дружок

ты соседа обними,

Доброе утро! ему скажи.

Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно загадку и постарайтесь правильно отгадать:

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома,-

Значит к нам пришла. (зима)

Воспитатель: Да, правильно, зима. Так какое сейчас время года?

Сколько месяцев длится зима? (3 мес.).

Название зимних месяцев? (декабрь,январь, февраль).

Как называются птицы, которые остаются зимовать? (зимующие птицы).

Воспитатель: Чем птицы похожи?

(У них у всех есть голова, клюв, туловище, крылья, хвост, лапки, тело покрыто перьями.)

Воспитатель: Правильно, тогда чем отличаются друг от друга?

(Они отличаются размером, окраской, по разному подают голос.)

2. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, я сегодня проверила почту нашего детского сада и обнаружила там письмо и посылку. Давайте посмотрим от кого это письмо. На конверте написан номер нашего детского сада и наша средняя группа, а прислал нам Лесовичок. Сейчас мы с вами прочитаем, что же внутри.

«Здравствуйте, ребята, пишет вам Старичок- Лесовичок. Хоть я и старенький, но слежу за порядком в лесу. С наступлением холодов в лесу становится все тише и тише, жучки и паучки все попрятались, одни птицы, «перелетные», улетели в теплые края, а другим «зимующим» нечем питаться. И я хотел бы обратиться к вам с просьбой, но…об этом чуть позже… Сначала я хотел бы с вами поиграть и чтобы вы выполнили мои задания…» Ребята, давайте посмотрим, что же в посылке?

Загадки про птиц :

1. Найдешь ее в своем дворе, она на радость детворе.

Ты обижать ее не смей! Эта птичка. (воробей)

2. Красногрудый, чернокрылый

Любит ягоды клевать

С первым снегом на рябине он появиться опять (снегирь)

3. Спинка зеленовата, животик желтоватый

На голове чёрная шапочка, да ещё полоска шарфика (синица)

4. Все время стучит, деревья долбит.

Но их не калечит, а только лечит. (дятел)

5. Окраской - сероватая, повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая -

Известная персона, кто она?. (ворона)

6. Кто летает, кто стрекочет?

Рассказать всем новость хочет?

Непоседа птица эта, одного с березой цвета. (Сорока)

7. Вот птичка так птичка, не дрозд, не синичка,

Но эта вот птичка, хоть невеличка,

Клюет шишек семена, для нее это еда. (Клест)

8. К нам с ветрами прилетели, песню севера запели,

На рябину налетели, засвистели и запели.

Все до ягодки поели. (Свиристели)

9. Меня сизокрылым все с детства зовут.

Как символа мира и любят, и чтут. (голубь)

Воспитатель: Молодцы, ребята, все правильно. Снова посмотрим в посылку, что на этот раз приготовил для нас Старичок –Лесовичок…

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай птицу по описанию».

1. птица синица.

Грудка у птицы жёлтая, а посредине чёрный галстук, на голове черная шапочка и т. д. Она произносит звуки: синь-синь-синь, любят сало. Эти птицы приносят очень большую пользу лесам, паркам и садам. Самцы этой птицы весной начинают петь одни из первых,

2. птица воробей.

У него серо- коричневое оперение, короткий хвостик, тонкие лапки, он маленький, но шустренький. Эта птица не умеет ходить, а только прыгает. Он чирикает: «Чик – чирик- чик-чирик». Эта птица в течение своей жизни места жительства не меняет, вот если только гнездо разорят или беда какая случится, только тогда улетит. Всю жизнь они свое гнездо ремонтирует, утепляет и держит его в чистоте.

3. птица снегирь.

У этой птички грудка красная, спинка серая, на голове шапочка, крылышки и хвостик чёрные, чем сильнее мороз, тем спокойнее ведут себя птички, мало передвигаются. С приближением темноты вся стайка улетает в кусты или на деревья, где и ночует. С наступлением весны они исчезают из городов, но они не улетаю и поселяются в хвойных лесах, выводят там птенцов и ждут зимы.

4. птица сорока.

У этой птицы есть прозвище - белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные. Очень красивый у нее хвост - длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом. Ее невозможно спутать с другими птицами. Всем известна, её привычка красть и прятать блестящие предметы.

Птица обычно селится в открытом месте с множеством деревьев и кустов. Она избегает густого леса.

5. птица ворона.

У этой птицы голова, шея, хвост, клюв и ноги черные, а все остальное серое. Для гнёзда они выбирают опушки лесов, а так же, селятся в центре города.

В народе говорят, если, зимою вороны летают и кружатся стаями — к морозу. Если вороны устраивают в небе хороводы - быть снегопаду.

6. птица клест.

Эта птица небольшого размера, примерно такого же как воробей. Отличается плотным сложением, коротким раздвоенным хвостом, большой головой и особым клювом, половинки которого загнуты и сдвинуты в разные стороны, образуя крест. Эта птица выводит птенцов зимой, в сильные морозы.

7. птица свиристель.

Это красивая птица. Тело покрыто розовато-серым или буровато-серым оперением, на черных крыльях желтые и белые полоски; хвост, горло и полоска возле глаз черные; хвост окантовывает желтая полоска, на голове хохолок. Эта птица не умеет петь, а издает трели- сви-сви.

Воспитатель: Молодцы, правильно, давайте опять заглянем в посылку (маски птиц).

А теперь давайте поиграем, выбирайте себе шапочку с изображением птицы представьте, что вы птица, я буду читать стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку».(Воспитатель держит кормушку).

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду, а в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей

А в субботу, воскресенье было общее веселье.

Воспитатель: Ребята, легко ли зимующим птицам зимой. Почему? (ответы детей)

Дети: Нет, нелегко им холодно и голодно, снег укрыл землю и они не могут найти себе корм.

Воспитатель: Правильно, им очень тяжело приходится зимой, на улице очень холодно и корма зимой мало. Кто же приходит к ним на помощь?

Дети: люди.

Воспитатель: Правильно. Что произойдет, если все птицы погибнут от холода и голода?

Дети: Погибнут птицы – некому будет уничтожать вредных насекомых, заболеют и погибнут деревья, кусты, травы. Животным нечего будет есть и они покинут лес. Без птиц, без животных, без леса человеку не прожить. Поэтому птиц надо беречь, помогать им. Они приносят огромную пользу.

Воспитатель: Молодцы, ребята, все правильно. Снова посмотрим в посылку, что на этот раз приготовил для нас Старичок –Лесовичок…

-Молодцы, все справились с этой игрой.

- А сейчас мы с вами поиграем в еще очень интересную игру «Найди лишнюю птичку».

К нам на кормушку прилетели птички. Посмотрите на них и найдите, какие птички здесь лишние и почему? Возле лишней птички приклейте красный кружок.

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами вернемся к письму и посмотрим, какую же просьбу просит исполнить Старичок- Лесовичок.

«Ребята, вы уже знаете, что снег зимой укрывает весь корм для птиц и им нечем питаться, так вот у меня большая просьба к вам и вашим родителям, изготовьте кормушки для птиц. Но самое главное, не забывайте класть регулярно в неё корм. Заранее вам всем спасибо! До свидания, ваш Старичок –Лесовичок.»

Ну, что ж, ребята, надо постараться исполнить просьбу Старичка- Лесовичка. А знаете ли вы, чем питаются птицы зимой? (ответы детей)

Сейчас я это и проверю. А сейчас мы поиграем в игру «Кого чем угостить».Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч по очереди каждому ребёнку, называя птичку. Ребёнок ловит мяч и отвечает чем будет кормить птичку. (клёст- семечки, голубь- пшено, синица-сало, ворона- мясо, снегирь-рябина).

Посмотрите, в посылке лежат семечки, ягоды, хлебные крошки, крупа, как вы думаете для чего они?

Воспитатель: Молодцы ребята, вы уже знаете какая птичка, чем питается.

Рефлексия:

Ребята, давайте положим корм на нашу кормушку и немного отойдем в сторону, закрыли глазки… (Прилетели птицы : снегирь, сорока, ворона, синичка и воробей).

Открывайте глазки. Кто каких птичек представил?

Воспитатель: 1. Питается синица семенами подсолнечника, тыквы, любит несолёное сало. На зиму эти птички не улетают в тёплые страны, но в поисках корма стайки перелетают с места на место. Там, где корма много, синицы задерживаются. Подкармливая, их можно удержать в своём саду.

2. Воробей питается хлебными крошками, ягодами, семенами подсолнечника.

3. Снегирь питается почками и семенами деревьев и кустарников, ягодами, из которых он выбирает семена, а мякоть выбрасывает. Толстым клювом он разгрызает семена ягод или небольшие орешки. Отведав рябины, снегирь чистит клюв: к нему прилипают семена рябины. Во время чистки клюва они попадают на землю, а весной прорастают.

4. Сорока и ворона- всеядны. Зимой питается остатками человеческой пищи. Любят разные зерна, подсолнечника, арбуза, дыни, семена различных растений, даже питаются мелкими грызунами.

5. Клест питается семенами шишек, которые он достает с помощью своего изогнутого клюва.

6. Свиристели питаются ягодами.

7. Голуби питаются хлебными зернами, чечевицей, горохом.

Воспитатель:

Ребята, у нас сегодня были разные задания и игры. Кому показалось что-то трудным?

Ребята, о ком мы сегодня разговаривали?

Дети: О зимующих птицах, о том, как им трудно зимовать и что без помощи человека, птицы могут погибнуть, а мы знаем, что птицы приносят пользу, поэтому птиц надо подкармливать круглый год.

Воспитатель: Ребята, а как живётся птицам, которые остаются зимой? (холодно, голодно).

А чем мы им можем помочь? (развесить кормушки и покормить).

3. Заключительная часть.

Воспитатель:

Ребята, у нас сегодня были разные задания и игры. Ребята, о ком мы сегодня разговаривали?

Дети: О зимующих птицах, о том, как им трудно зимовать и что без помощи человека, птицы могут погибнуть, а мы знаем, что птицы приносят пользу, поэтому птиц надо подкармливать круглый год.

Воспитатель: -Ребята, наш разговор о птицах подошел к концу. Думаю, каждый для себя сегодня узнал что-то интересное, а может быть и новое. Я думаю старик- Зимовик будет очень рад, что вы выполнили все его задания. А главное то, что птицы - наши друзья, младшие братья, и мы как старшие должны беречь и охранять их.

Покормите птиц зимой,

Чтоб со всех концов

К вам слетались, как домой

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма

Горсть одна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Зимующие птицы» Цели: Формирование  экологической культуры у детей; привитие любови к птицам и воспитание бережного отношения к ним. Задачи: 1. Развивать.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней логопедической группе «Водоплавающие птицы»Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней логопедической группе «Водоплавающие птицы» Цель: Формирование представлений о водоплавающих птицах посредством лепки. Задачи: Образовательные: • Закрепить и уточнить знания детей.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром на тему «Зимующие птицы» Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста. На тему: «Зимующие.

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы «Зимующие птицы»Конспект НОД по ознакомлению с миром природы «Зимующие птицы» Образовательная область: «Познавательное развитие» Образовательная деятельность: «Ознакомление с миром природы». Цель: Расширять представления.

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы «Репортажи со всего света»Конспект занятия по ознакомлению с миром природы «Репортажи со всего света» Задачи: сформировать у детей первоначальные представления о природе различных климатических зон, географических особенностях, растениях,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Зимующие птицы»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Зимующие птицы» Конспект занятия по ознакомление с окружающим миром в средней группе. Тема:«Зимующие птицы». Интеграция областей: познавательное развитие,.

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе «Зеленая аптека»Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе «Зеленая аптека» Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе «Зеленая аптека» Тема: «Зеленая аптека» Направление:.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в средней группе по теме «Зимующие птицы» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Галина Горбань на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в средней группе по теме «Зимующие птицы»
Опубликовано: 8 января 2024 в 22:52
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД