Папки-передвижки

Конспект занятия по познавательному развитию «Игра-путешествие «Узелковое письмо. Берестяные грамоты»

Ольга Сарайкина
Конспект занятия по познавательному развитию «Игра-путешествие «Узелковое письмо. Берестяные грамоты»

«Игра-путешествие «Узелковое письмо. Берестяные грамоты»»

по познавательному развитию с детьми

подготовительной к школе группы

Цель: познакомить детей с возникновением письменности на Руси.

Задачи:

• дать детям представление о зарождении письменности на Руси (узелковое письмо, берестяные грамоты);

развивать интерес к истории своей страны и народа;

• продолжать учить разгадывать ребусы, развивать навык чтения;

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Игра-путешествие „Узелковое письмо, Берестяные грамоты“» размещена в разделах

развивать мелкую моторику;

• доставлять радость от общения со сказочным персонажем;

• воспитывать уважение друг к другу, умение слушать ответы друг друга, не перебивая.

Педагогические технологии: игровая, технология проектной деятельности (в рамках проекта группы «Возникновение письменности на Руси», информационно-коммуникационная, исследовательская.

Оборудование и материалы: презентация для интерактивной доски «Узелковое письмо. Берестяные грамоты», пряжа, жгут, деревянная планка, домовенок Кузя – персонаж перчаточного театра.

Ход игры

Вводная часть

Слайд 1

Воспитатель. Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в прошлое нашей страны, вспомним, где и как жили наши предки-славяне. Нам поможет совершить это путешествие домовенок Кузя.

Кузя. Конечно, помогу. У меня там предки жили, и я все-все знаю о прошлом нашей страны. Знаю и вам расскажу. Но сначала скажите-ка, вы знаете русские народные сказки? (Ответы детей.) Какими словами они начинаются (Ответы детей.) А еще скажите мне, какой в наших сказках был сказочный транспорт (Ответы детей.)

Слайд 2

Кузя. Правильно! Значит, к путешествию вы готовы. А слова заветные помните?

На каблучок становись,

Вокруг себя обернись

И в Древней Руси очутись!

Основная часть

Слайд 3

Кузя. Ух ты, красота какая! Красиво жили наши предки. Вокруг природа, избы да терема резные. Не то, что вы нынче – в каменных домах да асфальте. Гляньте, как чудно вокруг!

Рассматривают картинку, дети высказывают свое мнение об увиденном.

Слайд 4

Кузя. Вот так дом! Как он называется, помните? (Изба.)

Воспитатель. Кузя, давай ты напомнишь название некоторых деталей избы, а дети найдут их и обведут.

Кузя. Давай. Где, к примеру, коневая? А ставни? Наличники? Крыльцо?

Дети находят и обводят.

Кузя. А одежда-то ваших предков как называется, помните? (Ответы детей.) Молодцы, знаете!

Слайд 5

Кузя. Да, умели строить наши предки. А вот и мой предок. Эй, здорово!

Воспитатель. Кузя, давай попросим твоего предка показать нам книги и про библиотеки рассказать.

Кузя. Ну, девонька, попробуй.

Слайд 6

Воспитатель. Покажите нам, пожалуйста, где у вас книги хранятся. Кузя, а чего это он ходит и молчит?

Кузя. Так это он не знает, как вам сказать о том, что про книги он слыхом не слыхал и их видом не видал. Нет их в том времени, в которое мы попали.

Слайд 7

Кузя. Это у вас книги да библиотеки разные. Я-то знаю, у меня в вашей библиотеке знакомый домовой есть, так я от него про всю историю письменности узнал. Вот и вам расскажу.

Воспитатель. Кузя, а как же без книг-то? Как детям сказки читать?

Кузя. Так сказки не читали, их рассказывали.

Слайд 8

Кузя. Сказители да сказительницы, а еще приходили старцы, и так они былины рассказывали, ну словно песню пели. А вот как их называли, это вы буквами выложите.

Дети выкладывают из букв слово «баян»

Воспитатель. Кузя, а как записывали сказы да былины, вдруг забудут что? Письма друг другу как писали?

Кузя. Да не забывали уж. А письма не писали, а вязали!

Воспитатель. Как вязали, крючком или спицами?

Кузя. А так вот и вязали – руками узелки.

Слайд 9

Кузя. И называлось письмо узелковым. Каждый узелок что-то значил, ну, слово какое-то, и вязались узелки по-разному. Учились дети узелковому письму с пеленок. А еще разные узоры девицы вышивали на поясах да рубахах, обережными узоры те назывались. Устал я что-то, давайте разомнемся.

Слайд 10

Физкультминутка. Дети повторяют движения за воспитателем.

Домовой живет за печкой,

В ночь выходит на крылечко,

Днем он мелкий, как букашка,

А вообще – очаровашка!

Домовой сидит в лукошке,

Свесив маленькие ножки,

Потому что в том лукошке

И брусника, и морошка.

Ягод он поел немножко,

Ну, примерно… пол-лукошка,

А потом уснул в кроватке

Крепко-крепко. Сладко-сладко.

Кузя. Вот такие веселые стишки пишут про меня! Теперь хорошо – буквы есть, азбука, можно узелки не вязать, просто выучить буквы и научиться читать. А вот в давние-давние времена букв не было. Были знаки и узелки.

Слайд 11

Дети решают ребус.

Кузя. Молодцы!

Заключительная часть

Слайд 13

Кузя. Это писало и берестяная грамота.

Воспитатель. Спасибо, Кузенька, за интересный рассказ. Мы теперь будем знать и про узелковое письмо, и про берестяные грамоты.

Кузя. Это еще что, я вам еще и про буквицы расскажу, и про людей знаменитых, что буковицы придумали. Но это в следующий раз. А пока есть у меня для вас подарок,чтоб помнили про мой урок. Вот вам каждому по веревочке, завяжите ее на запястье и тогда уж точно не забудете, где были и про что узнали.

Дети завязывают узелок на память.

Воспитатель. Кузя, я, кажется, знаю, откуда это выражение – «Завяжи узелок на память». Это ведь из письма узелкового, в память о том, что было оно на Руси у нас?

Кузя. А она у вас ребятки, сметливая, вы ее слушайте! А теперь заветные слова говорим – и в садик!

На каблучок становись,

Вокруг себя обернись

И в детском саду очутись!

Слайд 14

Воспитатель. Ребята, понравилось вам путешествие? Вы теперь знаете, что сначала не было букв, а были знаки и узелки. И мы сегодня будем вязать «письмо». Придумаем, какое слово будет обозначать один узелок, какое два и т. д. Сейчас в группе этим и займемся.

Публикации по теме:

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в Африку» с использованием ИКТКонспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в Африку» с использованием ИКТ Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в Африку» с использованием ИКТ. Цель: Создать веселое настроение,.

Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию «Путешествие в сказку» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию «Путешествие в сказку» во второй младшей группе Цель: обобщить и закрепить знания, полученные за год. Задачи: Закреплять умение подбирать слова, противоположные по смыслу. Закреплять правильное.

Конспект ОД по познавательному развитию «Путешествие в страну Времени»Конспект ОД по познавательному развитию «Путешествие в страну Времени» Конспект ОД по познавательному развитию «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ВРЕМЕНИ» Цель: - закрепить и расширить знания детей о различных видах часов,.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну Грамоты»Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну Грамоты» Цель: создание условий для закрепления имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте. Задачи: Образовательные: -продолжать учить.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Путешествие в лес» в средней группе Цель: -Закрепить знания детей о лесе, о диких животных. - Активизировать и расширить словарь по данной теме. - Углубить и систематизировать.

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по городу»Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по городу» Конспект «Путешествие по городу». Цель: Формировать знания детей о правилах дорожного движения и различных видах транспорта. Образовательная.

Конспект по познавательному развитию «Путешествие в космос» Автор: Киселева Евдокия Ивановна, воспитатель МКДОУ «Детский сад №4» г. Лиски, Воронежская область. Цель: Формирование у детей представлений.

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по Африке» в подготовительной группе Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Путешествие по Африке» в подготовительной группе. Реализация содержания программы.

Конспект занятия по развитию речи с элементами грамоты для детей старшего дошкольного возраста «Моя Родина — Россия»Конспект занятия по развитию речи с элементами грамоты для детей старшего дошкольного возраста «Моя Родина — Россия» «Моя Родина - Россия» Цель: Развитие у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: Закрепить знания детей о государственных.

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) «Путешествие в царство Зимушки-зимы»Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) «Путешествие в царство Зимушки-зимы» Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности «Путешествие в царство Зимушки-зимы» Задачи: Создать условия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию «Игра-путешествие «Узелковое письмо. Берестяные грамоты»
Опубликовано: 18 марта 2023 в 08:48
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД