МААМ-картинки

Конспект занятия по познавательному развитию старшая группа «Ах, какая осень!»

Добренькая Татьяна
Конспект занятия по познавательному развитию старшая группа «Ах, какая осень!»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8» города Алейска

Конспект занятия

по познавательному развитию

«Ах, какая осень»

(старшая группа)

Воспитатель: Добренькая Т. О.

2020 г.

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию старшая группа „Ах, какая осень!“» размещена в разделах

• Обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках.

• Уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме.

• Закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека.

Развивающие :

Развивать внимание, память.

• Улучшать общую моторику и координацию движений.

Развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы.

Воспитательные:

• Воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы.

• Воспитывать чувство любви к родной природе

• воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным

Дидактический материал: Кукла Петрушка; иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей, осенних работ, изменений в животном мире; предметные картинки по теме «деревья», «птицы; листочки с дидактическим упражнением «Вершки-корешки» на каждого ребенка, цветные карандаши; дидактические игры: «Времена года», «Животный мир», «С какого дерева листок», «Назови листок».

Предварительная работа:

Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень»; дидактические игры.

Методы и приемы, использованные на занятии :

• словесный метод,

• наглядный метод,

• практический метод,

• игровой метод.

Ход занятия

Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку:

Он с бубенчиком в руке,

В сине – красном колпаке.

Он веселая игрушка,

А зовут его… (Петрушка)

Сегодня к нам в гости пришёл Петрушка, и мы ему расскажем, что мы знаем про осень. Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор П. И. Чайковский так и назвал: «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное. У нас прошел конкурс рисунков «Золотая осень», вы знаете о ней стихи, песни и загадки, мы очень много наблюдали за осенними изменениями, мастерили поделки из природного материала. Думаю, вам есть, что рассказать.

- Чтобы не запутаться, предлагаю всем подумать: о чем бы вы хотели рассказать нашему гостю? О чем будем говорить сначала? Потом? Вам помогут схемы-подсказки.

Неживая природа

Растительный мир

Животный мир

Неживая природа осенью.

- Когда приходит осень?

- Какие осенние месяцы вы знаете?

- Что мы относим к неживой природе? (К неживой природе мы относим явления природы, такие как осадки, облачность, ветер, долгота дня, погода.)

- Назовите признаки осени в неживой природе?

Подробнее, расскажите, каким становится день? (Осенью день становится короче, а ночь длиннее)

- Почему погода становится прохладной? (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной)

- Какие осадки характерны для осени? (Чаще идут дожди, поздней осенью, в октябре у нас на Севере, даже выпадает снег)

- Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни? (По утрам бывает туман или заморозки иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда).

Петрушка: Ой, как скучно!

Воспитатель: Да, Петрушка! Осень – унылая, но разноцветная пора. Знаменитый русский поэт А. С. Пушкин написал про осень много стихотворений.

«Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы…

- Ребята! А чтобы не было скучно Петрушке, мы попросим его помочь собрать листочки.

Дидактическая игра «С какого дерева листок?» ( Дети собирают разбросанные на полу листочки: клёна, берёзы, рябины, тополя, Петрушка-осины.) Молодцы, правильно.

Ой, Петрушка, разве это листья осины? Давайте поможем Петрушке собрать правильно листья.

Петрушка: «Спасибо. Ребята, теперь я запомнил! А я предлагаю поиграть в дидактическую игру «Назови листочек». Я называю дерево, а вы называете какой листочек:

дуб – дубовый

клён – кленовый

осина - осиновый

рябина – рябиновый

берёза – берёзовый

тополь – тополиный

калина - калиновый

- Молодцы! Правильно

Растительный мир осенью

Дети рассаживаются на стульчики.

- Ребята, а сейчас будем говорить о растениях. Что мы относим к растительному миру? (К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы)

- Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему? (Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его недостаточно, листья меняют свой цвет и начинается листопад)

- Ребята, что еще интересного вы можете рассказать о листьях? (Загадка о листьях)

Летом вырастают зелёными,

А осенью опадают желтыми.

Под ногами лежат,

Зашагаешь — шуршат,

Яркие, цветные,

Краешки резные.

- Что же меняется в жизни трав и цветов? (Трава пожухла, засохла, потому что стало холодно и не хватает солнечного света.)

Физминутка

Вот и осень наступила,

Посмотрите как красиво,

Листья всюду шелестят

И летят, летят, летят,

Соберём с вами листочки,

Посидим мы на пенёчке,

Солнцу мило улыбнёмся,

Вместе за руки возьмёмся,

Побежим мы по дорожке,

Поднимая выше ножки,

Покружимся, полетаем,

Дружно все мы приседаем,

Вот и всё пора вставать,

Нужно снова нам шагать!

Животный мир осенью

Смена картинок

- Кого мы относим к животному миру? (К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых, земноводных)

- Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые уходят в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.)

- Даниил, ты хочешь что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют : меняют летние шубки на зимние, более теплые.)

- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, уходят в спячку до весны.)

- Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края)

- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными)

- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше)

- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.)

- Верно. Такие птицы называются оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.

Дидактическая игра «Улетают – не улетают»

(Дети встают около стульчиков)

Воспитатель: Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.

Ворона, грач, галка, голубь, ласточка, воробей, утка, скворец.

- Молодцы! Очень внимательны.

Петрушка: «Отгадайте загадку!»

Болтлива птичка - спору нет,

Расскажет новость и секрет!

Красива с виду, белобока

Кто? - Длиннохвостая. (сорока)

Эта птица перелётная или зимующая?

Человек осенью

- Давайте расскажем Петрушке, какие работы проводятся осенью.

(выставляются картины)

- Какие работы выполняются в садах? (Нижнюю часть деревьев белят известью, чтобы их не погрызли зайцы, осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают, чтобы они перенесли морозы и дали на следующий год хороший урожай, собирают: яблоки, груши)

- А как трудятся в огороде, на полях? (Убирают хлеб, картофель, капусту, морковь, свеклу, убранные поля удобряют и вспахивают, на вспаханные поля, высеивают семена озимой ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку)

- А вы, ребята, что делали осенью?

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Ветер северный подул (Подуть на пальцы)

С-С-С все листочки с липы сдул (с-с-с)

Полетели, закружились и на землю опустились (Ладони зигзагами плавно опустить на стол)

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – 2 раза (Постучать пальцем по столу)

Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил (Постучать кулачками по столу)

Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил (Плавные движения вперед-назад кистями)

Одеялом их накрыл (Ладони крепко к столу)

Дидактическое упражнение «Вершки-корешки»

- У вас на столах лежат цветные карандаши и листочки с заданием. Необходимо обвести зеленым цветом те овощи, у которых мы употребляем в пищу вершки, т. е. листья, зелень. Красным цветом – корешки.

Мы приглашаем Петрушку выполнить с нами упражнение.

- Молодцы, все справились с заданием. Даже Петрушка справился.

- Петрушка, понравилось тебе у нас? Ребята, давайте попрощаемся с Петрушкой, ему пора в путь.

Публикации по теме:

«Вот она какая, Зимушка-зима» Конспект занятия по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста«Вот она какая, Зимушка-зима» Конспект занятия по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста Образовательные области: «Познавательное развитие» интегрируется с ОО «Развитием речи», «Социально-коммуникативным развитием», «Физическим.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с нарушениями зрения на тему «Осень» (старшая группа)Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с нарушениями зрения на тему «Осень» (старшая группа) Цель: Расширить представления детей о временах года (осени). Задачи: Обучающие: Вспомнить признаки осени. Развивать внимание и память детей.

Конспект НОД по познавательному развитию «Лягушка-квакушка» (старшая возрастная группа)Конспект НОД по познавательному развитию «Лягушка-квакушка» (старшая возрастная группа) Цель: Формирование у детей знаний о жизни земноводных. Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с природой родного края. 3. Формировать у детей.

Конспект НОД по познавательному развитию «Виртуальное путешествие по городу Королеву» (старшая группа)Конспект НОД по познавательному развитию «Виртуальное путешествие по городу Королеву» (старшая группа) Цель:продолжать формировать представления детей о родном городе, его достопримечательностях. Задачи:• продолжать знакомить с историей возникновения.

Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа) КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей.

Конспект ООД по познавательному развитию с использованием ИКТ «Зима на Белгородчине» в соответствии с ФГОС (старшая группа) Тема: «Зима на Белгородчине» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное.

Конспект занятия по познавательному развитию «Весна, перелётные птицы» (подготовительная группа)Конспект занятия по познавательному развитию «Весна, перелётные птицы» (подготовительная группа) Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны, представлений о перелётных птицах. Задачи: 1. Закрепить.

НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Домики для осенних листочков» (старшая группа)НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Домики для осенних листочков» (старшая группа) Тема: «Домики для осенних листочков» Программное содержание: • вызвать положительный эмоциональный отклик от совместной деятельности, воспитывать.

Конспект НОД по речевому и художественно-эстетическому развитию «Вот какая мама — золотая прямо!» (старшая группа)Конспект НОД по речевому и художественно-эстетическому развитию «Вот какая мама — золотая прямо!» (старшая группа) О. О. Речевое развитие Художественно — эстетическое развитие Тема: «Вот какая мама — золотая прямо!». Старшая группа Цель: Создание социальной.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Пингвин» — старшая группаКонспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Пингвин» — старшая группа Тема: Пингвин. (рисование методом тычка)Цель занятия: формировать умение выразительно передавать в рисунке образ пингвина его характерные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию старшая группа «Ах, какая осень!»
Опубликовано: 17 сентября 2020 в 09:40
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательному развитию старшая группа «Ах, какая осень!»» (включая файлы) размещена пользователем Добренькая Татьяна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД