Папки-передвижки

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Чудо соль»

Ольга Усачева
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Чудо соль»

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Чудо соль» .

Цель: Формирование знаний детей о свойствах соли через экспериментальную деятельность.

Задачи: Знакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение).

Развивать навыки экспериментирования.

Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного её потребления.

Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности „Чудо соль“» размещена в разделах

Словарь: каменная, поваренная, йодированная, кристаллизация, минеральное вещество, рудник, выпаривание.

Оборудование:

Для воспитателя: три вида соли для показа детям, лёд, стакан с горячей водой, металлическая ложка, свеча, спички, солёный раствор воды, яйцо, кристаллы соли (выращенные заранее, мешочек с солью.

Для детей: лупа, стакан с водой, ёмкость с солью, трубочка, кубики льда.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка Давайте посмотрим, что там лежит (шкатулка не открывается, на ней записка) Шкатулка откроется тогда, когда вы угадаете загадку

«Без нее, ребята, повар как без рук,

И становится вся пища не съедобной вдруг!

Если в ранку попадет - испытаешь боль

Вы, конечно, догадались. Что же это? Правильно, это соль.

Воспитатель. Ребята присаживайтесь на стульчики.

Соль, один из важнейших минералов на земле. Поваренная соль-это пищевой продукт. На первый взгляд может показаться, что это обычная приправа к нашей еде. Но, не так. Когда-то, несколько сотен лет назад соль была очень дорогим товаром. Цена соли была настолько велика, что она играла роль денег. За соль можно было купить все что угодно: одежду, продукты, лошадь и даже дом.

«Хлеб-соль»-так встречали на Руси гостей. Это пожелание добра. Соль-это символ дружбы. Беречь хлеб и соль -значит, дружить. Отсюда и народная примета: рассыпал соль - к соре, к неудаче. Потому что, древние времена соль считалась драгоценностью. Пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу, а вот соли –нет.

Соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт, и мы ее знаем, как мелкие кристаллы белого цвета. На самом деле, соль природного происхождения имеет сероватый оттенок.

- Соль бывает каменная – неочищенный натуральный продукт. (Показать).

- Соль бывает поваренная – это очищенная промышленным способом каменная соль. (Показать).

- Морская соль – один из самых полезных видов соли, обогащена минералами. (Показать).

- Соль цветная – чаще всего это морская соль, окрашенная в различные цвета. Такую соль употреблять в пищу нельзя. Её используют для ванн. Солевая ванна расслабляет, улучшает самочувствие человека. После неё лучше спится. (Показать).

Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?

Ответы детей.

Воспитатель: Соль необходима всем людям. Соль входит в состав крови, слез, пота, участвует во множестве жизненных процессах организма человека. Но если человек употребляет слишком много соли, то у него могут возникнуть проблемы с почками, сердцем, с суставами. Одним словом – всё должно быть в меру!

- Где мы встречаемся с солью? (на кухне, на море).

- Правильно. В море, океане вода соленая. (картинка №1)

Так же в мире есть и озера с соленой водой, соленые озера, в них вода еще более соленая, чем в море. Посмотрите. Вот соленые озера. (картинка №2)

Давайте посмотрим, как добывают соль.

Соль может лежать под землёй в виде толстого слоя или на земле в виде огромных гор. (картинка №3)

Добыча каменной соли осуществляется подземным способом – в шахтах под землёй (картинка №4)

и открытыми способами – на поверхности земли (картинка №5)

Воспитатель: В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.

Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.

(картинка №6)

Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).

Соль нужна не только человеку,но и животным. Она защищает их от отравления. (картинка №7)

Воспитатель: Ребята давайте отдохнем и сделаем дыхательную гимнастику. Давайте представим, что мы маленькие волны на море.

Дыхательная гимнастика «Волны океана шипят».

И. п. – сед на пятках, руки внизу. 1-2 – волнообразное движение руками вперёд-вверх – вдох; 3-4 – волнообразное движение руками вниз – выдох через рот со звуком «Ш-ш…». Повторить 3-4 раз.

Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру и повторить, где используется соль.

Игра «Соленый-несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо)

Воспитатель: Давайте, поговорим о свойствах соли. Для этого произведём несколько опытов.

«Сегодня всем нам предстоит

Немножко стать учеными. В лабораторию пойдем,

И чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом»

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов :

1. Не трогать руками глаза.

2. Соблюдать тишину

3. Не толкать соседа во время работы

4. Сначала посмотри, а потом повтори

5. Выполнил и положи на место

А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. (Надевайте халаты, шапочки и проходите за столы.)

И так внимание.

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим

- Если мы с вами посмотрим на соль. Что вы можете сказать о её внешнем виде?

Дети :соль похожа на порошок

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

Что вы видите?

Дети : соль состоит из белых кристаллов

«Соль сыпучая, без запаха»

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов

Опыт №2 «Соль хрустит»

Ребята, давайте надавим на соль сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похоже при ходьбе по снегу в морозный день.

Вывод: Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому, что при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт №3 Соль растворяет лёд.

Для эксперимента нам понадобится лед (в кубиках) и 2 небольших мисочек. В каждую мисочку положим по кубику льда и один из кубиков посолим. Отставим мисочки в сторону.

Опыт №4 «Соль растворяется в воде»

- А теперь проводим опыт. Высыпите соль в воду. Что получилось? (соль растворилась)

- Какая стала вода?

Ответы детей: соленая

- Куда делась соль?

Ответы детей: она растворилась

- Осталась ли соль в воде?

Ответы детей: да, соль изменила свое состояние

- А теперь главный вопрос. Дети, а как вы думаете можно ли отделить соль от воды?

Ответы детей: нельзя, можно.

Точно нельзя? Как?

Ответы детей: перелить в другой стакан, фильтрование.

(Любое предположение детей обязательно проверять на опыте).

Опыт №5 Соль растворяется в воде, но не испаряется.

Растворим соль в воде. (Показываю).

В столовую ложку накапаю пипеткой несколько капель солёной воды. Подержу ложку над огнём до тех пор, пока вода не испарится. На ложке остался белый порошок. Остудим ложку и попробуем порошок на вкус. Легко можно определить, что это соль.

Какой вывод мы можем сделать? (Ответы детей).

Вывод: соль растворяется в воде, при испарении воды – остаётся.

Опыт №6 Соль делает жидкость плотнее.

Поместим в воду куриное яйцо. Оно утонуло. А теперь поместим яйцо в солёный раствор. Оно не тонет, а плавает. Как вы думаете почему?

Ответы детей.

Вывод: плотность солёной воды гораздо больше, чем плотность пресной (несолёной). Поэтому на море тело человека легче держится на поверхности воды, она его выталкивает.

А теперь, давайте вернёмся к нашим ёмкостям со льдом.

(Воспитатель достаёт ёмкости, дети рассматривают и делают вывод – лёд, который посыпали солью, растаял быстрее).

Вывод: соль растворяет лёд.

Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше знакомство с такой «обычной – необычной» солью. Что нового вы узнали о соли? Какие свойства она имеет?

В ходе исследования мы узнали, что:

Соль – вещество белого цвета, не имеет запаха.

Соль растворяется в воде, но не испаряется.

Соль делает жидкость плотнее. Поэтому в море человеку легче держаться на воде, в озере.

Для чего нам соль?

Соль полезна для здоровья.

Большое количество соли может нанести вред человеку.

Публикации по теме:

Конспект познавательно-исследовательской НОД «Чудо-вода» в старшей логопедической группе КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ " ЧУДО - ВОДА ". Цели: - познакомить детей с некоторыми свойствами воды; - закрепить знание об агрегатном состоянии.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебная соль» в старшей группе Цель: Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей детей через познавательно-исследовательскую деятельность Программные.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» (средний дошкольный возраст) Конспект НОД «Эта удивительная соль» познавательно- исследовательская деятельность в средней группе Цель: развитие познавательных интересов.

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Что за чудо эта бумага» Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Что за чудо эта бумага»Ковалева Светлана Ивановна.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Мыльные пузыри» Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Мыльные пузыри» Панасенко Ю. С. «Детский сад № 81» г. Рязань. Цель: создать условие.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Исследуем соль» Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Исследуем соль» Цель: Формирование представлений детей.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебная соль» для детей 5–6 лет Конспект познавательно-исследовательской деятельности на тему «Волшебная соль» для детей 5-6 лет Цель: развитие у детей представлений.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Удивительная соль» .

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебная вода» Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности «Волшебная вода» Виды детской деятельности: игровая, познавательно –.

НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница соль»НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница соль» Цель: Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей детей через познавательно-исследовательскую деятельность. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Чудо соль»
Опубликовано: 6 июня 2019 в 16:26
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД