Папки-передвижки

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Ты гори, гори, моя лучина» (3 фото)

Наталья Працевич
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Ты гори, гори, моя лучина»

Программное содержание:

1. Формировать представления детей о лучине, о ее возникновении, использовании в старые времена.

2. Расширять знания и о жизни и быте людей в древней Руси, ремеслами, требующими искусственного освещения (ткачество, прядение, чтение, рукопись, иконопись и др.)

3. Обогащение словаря: светцы, лучина, ткачество, прядение, иконопись, копоть, рукоделие.

4. Воспитывать интерес к истории предметов прошлого, основы безопасного поведения.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Ты гори, гори, моя лучина“» размещена в разделах

Материал: иллюстрации с изображением лучины в быту в старые времена, запись с русскими народными песнями «Лучина», «Лучинушка – лучина», настольная и напольная лучины со светцами, пластилин, стеки, палочки.

Ход занятия.

Дети сидят полукругом. Звучит русская народная песня «Лучина»

Воспитатель.

Ребята, вы прослушали песню. Какая она по характеру? Как вы думаете, как она называется? (дети отвечают). А что такое лучина? (дети высказывают свои версии).

Воспитатель.

Посмотрите на мольберт, здесь расставлены картины с изображением различных осветительных устройств. Как вы думаете, на какой из них изображена лучина? Как вы догадались? Как вы думаете, от какого слова произошло слово «лучина»? Да, верно, от слова «луч». Действительно, пламя на горящей лучине похоже на луч солнца. Солнце в жизни людей значило очень много. Она давала людям свет, который помогал им.

Представьте, что мы с вами оказались в древней Руси. Чем бы мы занимались вечером, когда солнце уже не светило? (ответы детей).

Какими занятиями в давние времена занимались люди? (ответы детей).

По мере того как дети называют, воспитатель ставит на мольберт иллюстрации, где изображены занятия и промыслы людей: ткачество, прядение, вязание, резьба по дереву, плетение сетей, изготовление посуды, чтение, рисование.

Воспитатель.

Действительно, в то время людям приходилось тяжело без освещения, которым пользуемся сейчас мы. Люди старались делать работу в светлое время суток. Они ложились спать рано и рано вставали, чтобы успеть многое сделать. А когда темнело в доме, они использовали лучину.

Воспитатель ставит на пол и на стол светцы с лучинами, предлагает детям рассмотреть их.

Воспитатель. Ребята, что же такое лучина? (деревянная палочка). А как бы вы назвали подставку, на которой держится деревянная щепка или палочка? (ответы детей). На самом деле эта подставка называлась светцы. А от какого слова такое название? («свет») Как вы думаете, какой конец зажигали? Как вы догадались? (этот конец тонкий и быстрее загорится).

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Ты гори, гори, моя лучина»
Фото «Ты гори, гори, моя лучина»

Воспитатель.

Много ли света давала лучина? (мало) Почему вы так думаете? (ответы детей) Вечерами люди собирались около лучины и занимались своими делами. Но лучина быстро прогорала, и ее приходилось менять на новую. Как вы считаете, удобна ли была лучина в использовании? (дымила, быстро прогорала, коптила). Почему под лучиной стоит миска с водой? (Дома, мебель и домашняя утварь в те далекие времена была сделана из дерева. Если огонь или искра попадали на дерево, то мог начаться пожар и сгореть весь дом. Поэтому под лучину ставили миску с водой).

Может случиться в жизни, что будет необходимость использовать лучину в наше время? Расскажите, когда лучина может помочь человеку (использовать жизненный опыт детей).

Воспитатель.

Ребята, хотите побывать в том далеком времени, почувствовать, как жили люди? Как это можно сделать? (ответы детей) (Подвести детей к желанию сделать лучину). Из чего ее можно сделать? (ответы детей).

Дети выбирают материал для работы (доски, пластилин, стеки, палочки).

Самостоятельная работа детей. Во время выполнения работы звучит русская народная песня «Лучинушка – лучина».

Воспитатель. Ребята, давайте поставим все лучины на поднос и посмотрим, что получилось.

Дети рассматривают работы друг друга, делятся впечатлениями.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром - фото
Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром на тему «Профессии» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы по теме «Профессии» Подготовила:.

Конспект НОД для детей 2–3 лет по ознакомлению с окружающим миром и экологии на тему «Вот оно, какое, наше лето!» Конспект НОД для детей 2-3 лет по ознакомлению с окружающим миром и экологии на тему «Вот оно, какое, наше лето!» (можно проводить как мастер-класс.

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему «Насекомые» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ. ТЕМА: «Насекомые» ЦЕЛЬ: Продолжать расширять знание о многообразии насекомых.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром: «В гостях у дедушки Луки» на осеннюю тему МБДОУ Унэгэтэйский детский сад «Колосок» «В гостях у дедушки Луки» Взрослые: родители Ведущий – Ирина Федоровна Дедушка Лука – Наталья Николаевна.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой и ознакомлению с окружающим «Кто в теремочке живет?» Непосредственная организованная деятельность по ознакомлению с художественной литературой и ознакомлению с окружающим в средней группе «.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей второй младшей группы на тему «Дикие и домашние животные» Цель: Закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных. Задачи: 1. Закреплять знания детей о диких и домашних.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей первой младшей группы на тему: «Алисин огород». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей первой младшей группы на тему: «Алисин огород». Воспитатель: Найданова Екатерина.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему «Кто такие домашние животные» во второй младшей группе. Цель: обогащение представлений детей о домашних животных. Задачи: познакомить детей с отличительными особенностями домашних животных, о.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе на тему «Осенняя погода» Конспект занятия во 2 младшей группе на тему «Осенняя погода». Цель: Познакомить детей с изменениями в природе, закреплять знания о признаках.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для второй младшей группы на тему: «Подснежники — вестники весны».Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для второй младшей группы на тему: «Подснежники — вестники весны». Предварительная работа: беседа о времени года - весне, ее приметах, разучивание с детьми стихотворений о первом весеннем цветке - подснежнике.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Ты гори, гори, моя лучина»
Опубликовано: 6 октября 2015 в 20:55
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД