Лучший педагог года

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе «В стране басен»

Александра Федотова
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе «В стране басен»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 6 города Ейска

муниципального образования Ейский район

Конспект занятия по ознакомлению

с художественной литературой в

подготовительной к школе группе.

«В стране басен»

Воспитатель: Федотова А. Б.

г. Ейск

2021

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе „В стране басен“» размещена в разделах

Образовательные задачи: Ознакомление, закрепление и обогащение памяти детей новым образцом русской классической литературы.

Развивающие задачи: Раскрытие и уточнение отрицательных понятий: лесть, неискренность, лживость, тщеславие; положительных понятий: искренность, правдивость, честность, скромность.

Воспитательные задачи:Создание у детей отрицательного отношения к поведению главных персонажей басни.

Обогащение и активизация словаря.

Оборудование:

Портрет И. А. Крылова, иллюстрации, мольберты.

Книги с баснями Эзопа, Ж. Лафонтена, И. Крылова.

Книги-раскраски “Басни Крылова”.

Диафильмы.

Пластинки и кассеты с записью басен И. А. Крылова.

Атрибуты для инсценирования басен : два пенька, топорик, метла, скрипка, сыр, гроздья винограда, корзинка, элементы костюмов вороны (шапочка, крылья, стрекозы (крылья, шляпка, очки, муравья (ободок с усиками, сапожки, лисы (шапочка).

Ход занятия

Вводная часть:

В:- Ребята, к нам сегодня в детский сад пришло письмо с приглашением в страну басен! Ну, что хотите туда отправиться?

Д:- Да!

В:-Дети, давайтевспомним вам много читали, рассказывали небылиц, притч, потешек, пословиц, сказок. Вы заучивали стихи, песни. А еще что вы читали?

Д:- Басни.

В:- Правильно, басни. Известно ли вам, дорогие друзья, что басня – один из самых древних литературных жанров?

Д:- Нет!

В:- Она появилась ещё в Древней Греции. Особенно много произведений этого жанра создал древнегреческий баснописец Эзоп. Эзоп жил более 2,5 тысячи лет тому назад; басни свои он писал прозой. Остроумие и находчивость прославили его имя в веках. Считается, что он первым начал сочинять басни – открыл язык иносказания, когда поэт высказывается не прямо, а намёками.

В Древнем Риме басни на латинском языке создавал Федр. Многие из его басен являются переработкой басен Эзопа.

В Европе прославились своими баснями француз Ж. Лафонтен, в Англии – Т. Мур. У нас в России было немало баснописцев – В. Тредиаковский, А. Кантемир, А. Сумароков, но лучшим из всех был Иван Андреевич Крылов. “Эзоповским языком” он владел мастерски. Через иносказания, пословицу, поговорку, намё к он говорил правду: “А Васька слушает да ест”, “Слона-то я и не приметил”, “Услужливый дурак опаснее врага”…

Основная часть:

В:- Ребята, скажите, пожалуйста, что такое басни?

Д:- Это небольшой рассказ, чаще всего в стихах.

В:- Правильно, молодцы! Кто еще что может добавить?

Д:- Басня слегка похожа на сказку. В ней обычно действуют не люди, а звери, вещи, растения. Но ведут они себя по-человечьи: разговаривают, работают, помогают или мешают друг другу. Они добрые и злые, умные и глупые, ну совсем как люди.

В:- Правильно, кто еще хочет высказаться?

Д:- И ещё басня – это живая сценка: в ней кто-то спорит, ссорится, мирится.

В:- Молодцы! Дети, а чем басня отличается от сказки, рассказа, стихотворения?

Д:- Сказки длинные, а басни короткие, их легко читать.

Д:- В басне обязательно должно быть поучение, в котором говорится, что надо делать и чего делать не надо.

Д:- В басне всегда есть насмешка над каким-нибудь плохим или глупым поступком.

В:- Правильно, на примере поведения героев басен показываются и осуждаются недостатки людей – зависть, глупость, жадность, хвастовство и другие. А какие вы знаете басни?

Д:- “Сорочий язык”, “Ворона и Рак”, “Два товарища”, “Слон и Моська”, “Стрекоза и Муравей”, “Муравей и Голубка”, “Лев и Мышонок”, “Ворона и Лисица”, “Мартышка и Очки”.

В: - Молодцы, давайте вместе разомнем наши язычки и губки!

Артикуляционная и дыхательная гимнастика «Бублик»

Бублик мы изобразили—

Плавно губы округлили,

Их теперь нельзя смыкать:

Бублик надо удержать.

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я.

Видишь—хобот у меня.

А сейчас я дудочка,

Дудочка—погудочка.

Мне понравилось играть,

Повторю-ка всё опять.

В:- Молодцы! Ребята с баснями Лафонтена вы знакомы. Они похожи на…

Д:- Сказки.

В:- А почему?

Д:- Они начинаются, как и сказки, со слов “жил-был” или “жили-были”.

В:- Правильно. А как писал басни Лев Толстой?

Д:- Как рассказы.

В:Молодцы! И только И. А. Крылов превзошёл всех – он писал стихами. Его считают во всём мире непревзойдённым баснописцем.

В:- Вы сейчас назвали много басен, с которыми познакомились. Вот басня “Два товарища”. Кто написал эту басню?

Д:- Её написал Лев Толстой.

В:-О чём говорится в этой басне?

Д:- О двух товарищах, которые шли по лесу. На них выскочил медведь. Один мальчик бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а товарища оставил. Второму мальчику делать было нечего – упал наземь и притворился мёртвым. Медведь подошёл к нему и стал нюхать. Медведь подумал, что мальчик мёртвый, и отошёл. Когда медведь ушёл, первый мальчик слез с дерева и смеё тся: “Ну что тебе медведь на ухо сказал?” - “А он сказал мне, что плохие люди те, которые в беде от товарищей убегают”.

В:- Это поучение, вывод. Подумайте, какую пословицу сюда можно подобрать.

Д:- Друг познаётся в беде.

- Сам погибай, а друга выручай.

- Товарищу всегда помогай – в беде его выручай.

В:- Кто автор басни “Муравей и Голубка”?

Д:- Эту басню написал Лафонтен.

В:- Правильно, дети! Но первым историю про муравья и голубку сочинил Эзоп. Впоследствии этот сюжет заимствовали Лафонтен, Крылов, Толстой. О чём рассказывает басня “Муравей и Голубка”?

Д:-В этой басне говорится о маленьком Муравьишке, который попал в беду. Голубка ему помогла, спасла его. А когда Голубка попала в беду, её спасает Муравей.

В:- Какая басня похожа на эту по содержанию?

Д:- “Лев и Мышь”.

В:- Правильно, а кто её написал?

Д:- Эзоп, Лев Толстой, Иван Крылов, Лафонтен.

В:- Все вы правы! Басня про льва и мышь есть у каждого из этих писателей. О чём эта басня?

Д:- О том, как маленькая Мышь спасла Льва и сказала: “Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь будешь знать, что и мышь умеет быть благодарной”.

В:- Молодцы, а чему учат эти басни?

Д:- Иногда даже такие сильные, как Лев, нуждаются в помощи друзей, таких слабых, как Мышь.

Д:- За добро платят добром.

В:- Правильно, ну, что вы еще не устали?

Д:- Нет!

В:- Давайте, немного разомнемся?

Физкультминутка

Жила-была мышка Мауси (шагаем на месте)

И вдруг увидала Котауси. (присели)

У Котауси злые глазауси

(закрыли ладонями рук глаза)

И злые-презлые зубауси. (Закрыли руками рот)

«Ах, Мауси, Мауси, Мауси, (встали, руки на пояс)

Подойди ко мне, милая Мауси! (Машем правой – левой рукой)

Я спою тебе песенку, Мауси, (пояс, наклоны туловища влево –вправо)

Чудесную песенку, Мауси!» (пояс, повороты туловища влево –вправо)

Но ответила умнаяМауси: (хлопаем в ладоши)

Ты меня не обманешь, Котауси!

(встали, руки на пояс)

Вижу злые твои глазауси

(закрыли ладонями рук глаза)

И злые-презлые зубауси! (Закрыли руками рот)

Так ответила умнаяМауси – (встали, руки на пояс)

И скорее бегом от Котауси. (Бег на месте)

В:- Скажите, пожалуйста, какие отрицательные черты высмеиваются в басне “Лебедь, Щука и Рак”?

Д:- Басня показывает, как плохо работать недружно.

Д:- Она учит согласной и дружной работе.

В:- А какую ещё басню С. Михалкова вы знаете?

Д:- “Ворона и Рак”.

В:- Правильно! А на какую басню И. А. Крылова она похожа?

Д:- “Ворона и Лисица”.

В:- Молодцы! Какие истории приключились с Воронами в этих баснях?

Д:- В басне “Ворона и Рак” - Ворона схватила Рака, а в басне “Ворона и Лисица” - Ворона нашла кусочек сыра.

В:- И что же?

Д:- Рак и Лиса льстили Воронам, называли их красавицами, умными, мудрыми и своими сладкими речами добились своего: Лиса – сыра, Рак – свободы, а Вороны остались ни с чем.

В:- Какими качествами вы наделите Лисицу и Рака?

Д:- Умные, хитрые, лживые.

В:- А Ворону? – представьте её перед собой.

Д:- Ворона большая, неуклюжая, тщеславная и глупая.

В:- Чему учат эти басни?

Д:- Не надо слушать лесть, льстивые слова.

В:- Вспомните, подумайте хорошенько, какие мы знаем пословицы о лести.

Д:- Верь своим очам, а не чужим речам.

- На языке медок, а на сердце – ледок.

- У лести нет чести.

В:- Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна;

Но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

В:- Дети, вы говорили, что басня – это живая сценка: в ней кто-то спорит, ссорится, мирится. Вам нравится читать басни по ролям?

Д:- Да!

В:- Вот и сейчас мы посмотрим сценку “Стрекоза и Муравей”. Стрекоза – Катя Б., а Муравей – Лена А. Читайте так, чтобы мы почувствовали, как говорят герои басни.

(Дети читают отрывок из басни.)

В:- Какие молодцы! Рома П. и Лена А. покажут сценку “Волк и Журавль” Эзопа.

(Все сценки обыгрываются в костюмах с использованием атрибутов.)

В:- Дети, представьте себе, что сейчас мы с вами отправимся на воображаемую экскурсию.

Мы идём вдоль красивой ограды Летнего сада в Санкт-Петербурге. Вот мы вошли в сад на самую красивую аллею, где стоит памятник И. А. Крылову. Вы помните, как выглядит памятник?

Воспитатель открывает иллюстрацию с памятником И. А. Крылову в Летнем саду.

Д:- Дедушка Крылов сидит в бронзовом кресле, у него в руке книжка, он глубоко задумался.

В:- Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. На каждой стороне высокого постамента, на котором разместился памятник, - барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова.

Дети, Памятник был сооружён на народные деньги, которые собрали по всей России. Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? Почему около “дедушки Крылова” всегда цветы, играющие дети? Да потому, что Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как от них избавиться. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Поэт прославляет честь, что “выше злата”, и совесть, которую нельзя сравнить с богатством. В баснях Крылов высмеивает человеческие пороки, слабости и недостатки, учит житейской мудрости, честности, бескорыстию, уважению к человеческому достоинству.

Басни Крылова написаны прекрасным народным языком. Живой, образный басенный язык блещет меткостью, острыми афоризмами. Полными пригоршнями И. А. Крылов черпал мудрые слова из языка, подслушанного в народной среде.

Заключительная часть:

В:- Ребята, вы, наверное, устали во время экскурсии. Давайте отдохнём в сквере под тенистым клёном рядом с памятником дедушке Крылову.

Д:- Давайте!

В:- Может быть сейчас дедушка Крылов расскажет нам свою басню.

(Звучит басня “Кукушка и Петух” в исполнении артиста А. Груздева.)

В:- Дети, вам понравилась экскурсия?

Д:- Да!

В:-А сейчас нам пора возвращаться в детский сад! Со многими баснями мы уже познакомились и будем ещё знакомиться и не расстанемся с ними всю жизнь.

Публикации по теме:

Открытое занятие по ознакомлению с художественной литературой «День Победы» в подготовительной группе Открытое занятие по ознакомлению с художественной литературой "День Победы" в подготовительной группе. Цель: Вызвать у детей чувство любознательности.

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной к школе группе Месяц: Декабрь Неделя: I Лексическая тема: «Временные представления» Непрерывная образовательная деятельность. Тема: В. Даль «Старик – годовик».

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе (III часть) Месяц: Март Неделя: I Лексическая тема: «Транспорт» Непрерывная образовательная деятельность. Тема: С. Михалков «От кареты до ракеты» Цели.

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе Месяц: Сентябрь Неделя: I Мониторинг Неделя: II Мониторинг Неделя: III Лексическая тема: «Фрукты» Непрерывная образовательная деятельность.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе «Русская народная сказка «Теремок» Коммуникация. Художественная литература. Тема: чтение русской народной сказки «Теремок». Цель: знакомить детей с устным народным творчеством.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Небылицы-перевертыши» в подготовительной группе Цель: создание условий для ознакомления детей с народными и авторскими небылицами-перевертышами. Задачи: -активизировать речевую деятельность.

Конспект НОД во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Чтение сказки «Три медведя» Конспект НОД во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Чтение сказки «Три медведя»». Задачи Образовательные.

Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Лисичка-сестричка и серый волк»Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Лисичка-сестричка и серый волк» Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка - сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе «Вскрываются почки» Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Людмила Нифонтова Цель: Приобщать детей к поэтической.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие по сказкам» в старшей логопедической группе Образовательные области: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» Цель: Приобщение детей к народному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе «В стране басен»
Опубликовано: 26 апреля 2021 в 10:05
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе «В стране басен»» (включая файлы) размещена пользователем Александра Федотова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД