Папки-передвижки

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с детьми старшей группы «Ненецкая народная сказка «Кукушка» (1 фото)

Юлия Черевко
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с детьми старшей группы «Ненецкая народная сказка «Кукушка»

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой

с детьми старшей группы.

НЕНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «КУКУШКА»

(в обработке К. Шаврова)

Цель: Развивать интерес к художественной литературе, формировать эмоциональное отношение к прочитанному.

Программные задачи:

- Познакомить детей с ненецкой народной сказкой.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с детьми старшей группы „Ненецкая народная сказка „Кукушка“» размещена в разделах

- Продолжать учить внимательно слушать текст и отвечать на вопросы.

- Помочь понять и оценить поступки героев сказки.

- Воспитывать любовь и чуткое отношение к маме, к её просьбам.

- Развивать у детей интерес к жизни других народов.

- Обогатить речь детей словами «ненцы», «чум», «малица», «тундра».

Оборудование и материалы:

Видеопроектор, экран, ноутбук, кукушка из картона, записи мелодии из мультфильма «Кукушка» и пение кукушки в лесу, цветные карандаши и альбомные листы, распечатки на каждого ребёнка с изображением мультяшной кукушки.

Предварительная работа:

- Рассматривание картин и иллюстраций с изображением птиц.

- Игра «Угадай, какая птица так поёт».

- Подвижная игра «Птички».

- Чтение стихотворения «Мама очень устаёт…» Р. Новикова

- Рассматривание открыток с изображение людей других народов, их национальной одежды и домов.

Ход:

Мотивационно-ориентировочный этап

Звучит музыка из мультфильма «Кукушка» и дети приглашаются в читательный зал (берут стульчики и рассаживаются перед экраном).

Воспитатель: Ребята, добро пожаловать в наш читательный зал!

Основной этап

Появляется образ кукушки под запись её пения в лесу.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите! У нас сегодня гостья… Вы узнали кто это?

Дети: Да. Наша гостья птица кукушка.

Воспитатель: Правильно, к нам сегодня прилетела кукушка. А что это за птица такая, в чём её особенность?

- Давайте узнаем из одной загадки про кукушку…

«Никогда не вьёт гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.»

Воспитатель: Вот такая особенная птица у нас сегодня в гостях. А к нам она прилетела, чтоб познакомить со сказкой.

- Садитесь, ребята, поудобнее и слушайте!

- Сказка, которая так и называется «Кукушка».

На экран выводится презентация 1 (Текст сказки с иллюстрациями в электронном варианте). Воспитатель читает текст:

«Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера, одежду помочат, а мать суши. Снегу натащат, а мать убирай. И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит: «детки, пересохло у меня горло, принесите мне водички». Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший сын есть, заглянул в чум, а мать стоит посреди чума, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шубы скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

- Братья смотрите, улетает наша мать птицей! – закричал старший сын. Тут побежали дети за матерью.

- Мама, мы тебе водички принесли!

- Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я…

Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остаётся.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той поры красный мох стелется.

Воспитатель: Какое настроение у вас вызвала эта сказка?

- Почему?

Дети: Настроение печальное и грустное. Эта сказка имеет несчастливый конец.

Воспитатель: В сказке мама заботливая, трудолюбивая, любящая.

- А как вели себя дети?

Дети: Дети были ленивые, не слушались, невнимательно относились к маме.

Воспитатель: Как вы думаете, они изменили своё отношение к маме, после того как она превратилась в кукушку?

Дети: Они пожалели о том, что не помогали маме, и не принесли ей воды попить, когда она их просила.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?

Ответы детей.

Воспитатель: Как могла бы закончиться сказка, если бы дети ухаживали за мамой, когда она заболела?

Ответы детей.

Воспитатель: В народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок». Чему учит нас эта сказка?

(Она учит нас быть добрее, помогать родным и близким людям, ценить их)

Воспитатель: А вы помогаете своим мамам?

Ответы детей.

Воспитатель: А как помогаете, чем?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы ребята! Любите своих мам, помогайте им, цените и не огорчайте. Мама – это самый близкий и родной человек, который вас любит безгранично.

Сегодня мы с вами знакомились со сказкой, которая называется? (Кукушка)

«Кукушка» - это ненецкая народная сказка. Сочинил её …ненецкий народ.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

На экран выводится презентация 2.

1 слайд с изображением людей.

Воспитатель: Ненцы… (это жители Севера).

2 слайд с изображением чума.

Воспитатель: Чум - это жилище северных народов, покрытое шкурами оленей, по форме похож на шалаш (Из такого чума и вылетела мать-кукушка)

3 слайд с демонстрацией одежды.

Воспитатель: Малица – верхняя длинная одежда из шкуры оленя у жителей крайнего Севера.

- Теперь, ребята, я предлагаю всем отдохнуть немного. Давайте встанем и поиграем в игру.

Физкультминутка «Птички»

Маленькие птички, (Дети встали и изображают птичек)

Птички-невелички, (Машут ручками и встают- приседают, «летают»)

По лесу летают,

Песни распевают.

Буйный ветер налетел, (Руки вверх, раскачиваются из стороны в сторону)

Птичек унести хотел. (Двумя руками обнимают себя)

Птички спрятались в дупло, (Дети садятся на свои стульчик)

Там не тронет их никто. (Прячутся»- закрывают голову ручками)

Воспитатель: А сейчас кукушка приглашает всех за столы, где Вас ждут альбомные листы и цветные карандаши. Она предлагает нам стать художниками-иллюстраторами и создать свои картинки по сказке. Давайте каждый из Вас вспомнит моменты из сказки, которые запомнились больше всего и нарисует рисунок. А после мы организуем выставку по ненецкой народной сказке «Кукушка».

Дети возвращаются за столы и начинают рисовать. После работы сдают воспитателю.

Заключительный этап

- Какую интересную сказку принесла нам кукушка?

- Понравилась Вам сказка?

- Вы запомнили, как называется сказка?

- Чему учит эта сказка?

- Эта сказка учит нас быть заботливыми, помогать друг другу, любить!

- Кому бы Вам хотелось рассказать эту сказку?

- А вы расскажите её родителям, сестрам и братьям?

- Что было самым интересным на занятии?

Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше занятие. Кукушке пора возвращаться обратно в лес. На память она хочет подарить Вам картинки, с изображением мультяшной кукушки, их можно использовать как закладку для книги. Пусть они напоминают Вам об этой сказке и о том, что нужно заботиться о близких людях.

- Давайте попрощаемся с нашей гостьей.

(кукушка улетает под звуки своего пения)

Воспитатель: Ребята, Вы все большие молодцы! Спасибо Вам за работу. Будьте, пожалуйста, добрее и внимательнее к маме! Помогайте своим мамам и заботьтесь о них.

- Я уверенна, что у вас всё получится.

Последующая работа:

- Организация выставки с рисунками детей по ненецкой народной сказке «Кукушка".

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с детьми старшей группы «Ненецкая народная сказка «Кукушка»
Публикации по теме:

Сказка народная — пламень дыхания. Сценарий спектакля «Кави-Кукушка»Сказка народная — пламень дыхания. Сценарий спектакля «Кави-Кукушка» Именно в детстве закладывается фундамент культурного и эстетического отношения к тому миру который нас окружает. У каждого народа - свои.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Малые фольклорные формы» Тема: «Малые фольклорные формы» Цель: Формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (пословицы,.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Добрая зимняя сказка». Показ настольного театра Цель: Формирование у детей умений слушать сказки и отвечать на вопросы. Задачи: 1. Учить детей слушать рассказ воспитателя и отвечать на.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Русская народная сказка «Сивка-бурка» (старший дошкольный возраст) Цель: помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка- Бурка» ХОД НОД: В: «.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино» в старшей группеКонспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино» в старшей группе Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно—эстетическое.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе «Русская народная сказка «Теремок» Коммуникация. Художественная литература. Тема: чтение русской народной сказки «Теремок». Цель: знакомить детей с устным народным творчеством.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Небылицы-перевертыши» в подготовительной группе Цель: создание условий для ознакомления детей с народными и авторскими небылицами-перевертышами. Задачи: -активизировать речевую деятельность.

Конспект НОД во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Чтение сказки «Три медведя» Конспект НОД во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Чтение сказки «Три медведя»». Задачи Образовательные.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе «Вскрываются почки» Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Людмила Нифонтова Цель: Приобщать детей к поэтической.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие по сказкам» в старшей логопедической группе Образовательные области: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» Цель: Приобщение детей к народному.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с детьми старшей группы «Ненецкая народная сказка «Кукушка» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Юлия Черевко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с детьми старшей группы «Ненецкая народная сказка «Кукушка»
Опубликовано: 3 декабря 2020 в 21:54
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД