Лучший педагог года

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Царица-водица»

Лариса Вершинина
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Царица-водица»

Ход занятия:

Часть 1. Вводная

Звучит запись журчания ручейка. Цель:

формировать представления детей о жидком состоянии воды.

Задачи:

• закрепить знания детей о физических свойствах воды (прозрачность, не имеет формы, нет запаха, вкуса) ;

• познакомить детей с понятиями «фильтр», «фильтрование», «фильтрованная вода»;

активизировать словарь: учёные, лаборатория, опыты, фильтр, фильтрование, фильтрованная, прозрачная, бесцветная, вещества, растворение, лимонная кислота;

Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Царица-водица“» размещена в разделах

• продолжать развивать умение делать выводы, умозаключения, выполнять простейшие опыты с водой;

• продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности;

• развивать интерес к экспериментированию;

• воспитывать аккуратность.

Оборудование:

прозрачные одноразовые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, лимонная кислота, молоко, фасоль, краски, кисточки, ватные диски, салфетки, воронки, растительное масло, пипетка, духи, масло мяты, аудиозапись журчания ручья.

Методы и приемы:

• организационный момент;

• художественное слово;

• уточнения, опросы, игровые приемы;

• алгоритмы для составления модели этапов деятельности;

опыты и эксперименты;

Воспитатель: Дети, что за звуки вы слышали?

(Ответы детей)

Воспитатель: Да, верно, такие звуки издаёт журчание воды.

Воспитатель читает стихотворение:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

(Н. Рыжова)

Воспитатель: Ребята, скажите мне, для чего и кому нужна вода?

Дети: Вода нужна для жизни растений; для питья животным, людям; вода нужна чтобы жить; вода нужна людям, чтобы готовить пищу, мыться, стирать одежду.

Воспитатель: Да, действительно, ни одно живое существо не обходится без воды, вода – чудо природы. Почему? Благодаря своим волшебным свойствам. А вы хотите больше узнать о воде?

Дети: Да!

(Тогда я предлагаю вам стать учёными. А вы знаете, кто такие учёные?

Дети: Это люди, которые проводят опыты и эксперименты.

А где они проводят опыты?

Дети: В лабораториях.

А вы знаете, как вести себя в лаборатории?

Дети: Разговаривать тихо, работать дружно, не толкаться, чтобы не разбить оборудование.

Воспитатель: Правильно. Подойдите к первому столу.

Часть 2. Опыты.

1. «Определение формы воды»

Воспитатель: Интересно, какую форму имеет вода? Посмотрите, у вас на столах стоит узкая баночка с водой. Давайте перельем эту воду в широкую баночку. Что происходит с водой?

Ответы детей: Вода принимает ту форму, в которую её наливают; принимает форму баночки, в которую её перелили.

Воспитатель: Действительно, в зависимости от формы баночки, форма воды все время изменяется. Так имеет ли вода определённую форму?

Ответы детей: Нет, вода не имеет форму.

Воспитатель: Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Вспомните лужи воды после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, принимают форму ямок, а затем в землю впитываются. Итак, мы выяснили, вода не имеет формы.

Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы.

2. «Определение цвета воды»

Воспитатель: Перейдем к следующему столу. Посмотрите, на этом столе стоят баночки с водой и с молоком. Давайте рассмотрим и сравним молоко и воду.

(Дети рассматривают).

Воспитатель: Какой цвет имеет молоко?

Ответы детей: Молоко белого цвета; молочного цвета.

Воспитатель: А какой цвет у воды?

Ответы детей: У воды нет цвета, она бесцветная.

Воспитатель: Итак, мы с вами выяснили, что вода не имеет цвета.

3. «Определение прозрачности воды»

Воспитатель: Молодцы! А сейчас опустите в банку с водой и молоком по одной горошине фасоли. Посмотрите, в какой банке видно фасоль, а в какой её не заметно?

Ответы детей:

В банке с водой фасоль видно, а в банке с молоком – нет.

Воспитатель: Вывод – вода прозрачная жидкость. Как вы думаете, можно ли прозрачную жидкость сделать непрозрачной?

Дети: Да.

Воспитатель: Что мы для этого должны сделать?

Ответы детей: Нужно в воду добавить краску.

Воспитатель: Мы намочим кисточку и окунем ее в краску. Сейчас вы сами попробуете провести этот опыт. Перед вами стоят стаканчики с прозрачной водой. На дне стаканчика лежит игрушка. Нам ее хорошо видно. Сделайте так, чтобы игрушка стала не видна.

Дети проводят опыт самостоятельно.

Воспитатель: Что можно сказать о воде? Можно такую воду назвать прозрачной?

Ответы детей: Вода стала желтой (зелёной, красной, её нельзя назвать прозрачной. В такой воде игрушка не видна.

Воспитатель: Действительно, вода может быть и непрозрачной, если в неё что-нибудь добавить, например как мы добавили краску.

Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что вода прозрачная жидкость.

4. «Определение вкуса воды. Вода – растворитель».

Воспитатель: А есть ли у воды вкус? Сейчас мы это узнаем. Давайте перейдем к следующему столу. У каждого в стакане налита вода, попробуйте определить её вкус.

Дети пробуют и высказывают свое мнение.

Воспитатель: Вы правы. Вода не имеет своего вкуса. А сейчас положите в стакан кусочек сахара и размешайте ложечкой. Попробуйте и скажите, что изменилось у воды после растворения кусочка сахара? Какой на вкус стала вода?

Дети: Вода стала сладкой.

Воспитатель: Вы правы. Если добавить в воду сахар – вода станет на вкус сладкой. В этот стакан я сейчас добавлю соль, какой на вкус станет вода? (Ответы). Лимонную кислоту – кислая. Делаем вывод, что своего вкуса у воды нет.

Воспитатель: А что случилось с сахаром в воде?

Дети: Он исчез. Растворился.

Воспитатель: Вы правы. И сахар, и соль, и лимонная кислота растворились в воде. Значит, вода способна растворять вещества. А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло.

Воспитатель добавляет в один стакан с водой муку, в другой - масло.

Воспитатель: Обязательно размешаем ложкой и оставим растворяться. А пока вещества растворяются, мы немного отдохнем.

Физкультминутка «К речке быстрой»

К речке быстрой мы спустились,

Шагаем на месте

Наклонились и умылись.

Наклоны веред, руки на поясе

Раз, два, три, четыре,

Хлопаем в ладоши

Вот как славно освежились!

Встряхиваем руками

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

Круги двумя руками вперед

Одной, другой – это кроль.

Круги двумя руками вперед поочередно

Все, как один, плывем, как дельфин.

Прыжки на месте

Вышли на берег крутой

Шагаем на месте

И отправились домой.

Воспитатель: Отдохнули? Тогда вернемся к нашему столу и продолжим исследование. Вот стакан, где растворяли муку. Что же мы видим?

Дети: Мука осталась на дне стакана.

Воспитатель: Правильно. Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. А подсолнечное масло?

Дети: Подсолнечное масло плавает сверху.

Воспитатель: Подсолнечное масло также не растворилось в воде. Оно плавает на поверхности. Значит, не все вещества могут растворяться в воде.

5. «Имеет ли вода запах?»

Воспитатель: Дети, как вы думаете, есть ли у воды запах? Перейдем к следующему столу. Возьмем стаканчики и взмахом кисти руки направляем воздух к себе, нюхаем. Есть у воды запах?

Дети: Нет.

Воспитатель: Сейчас я добавлю капли духов в воду. Что изменилось?

Дети: Вода стала пахнуть.

Воспитатель: У воды появился запах. Растворяясь в воде различные вещества меняют у воды: цвет, вкус, запах.

6. «Фильтрование воды».

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой?

Дети: Он стал козленочком.

Воспитатель: А из-за чего Иванушка стал козленочком?

Дети: Иванушка не послушался своей сестры, напился водицы из копытца.

Воспитатель: Почему нельзя было пить эту воду?

Дети: Потому что она была грязная.

Воспитатель: Правильно, потому что она грязная. Но бывают такие ситуации, что чистой воды рядом нет. Чтобы нам не пришлось пить грязную воду, существуют различные способы очистки воды. С самым простым способом, который вам может пригодиться, мы сейчас и познакомимся. Давайте подойдем вот к этому столу.

Воспитатель: Для того чтобы очистить воду, нам понадобятся: воронка, ватный диск и емкость для воды. Как вы думаете, как нам сделать фильтр (очистительное устройство) из этих предметов?

Ответы детей.

Воспитатель: Чтобы нам сделать фильтр, мы возьмем воронку, положим на ее дно ватный диск, будем держать воронку над емкостью и начнем понемногу наливать в нее грязную воду. Что происходит с водой?

Дети: Вода становится чистой!

Воспитатель: А теперь попробуйте сделать фильтр из воронки и ватного диска самостоятельно.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Посмотрите, и у вас вода стала чистой. Если бы сестрица Алёнушка и братец Иванушка знали, что воду можно пропустить через фильтр, то беды можно было бы избежать.

Часть 3. Итог

Воспитатель: Ребята, понравилось ли вам быть учёными – исследователями? Я хочу вам сказать спасибо, мне тоже очень понравилось с вами работать. Что интересного вы сегодня узнали? О чём вы сегодня расскажите своим мамам и папам?

Итог занятия

Воспитатель: Давайте вспомним последовательность опытов с водой, которые мы сегодня с вами проводили. Расскажите мне о них, глядя на схему.

Дети по алгоритмам рассказывают опыты.

Воспитатель: Сегодня на занятии мы узнали, что вода не имеет формы, у воды нет запаха и вкуса, научились делать фильтры для очищения воды. На следующем занятии мы познакомимся с другими свойствами воды.

Публикации по теме:

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности по теме «Природные явления» в подготовительной группе Цель: Расширять знания детей о природных явлениях. Задачи: 1. Воспитывать у детей интерес к экспериментальный деятельности в процессе практической.

Конспект НОД по опытно — экспериментальной деятельности «Невидимка — воздух» в подготовительной группеКонспект НОД по опытно — экспериментальной деятельности «Невидимка — воздух» в подготовительной группе Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Невидимка воздух» Виды детской деятельности: познавательно.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группеКонспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группе Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Волшебница вода» Виды детской деятельности: познавательно.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит» в подготовительной группеКонспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит» в подготовительной группе Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Волшебный магнит» Воспитатель: Карташова О. Н.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Чудо-ягода лесная»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Чудо-ягода лесная» Цель: развитие исследовательских умений детей в процессе опытнической деятельности. Задачи НОД: Образовательная область «Познание» (формирование.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Огород на окне»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Огород на окне» Цель :Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях,создать огород на окне. Оборудование : 1) Земля для посадки ; 2) Ящики для.

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группе Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования. 1. Образовательные задачи:.

Автор публикации:
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Царица-водица»
Опубликовано: 20 декабря 2023 в 09:20
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД