Лучший педагог года

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Ы и звук [ы]»

Галимова Наталья Александровна
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Ы и звук [ы]»

Задачи:

Образовательные задачи. Ознакомление со звуком [ы] и буквой Ы. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыков чтения и печатания слогов, слов, предложений с новой буквой ы.

Развивающие задачи. Развитие фонематического восприятия, тонкой и общей моторики, координации движений.

Воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, доброжела-тельности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Методы и приё мы:

Наглядные методы – рассматривание и демонстрация предметных картинок.

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Буква Ы и звук [ы]“» размещена в разделах

Игровые приёмы_- создание игровой ситуации, дидактические игры

Словесные методы – беседа,ответы на вопросы

Оборудование. Магнитная доска, билеты, пластилин красного цвета, рабочие тетради, буквари, пеналы с простыми и цветными карандашами, фишки, предметные картинки для организационного момента, контейнеры с кружками и буквами для игры «Веселый поезд»

Ход занятия

Организационный момент.

Здравствуйте уважаемые коллеги, здравствуйте ребята.! (Дети стоят полукругом).

В. Ребята, сегодня у Хрюши болят зубки, и он не веселый и даже немного вредничает, капризничает. Все время только говорит ыыыыы, ыыыыы, и даже не хочет вас пускать за занятие просто так. Что же нам делать, как быть?

В. Смотрите, Хрюша с билетами пришел, что же он хочет?

Чтобы занять место вам нужно заработать билеты.

Может Хрюша порадуется и зубу перестанут болеть. Хотите получить билеты и порадовать Хрюшу?

В. Ребята кто скажет:

-Что такое звуки? (слышим и произносим)

-Какие бывают звуки?

-Что такое буквы? (Видим и пишем)

-Сколько слогов в слове Хрюша?

В. Какие вы молодцы смотрите, сколько билетов, вы заработали, на всех хватит, занимайте свои места.

Комплекс артикуляционной гимнастики

В. Чтобы мы могли красиво отвечать на вопросы, сделаем артикуляционную гимнастику.

«Улыбочка» – растянуть губы в улыбке.

«Трубочка» – вытянуть губы вперед.

«Улыбочка»«Трубочка».

«Окошко» – широко открыть рот.

«Окошко открываем и закрываем».

«Орешки» – кончик языка оттягивает правую щёку, левую.

В. Вы помните, какой последний звук был в слове зубыыы ЫЫ. Так вот почему Хрюша плачет ЫЫЫ, у него зубыы болят.

Вот мы с вами и будем сегодня знакомиться со звуком [Ы ]и буквой, которая его обозначает.

Будем играть, читать, рисовать. А теперь по очереди разделите эти слова на слоги.

(На доске картинки с изображением)

Ша-ры. Два слога.

Ко-ты. Два слога.

Ба-на-ны. Три слога.

Ар-бу-зы. Три слога.

В. Отлично. Вы справились с заданием. (Убрать картинки.)

Игра «Хлопни в ладоши». Развитие фонематического восприятия.

В. Давайте произнесем новый звук все вместе.

Дети вместе с педагогом произносят звук [ы].

В. Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, у нас во рту нет преграды. Как вы думаете, звук [ы] — гласный или согласный?

Дети. Гласный.

В. Верно. Его можно петь. Каким кружком мы будем обозначать этот звук?

Дети. Красным.

В. Правильно. Вы будете хлопать в ладоши, как только услышите звук [ы].

( Для упражнения рекомендуется следующий материал: ы, и, а, ы, у, ы, о, э, ы, и; мы, ба, ын, им, ты, пи, ым, ан; мышь, губы, вилка, рыжий, рыть, сидеть, толстый, синий, рынок.

Дети хлопают, услышав звук [ы])

В. Молодцы! Вы были очень внимательными.

Работа по букварю.

Знакомство с буквой Ы. Совершенствование навыка чтения. Развитие фонематического восприятия.

В. Ребята открываем буквари, где закладка. Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней.

На глазах у детворы

Улетают ввысь шары.

В каких словах этого стихотворения есть звук [ы]?

Дети. Детворы, ввысь, шары.

В. Правильно. А теперь посмотрите на букву слева от картинки. Это буква Ы. Под ней вы видите красный кружок. Что это значит?

Дети. Значит, буква Ы обозначает гласный звук [ы].

В. Верно. Давайте найдем на картинке в нижней части страницы предметы, в названиях которых есть этот звук.

(Дети находят и называют картинки.)

В. Молодцы! Вы быстро выполнили это задание.

В. А сейчас отложите буквари и возьмите пластилин. Будем лепить букву Ы

В. Какие детали вам потребуются для этого?

Дети. Мы слепили две палочки и полукруг.

В. Как вы расположите эти элементы?

Дети. Сначала мы поставим палочку, справа от нее внизу — полукруг, потом еще одну палочку.

(Дети выполняют задание)

В. Молодцы, справились с заданием. Перенесите свои буквы на стол, чтобы вам не мешали. Продолжаем работу с букварём, переверните страницу. Давайте почитаем, что написано рядом с зелеными кружками.

1-йребенок. Ты.

2-й ребенок. Пы.

3-й ребенок. Ны.

4-й ребенок. Мы.

1-йребенок. Ды.

2-й ребенок. Бы.

3-й ребенок. Вы.

4-й ребенок. Дым.

1-йребенок. Бык.

2-й ребенок. Коты.

3-й ребенок. Дубы.

4-й ребенок. Батоны.

1-йребенок. Бидоны.

2-й ребенок. Вагоны.

В. Очень хорошо.

В. Обратите внимание: слова Никита и Нина написаны с большой буквы. Почему?

Дети. Имена людей всегда пишутся с большой буквы.

В. Давайте все вместе прочитаем предложения.

Дети. Вот хата. У хаты тын. У тына дубы. У Никиты ноты. На, Нина, ноты.

В. Молодцы! А теперь закройте буквари.

(Дети закрывают буквари, отодвигают на край стола)

В. Предлагаю вам немного отдохнуть, выходим на ковёр

Физкультминутка.

Жили-были прыгуны - Дети ходят по кругу.

Прыг, прыг, прыг, прыг. Прыжки на двух ногах.

Мы допрыгнем до Луны - Ходьба по кругу.

Прыг, прыг, прыг, прыг. Прыжки на двух ногах.

Работа в тетради.

В. Отдохнули. Присаживаемся за столы. Открываем тетради.

В. Посмотрите на правую страницу. Что вы видите в ее верхней части?

Дети. Букву Ы.

В. Верно. А вот картинок рядом с ней нет, потому что в русском языке нет ни одного слова, которое начиналось бы с этой буквы. Поэтому же и буква тоже одна. Заглавной буквы Ы нет. Раскрасьте букву. Какой карандаш вам для этого потребуется?

Дети. Красный, потому что буква Ы — гласная.

(Дети раскрашивают букву.)

В. Теперь положите цветные карандаши. Давайте «напишем» букву Ы в воздухе.

(Дети «пишут» новую букву в воздухе вместе с педагогом, который стоит к ним спиной.)

В. Возьмите простые карандаши, давайте напишем букву Ы. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу сверху вниз палочку, потом справа от нее полукруг и на небольшом расстоянии от него еще одну палочку. Напишите четыре буквы по точкам. Слова и предложение мы будем писать на индивидуальных занятиях. Закройте тетради.

Игра «Веселый поезд». Совершенствование навыка чтения слов с буквой Ы, навыка звукового анализа слова из трех звуков.

(Педагог помещает на магнитную доску плоскостные изображения паровозика и трех вагончиков.)

В. Сегодня к нам приехал веселый поезд. На его вагончиках закреплены буквы. Прочитайте слово, которое привез поезд.

Дети. Дым.

В. Сколько букв в этом слове?

Дети. Три буквы.

В. А сколько звуков?

Дети. Три звука.

В. Перечислите их по порядку.

Д е т и. Д, ы, м.

В. Давайте выложим схему этого слова.

(На столе контейнеры с кружками.)

В. Каким кружком вы обозначите первый звук и почему?

Дети. Звук [д] мы обозначим синим кружком, потому что он согласный.

(Один из детей подходит к магнитной доске и помещает под первый вагончик синий кружок.)

Дети. Звук [ы] мы обозначим красным кружком, потому что он гласный.

(Один из детей подходит к магнитной доске и помещает под второй вагончик красный кружок.)

Дети. Звук [м] мы обозначим синим кружком, потому что он согласный.

(Один из детей подходит к магнитной доске и помещает под третий вагончик синий кружок).

В. Сколько согласных звуков в слове дым?

Д е т и. В этом слове два согласных звука.

В. Сколько гласных звуков в слове дым?

Дети. Один гласный звук.

В. Сколько слогов в слове дым?

Д е т и. В этом слове один слог.

В. Запомните: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Итог занятия

В. Ребята, для чего к нам сегодня приходил Хрюша?

Получилось у нас помочь Хрюше?

А что вам сегодня понравилось делать больше всего?

А что не очень понравилось?

В. Конечно, Хрюше, помогли и за старания, принес вам звездочки за хорошую работу. А мы с вами говорим ему до свидания!

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Т] и буква «Т» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "Звук и буква Т. т". Занятие: «Путешествие в страну Всезнайкино». Цель.

Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Л], [Л`], буква Л» Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук Л (Л)`, буква Л» [Задачи: Ознакомление с буквой Л. Буква Л и.

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Щ], буква Щ» Тема:Звук[Щ], и буква Щ. Цель: Закрепить звук [Щ]; познакомить с его графическим обозначением; Задачи: - Закрепить навыки различения и произношения.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С» Цели: - закрепить навыки правильного произношения звуков «С» и «С'», закрепить в памяти детей графический образ буквы «С». - учить детей.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» Цель: закрепить понятие о букве Е Задачи: познакомить детей с буквой Е, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М» Задачи. 1. Закрепить правильное произношение звука «М»; развивать фонематический слух: учить выделять звук из ряда звуков и в начале слове;.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве К (КЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Л (ЛЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ш Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква З»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква З» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве З Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Ы и звук [ы]»
Опубликовано: 14 января 2021 в 11:50
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД