МААМ-картинки

Конспект занятия по речевому развитию с воспитанниками подготовительной группы компенсирующей направленности «Зима»

Анна Михайлюк
Конспект занятия по речевому развитию с воспитанниками подготовительной группы компенсирующей направленности «Зима»

Конспект занятия по речевому развитию с воспитанниками подготовительной группы компенсирующей направленности

Конспект

занятия по образовательной области «Речевое развитие»,

направление «Развитие речи»

с воспитанниками подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

по теме: «Зима»

Подготовила: Михайлюк Анна Николаевна, воспитатель

2023 год

Форма проведения: «зимнее путешествие»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Публикация «Конспект занятия по речевому развитию с воспитанниками подготовительной группы компенсирующей направленности „Зима“» размещена в разделах

1. Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.

2. Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.

3. Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных; употребление существительных в родительном падеже; подбор и использование в речи родственных слов).

Коррекционно-развивающие:

1. Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.

2. Развитие межполушарного взаимодействия

3. Развитие диалогической речи.

4. Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.

5. Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценке и самоанализу.

6. Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.

Здоровьесберегающие технологии:

1. Следить за осанкой, рационально использовать время занятия, чередуя различные виды деятельности.

2. Способствовать созданию комфортной обстановки.

Оборудование: проектор, экран, изображение Старичок-лесовичок, снежинки половинки, искусственный снег стаканчики, вода, «волшебный снежок», с изображением снеговика, картинки снеговиков с лишними деталями, карточки с изображением метель, пурга, поземка, вьюга, карточки для Д/и Четвёртый лишний.

Предварительная работа: во время свободной деятельности дети под руководством воспитателя. Наблюдения за зимними явлениями в природе. Рассматривание репродукций картин, изображающих зимний пейзаж; прослушивание музыкальных произведений на тему зимы. Чтение стихотворений о зиме, беседа о содержании, разъяснение незнакомых слов. Заучивание наизусть стихотворений, песен, пословиц о зиме.

Ход занятия:

(Дети играют в игровом уголке)

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, у нас стоит необычная ёлка, А что же в ней необычного?

Дети: на ёлочке висят ни целые снежинки, а половинки.

Воспитатель: правильно молодцы ребята.

Найдите половинки к своим снежинки. И присаживайтесь за стол (дети выполняют задание).

СЛАЙД 1. (падают снежинки)

Воспитатель: Вы догадались, о чем пойдёт сегодня речь?

Ответ детей: о Зиме.

Воспитатель: Правильно. А теперь внимание на экран

СЛАЙД 3 (Старичок-лесовичок.)

Старичок-лесовичок:

Здравствуйте, ребята…

Я весёлый старичок.

Старичок-лесовичок!

Я люблю гулять в лесу,

И всё про зиму знать хочу!

Воспитатель: ребята поможем Старичку-лесовичку!

Ответ детей: да.

Воспитатель: сегодня я предлагаю вам совершим зимнее путешествие.

СЛАЙД 4 (картинка зима)

Ребята, а что такое «Зима»?

Дети: зима это - холодное время года, когда природа спит, снег, мороз.

Воспитатель: (рассказ о зиме). Зима – это самое холодное время года, когда природа спит, уютно укрывшись белоснежным одеялом под оковами льда и снега.

Воспитатель: продолжаем помогать Старичку-лесовичку узнать как можно больше о зиме.

Воспитатель:

Ребята, назовите мне признаки зимы.

Дети: снег, холод, мороз, гололёд, вьюга.

Воспитатель: Сколько месяцев зимой?

Дети: зимой три месяца.

Воспитатель: Назовите их, пожалуйста.

Дети: декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: «Какая погода может быть зимой?»

Дети: снежная, морозная, метельная, вьюжная, студеная.

Воспитатель: Что выпадает зимой?

Дети: Зимой выпадает снег.

Воспитатель: Кто зимой впадает в спячку?

Дети: впадает в спячку медведь.

Воспитатель: Какое дерево зимой и летом одним цветом?

Дети: Это ёлка.

Воспитатель: Сколько лучей у снежинки?

Дети: У снежинки шесть лучей.

Воспитатель: Растут ли зимой деревья?

Дети: Нет, зимой их рост приостанавливается.

Воспитатель: Как называют птиц, которые улетают зимовать в другие края?

Дети: Их называют перелетные птицы.

Воспитатель: Зимой – серый, летом – белый. Кто это?

Дети: Это заяц

Старичок-лесовичок, воспитатель: Молодцы, ребята.

Воспитатель: Ребята, а какие природные явления бывают зимой?

(СЛАЙД 5 на экране появляются разные природные явления)

Дети: метель, вьюга, пурга, поземка.

Воспитатель: у вас на столах картинки, с природными явлениями и значки обозначающие их. Подберите каждому природному явлению свой значок.

Ребята проверьте друг у друга, правильно ли вы выполнили задание.

Саша правильно ли выполнил задание Коля? (1-2 ребёнка)

Воспитатель: а теперь я предлагаю вам стать волшебниками и сделать самим вьюгу.

Для этого возьмите стаканы и по моей команде будем дуть в трубочку.

СЛАЙД 6 (звук и картинка вьюги)

(Упражнение на дыхание «Вьюга», используется тренажер для дыхания вьюга в стакане).

Воспитатель: молодцы ребята как здорово у вас получается.

СЛАЙД 7 (Старичок-лесовичок)

Старичок-лесовичок: Ребята у меня для вас есть ещё вопрос, ответьте пожалуйста : Откуда берётся снег?

Ответ детей: снег выпадает из темных снеговых туч.

СЛАЙД 8 (круговорот воды в природе)

Воспитатель: Снег выпадает из темных снеговых туч. Из всех земных водоемов испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, охлаждается, преобразуется и превращается в маленькие ледяные кристаллы, которые соединяются друг с другом и образуют шестиконечные снежинки-звездочки. Каждая снежинка неповторима, нет абсолютно одинаковых снежинок! Когда множество снежинок падает с неба, называется… снегопад

Саша повтори, как называется явление, когда с неба падает очень много снежинок? (снегопад) (2-3 ребёнка)

СЛАЙД 9

Воспитатель: ребята, Старичок-лесовичок предлагает вам назвать родственные слова связанные со словом СНЕГ.

Игра «Доскажи словечко».

(Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).

«Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (Снег.)

С неба всё скользят пушинки —

Серебристые. (Снежинки.)

На дорожки, на лужок

Всё снижается. (Снежок.)

Вот веселье для ребят —

Всё сильнее. (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в. (Снежки.)

Словно в белый пуховик

Нарядился. (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —

Эта девочка —. (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —

С красной грудкой. (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил. (Снег.)»

Воспитатель: как много родственных слов у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним их. (Дети называют слова и образуют снежинку из родственных слов)

Старичок-лесовичок: молодцы ребята, много родственных слов слова «снег» вы знаете.

Воспитатель: а теперь я предлагаю вам ребята стать волшебниками.

СЛАЙД 10 (алгоритм опыта)

(постановка исследовательской задачи).

Воспитатель: Давайте, сотворим чудо! Сделаем сами искусственный снег.

Для начала вспомним, какими свойствами обладает снег в природе?

Дети: он белый, пушистый, легкий, скрипучий, воздушный, липкий, нежный, сверкающий, мягкий.

Воспитатель: Какие вы молодцы, столько красивых слов вы нашли.

Какой материал поможет заменить нам снег?

Дети: Вата

Воспитатель: Какими свойствами она напоминает снег?

Дети: белая как снег, лёгкая, воздушная

Воспитатель: Я вам предлагаю сделать искусственный снег (Уточнение правил безопасности).

Тогда давайте уточним правила безопасности во время проведения опытов.

Не брать руки в рот.

Не тереть грязными руками глаза.

Воспитатель: внимание на экран.

СЛАЙД 10 (алгоритм опыта)

Воспитатель: Вначале мы возьмём 2 стакана один с водой, другой с порошком. Стакан с водой выливаем в стакан с порошком и наблюдаем, что же происходит.

Маргарита - расскажи, в какой последовательности вы будите выполнять опыт (дети выполняют)

Какой пушистый и мягкий на ощупь получился у вас снег!

Как вы думаете, где можно использовать наш искусственный снег?

Дети: его можно использовать для новогоднего интерьера группы, открыток, с его помощью придумывать различные игры. А главное получать удовольствие от процесса игры.

Воспитатель: Правильно ребята, но мы с вами немножко засиделись не пора ли отдохнуть?

СЛАЙД 11

Физминутка под музыку «Снежки»

Воспитатель: продолжаем помогать Старичку-лесовичку. Он запутался, не может определить лишний предмет (дети определяют лишний предмет (карточки ламинированные и фломастер)

Дидактическая игра «Четвёртыи лишнии».

Коньки, скакалка, лыжи, санки.

Ворона, голубь, воробеи, ласточка.

Лиса, волк, медведь, жираф.

Шуба, шапка, купальник, шарф.

После выполнения задания воспитатель спрашивает у 2-3 детей, что лишнее и почему.

Воспитатель: молодцы. Старичок-лесовичок, а ты знаешь, чем можно заниматься на улице зимой?

Старичок-лесовичок: нет

Воспитатель: ребята, а вы знаете, чем можно заниматься на улице зимой?

Дети: можно кататься на коньках, лыжах, санках, а можно лепить снеговика, играть в снежки.

Старичок-лесовичок: правильно. Ребята, я предлагаю вам дорисовать снеговика, которого не успел дорисовать художник (Дидактическая игра «Что забыл нарисовать художник?» употребление существительных в родительном падеже.) (дети выполняют задание)

Воспитатель: Саша, что забыл дорисовать художник у твоего снеговика?

Дети: У моего снеговика нет ведра (воспитатель спрашивает у 3-4 детей: метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…»

Рефлексия:

Воспитатель: ребята, что вы узнали о Зиме?

Дети: зима это холодное время года, идёт снег, природа спит, узнали, что у слова снег есть много родственных слов, что зимой бывают природные явления (метель, вьюга….) и т. д.

Воспитатель: давайте каждый из вас подойдёт к ёлочке и повесит свой шарик:

Если вы выполнили все задания (вешаем на ёлочку зелёный шарик)

Если вам было трудно и справились не со всеми заданиями (вешаем на ёлочку жёлтый шарик)

Воспитатель: Алексадра, какой ты повесила шарик и почему? (2-3 ребёнка)

Воспитатель: вот и подошло наше путешествие. Как вы думаете, мы с вами помогли Старичку-лесовичку узнать всё о зиме?

Дети: да

Старичок-лесовичок: спасибо вам ребята, я очень много узнал сегодня о зиме. До свидания.

Воспитатель: мы проделали с вами большой путь вы большие молодцы. Я предлагая вам ребята дома с родителями придумать сказку о зиме, её приметах и явлениях. А завтра утром мы с вами познакомимся с вашими сказками и отправим их Старичку-лесовичку.

Публикации по теме:

Игра «Оживи картину. Зима» по развитию речи у детей компенсирующей направленности с ТНР 5–7 летИгра «Оживи картину. Зима» по развитию речи у детей компенсирующей направленности с ТНР 5–7 лет Игра "Оживи картину. Зима" по развитию речи у детей компенсирующей направленности с ТНР 5 - 7 лет. Цель: развитие лексико - грамматической.

Конспект игры-занятия по экологии в подготовительной группе компенсирующей направленности с детьми с ОНР «Счастливый случай» Конспект Игра – занятие «счастливый случай» по экологии в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с детьми ОНР 6 «Л».

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности с ОНР «Путешествие в осенний лес» Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности с ОНР по теме «Путешествие.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Детский сад. Профессии»Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Детский сад. Профессии» Коррекционно-образовательные задачи: 1. Расширить и уточнить представления детей о профессиях людей, работающих в детском саду. 2. Расширить.

Конспект ООД по речевому развитию для подготовительной группы «Здравствуй, гостья-зима!» ООД «Здравствуй, гостья-зима!» Цель : Познакомить детей со стихотворениями о зиме. Задачи: Образовательные: Учить детей подбирать однородные.

Конспект открытого занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшей группы «Моя семья» Открытая НОД на тему: «Моя семья» (старший дошкольный возраст) Цель: Формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут.

Конспект занятия по речевому развитию в группе общеразвивающей направленности для детей 4–5 лет «Чудеса на огороде»Конспект занятия по речевому развитию в группе общеразвивающей направленности для детей 4–5 лет «Чудеса на огороде» Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию, в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет «Чудеса.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия по речевому развитию с воспитанниками подготовительной группы компенсирующей направленности «Зима» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анна Михайлюк на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия по речевому развитию с воспитанниками подготовительной группы компенсирующей направленности «Зима»
Опубликовано: 5 января 2024 в 14:21
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД