Получи документы

Конспект занятия по музыке в подготовительной группе. Знакомство детей с жанром оперы на примере творчества М. И. Глинки

Стрельникова Елена
Конспект занятия по музыке в подготовительной группе. Знакомство детей с жанром оперы на примере творчества М. И. Глинки

Знакомство детей с оперой М. И. Глинки «Руслан и Людмила".

Цель: познакомить детей с музыкальным жанром «опера» на примере оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила».

Задачи:

• способствовать развитию музыкальных впечатлений детей, вызывая яркий эмоциональный отклик при слушании классической музыки

Публикация «Конспект занятия по музыке в подготовительной группе, Знакомство детей с жанром оперы на примере творчества М, И, Глинки» размещена в разделах

познакомить с содержанием, главными персонажами, основными темами оперы «Руслан и Людмила»,

• учить детей вслушиваться в музыкальные интонации, давать им словесные характеристики,

• самостоятельно передавать в движениях характер, настроение музыки,

• развивать творческую фантазию и воображение.

Дети входят под музыку в зал, приветствуют всех присутствующих.

Ребята, сегодня мы поговорим с вами о театре, и совершим удивительное путешествие в музыкальную страну под названием «опера».

Что такое театр? Какие театры вы знаете? Вы узнаете, что за здание изображено на экране? Показ слайда с изображением Большого театра.

Во всех больших городах есть театры, и это самые красивые здания в городе. Как вы думаете, для чего люди ходят в театр?

Да, чтобы учиться доброму, прекрасному, чтобы отдохнуть и получить хорошие впечатления. Давайте и мы с вами заглянем в театр. Посмотрите, зайдя в здание, мы попадаем в фойе. Показ слайда.

Где люди могут отдохнуть и пообщаться… а после звонка, который приглашает всех на спектакль мы попадаем в зрительный зал. Показ слайда.

Нижние ряды называются портер, а это что такое в театре? (Рассматриваем и поясняем что такое балкон, ложе, оркестровая яма, кулисы).

Мы с вами попали в музыкальный театр, и сегодня здесь мы познакомимся с оперой великого русского композитора М. И. Глинки «Руслан и Людмила».

А вы помните, что такое опера?

Это музыкальный спектакль, в котором люди не разговаривают, а поют.

Михаил Иванович Глинка жил в одно время с поэтом, имя которого вам хорошо известно.

Показ портрета С. А. Пушкина, потом М. И. Глинки.

Композитор прочитал поэму Пушкина и захотелось ему написать музыку к ней. Так и родилась музыкальная сказка, где звучат стихи Пушкина и музыка М. И. Глинки. Столько широкая полярность спектакля М. И. Глинки обусловлена тем, что он наполнен замечательной, лиричной и такой «русской» музыкой, сказочными, фантастическими образами и захватывающим сюжетом, основанном на произведении еще одного великого русского творца – А. С. Пушкина.

Давайте вспомним, как начинается поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» про подвиги славного витязя Руслана, про его верную невесту Людмилу и злого карлика Черномора.

Иллюстрация сказочного дуба.

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи кругом;

Идет направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

И там я был, и мед я пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

А опера начинается с увертюры, то есть музыкального вступления.

Послушайте и скажите, по этому вступлению можно узнать, какую сказку мы сейчас будем читать и слушать? что нас ждет впереди…

Слушание Увертюры к опере.

Какая музыка по характеру? Ответы детей (быстрая, громкая, стремительная).

А вы услышали, как музыка поменялась? Ответы детей (2 часть музыки более светлая, более спокойная и т. д.) А заканчивается увертюра радостно и торжественно, так добро побеждает зло.

Действие происходит в старину в городе Киеве. Дочь князя – Людмила – выходит замуж за храброго богатыря Руслана. За огромным столом собрались гости. Людмила обращается к гостям. Внимательно послушайте музыку и скажите, радуется Людмила или грустит?

Звучит каватина Людмилы. Ответы детей.

Музыка нам подсказывает, какой характер у Людмилы, она заботливая дочь, вы видели как она ласково обращается к отцу, а еще она внимательная и добрая, это можно понять по тому как она шутливо ободряет неудачливых женихов, которые тоже взять ее в жены, но она выбрала витязя Руслана.

В своей каватине Людмила грустит и радуется, ведь ей придется расстаться с прежней жизнью.

Вдруг в самый разгар праздника раздается страшный гром.

Сцена похищения Людмилы.

Гром грянул, свет блеснул в тумане,

Лампада гаснет, дым бежит….

О горе: нет подруги милой!

Похищена безвестной силой.

Слышите, как композитор передал в музыке что случилась беда, как она звучала? Какие инструменты вы слышите? Ответы детей (тревожная,громкая, взволнованная, грозная. Звучат литавры, тарелки, барабаны)

На свадебном пиру Руслана и Людмилы происходит странная вещь, внезапно появляются два чудовища и уносят невесту, оставив всех гостей стоять в немом оцепенении. Руслан отправляется на поиски своей возлюбленной. На поиски отправляются три витязя: Руслан, Ратмир и Фарлаф.

Руслан попадает на поле, усеянное телами погибших воинов, и вдруг вдали он заметил какой-то холм. Туман рассеивается и перед Русланом возникает…. Кого изобразил А. С. Пушкин на пути Руслана?

Это громадная Голова, оказавшийся братом Черномора. Голова передаёт отважному воину меч, с помощью которого можно победить злодея.

Молодых и отважных воинов ждет много недоброжелателей и помощников на пути. Так, Руслан благодаря волшебнику Финну узнает, кто же похитил его возлюбленную, им оказался злой Черномор. Таинственный доброжелатель сообщает Руслану, что Людмила по-прежнему любит его и очень ждет, когда он вызволит ее из плена чародея.

Не все витязи оказались на деле такими отважными, как Руслан. Фарлаф, несмотря на свой красивый басовый голос, на деле всего лишь обычный трус, который уже готов и вовсе отказаться от поисков. Ему на пути попадается волшебница Наина, желающая оказать помощь, и не допустить победы Руслана.

Коварная волшебница Наина времени зря не теряла и хитростью заманила путников к себе в замок с помощью прекрасных дев и видений. Только благодаря помощи Финна им удается избежать погибели и разрушить колдовские чары. В смертельном поединке Руслана и Черномора, благодаря волшебному мечу, витязь одерживает победу.

Но, коварный злодей заколдовал Людмилу, и девушка спит непробудным сном.

Руслан отправился вместе с ней и своими преданными друзьями в Киев. Но на поиски Людмилы отправлялся еще один трусливый воин, не забыли? Фарлаф дождался,когда свита остановится на ночлег и выкрал девушку, поспешив скорее отправиться в Киев и получить долгожданную награду. Вот только расколдовать Людмилу под силу только Руслану, ведь у него есть волшебный перстень, врученный добрым Финном. Появившись по дворце, отважный воин разрушает чары Черномора, и все гости ликуют, прославляя отважного Руслана и его прелестную невесту Людмилу.

В опере воспевается героизм и настоящее благородство, а трусость и злоба беспощадно высмеиваются. Кроме того, это сказка, а значит главная ее идея – победа добра над злом. Еще одна отличительная особенность оперы – удивительная галерея образов, созданных Глинкой. Среди них встречается мужественный Руслан, трусливый Фарлаф, жестокий Черномор, добрый Финн и другие герои, отличающиеся своими яркими характерами.

Звучит «Пир победы»

И никто с начала мира не видал такого пира!

Назовите композитора.

Так что же такое опера?

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Интегрированная ОД по художественно-эстетическому развитию «Сказка в музыке М. И. Глинки «Марш Черномора»Интегрированная ОД по художественно-эстетическому развитию «Сказка в музыке М. И. Глинки «Марш Черномора» Цель: Познакомить детей со сказкой в музыке на примере оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила».Формировать у детей творческую фантазию, устойчивый.

Конспект интегрированного занятия для детей средней группы «Веселый клоун» на примере сценического образа М. Н. РумянцеваКонспект интегрированного занятия для детей средней группы «Веселый клоун» на примере сценического образа М. Н. Румянцева Методические задачи:познакомить детей дошкольного возраста с профессией клоуна, на примере Михаилом Румянцевым и его сценическим образом;.

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе ДОУ «Знакомство со скрипкой — королевой музыкальных инструментов» Дети заходят под музыку скрипки (в записи) и садятся на стульчики, музыкальный руководитель приглушает звук звучащей пьесы и начинает читать.

Конспект открытого музыкального занятия «Три кита в музыке» в старше-подготовительной группе Цель: обобщить и привести в систему знания детей о музыкальных жанрах. Задачи: Обучающие: - учить высказываться о музыке. - учить различать.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой М»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой М» Задачи: -Знакомство с буквой М; -формирование навыка чтения слогов,слов,предложений; -составление предложения. Ход занятия 1. Организационный.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Ы»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Ы» Программное содержание: -познакомить с буквой Ы; -учить составлять предложения из трех слов, обозначать их полоской, делить слова на слоги,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с гласной буквой У» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с гласной буквой У» Задачи: -Познакомить с гласной буквой У;.

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Знакомство с буквой И»Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Знакомство с буквой И» Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Знакомство с буквой И» Цель: Познакомить с гласной буквой И. Задачи: -закрепление знаний.

Образовательная ситуация по формированию у детей интереса к художественной литературе на примере творчества В. Сутеева Игровая образовательная ситуация в старшей логопедической группе "По следам Кляксы" Дети вместе с воспитателем хотят отправиться в музыкальный.

Занятие по ознакомлению с деятельностью художников-анималистов в старшей группе на примере творчества Евгения Чарушина Цель: Знакомство детей с иллюстрациями художника-анималиста Е. Чарушина Задачи: -продолжать знакомить детей с творчеством Е. И. Чарушина;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по музыке в подготовительной группе. Знакомство детей с жанром оперы на примере творчества М. И. Глинки
Опубликовано: 4 мая 2020 в 21:47
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД