Папки-передвижки

Конспект занятия по математическому развитию «На сколько длиннее, выше?» в старшей группе

Надежда Афошина
Конспект занятия по математическому развитию «На сколько длиннее, выше?» в старшей группе

Конспект занятия по математическому развитию.

Тема: : На сколько длиннее (выше?

ЦЕЛЬ: уточнить представления о сравнении по длине (высоте) и сформировать умение определять на предметной основе, на сколько одна полоска длиннее (выше) или короче (ниже, чем другая

1. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель собирает детей около себя.

— Случается ли, что вы спорите с друзьями?

Публикация «Конспект занятия по математическому развитию „На сколько длиннее, выше?“ в старшей группе» размещена в разделах

Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель говорит, что спорят многие и очень важно уметь правильно спорить. А это значит, что не надо кричать, не надо обижать того, с кем споришь. Надо научиться доказывать свою правоту, то есть научиться делать так, чтобы человеку стало видно, кто прав.

Воспитатель напоминает детям, что у Вани есть друг Сережа, и рассказывает, что Ваня с Сережей тоже часто спорили — то кто из них выше и на сколько, то у кого длиннее ремень и на сколько. И каждый раз спор их заканчивался ссорой и друзья долго не разговаривали и очень переживали.

Воспитатель предлагает детям научить Ваню и Сережу доказывать свою правоту.

— Хотите это сделать? — Сможете?

2. Актуализация знаний.

2.1. Игра <<Сравни по высоте и длине».

Дети садятся за столы. Перед каждым ребенком лежат (не рядом) 2 незаточенных цилиндрических карандаша разного цвета и одинаковой длины и стоят (не рядом) 2 кубика-кирпичика разного цвета и одинаковой высоты.

Воспитатель рассказывает, что сегодня друзья спорят из-за длины карандашей и высоты коробок. Каждому кажется, что его карандаш длиннее, а коробка выше.

— Как правильно сравнить карандаши по длине?

Сначала дети с помощью воспитателя проговаривают алгоритм сравнения: — Кладем карандаши друг под другом так, чтобы совпадал один конец. Если совпадают другие два конца, то. (карандаши одинаковой длины).

После этого дети производят сравнение и делают вывод: карандаши одинаковые по длине.

Воспитатель убирает со столов карандаши, предлагает детям подвинуть к себе коробки и рассказать Ване и Сереже, как правильно сравнивать по высоте.

Сначала дети с помощью воспитателя проговаривают алгоритм:

— Ставим коробки рядом, на ровную поверхность, и смотрим на верхний край предметов. Если он находится на одном уровне, то. (предметы имеют одинаковую высоту).

дети сравнивают кирпичики по высоте и делают вывод: коробки одинаковой высоты.

Воспитатель говорит детям, что они только что показали Ване и Сереже, как доказывать свою правоту.

2.2. Игра <<Покупка».

Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что бабушка по просила Ваню и Сережу сходить в магазин и купить скатерти.

Сережа и Ваня просят детей помочь в покупке скатертей.

— Хотите оказать помощь? — Сможете это сделать?

дети подходят к столу, на котором для каждого выложены вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры. Фигуры лежат вперемешку.

— Что нужно сделать для того, чтобы не забыть, какие скатерти надо ку пить? (Нужно записать.)

Воспитатель показывает детям карточку, на которой символами записано: не маленький не желтый не квадрат — и говорит, что такую скатерть бабушка велела купить Ване. Дети выбирают большой зеленый прямоугольник.

Затем воспитатель показывает карточку, на которой символами записано, какую скатерть бабушка велела купить Сереже, — большой, не зеленый, не круг. Дети выбирают большой желтый прямоугольник.

Остальные фигуры сдвигаются в сторону — эти скатерти остались в магазине.

З. Затруднение в игровой ситуации.

З. 1. Игра «На сколько длиннее.

Придя домой, друзья по привычке собрались спорить, чья скатерть длиннее, но вспомнили, как надо поступить.

Дети сравнивают скатерти по длине и делают вывод, что желтая скатерть длиннее.

— На сколько желтая скатерть длиннее зеленой скатерти? — спрашивает друзей бабушка.

Выслушиваются все предположения детей. Как правило, они бывают разными.

— Смогли вы объяснить, на сколько одна скатерть длиннее другой? (Нет.)

— Почему не смогли? (Потому что не знаем, как это определить.)

— Что нам нужно узнать? (Как определить, на сколько одна полоска длиннее другой.)

4. Открытие нового знания.

— Как мы можем это узнать? (Попробовать придумать самим, а потом проверить себя по учебнику.)

— Как вы думаете, в каком случае скатерти были бы одинаковой длины? (Если бы начало и конец обеих скатертей совпадали.)

Воспитатель раздает детям простые карандаши. Дети накладывают зеленый прямоугольник на желтый так же, как сравнивают полоски по длине, и проводят линию по краю зеленого прямоугольника.

— Покажите, какой кусок желтой скатерти остался не закрыт зеленой скатертью.

— Можно ли сказать, на сколько желтая скатерть длиннее зеленой? (Она длиннее на этот кусок.)

Воспитатель прикрепляет полоски на доску, затем предлагает детям открыть учебники по закладке и убедиться в том, что способ найден верно.

Воспитатель делает вывод: для того чтобы узнать, на сколько одна полоска длиннее другой, надо приложить их так, чтобы совпали концы, и посмотреть, где заканчивается более короткая полоска (воспитатель проводит черту). Оставшийся кусочек показывает, на сколько одна полоска длиннее другой.

5. Введение нового знания в систему знаний.

5. 1: Игра «Расставь по порядку».

Дети подходят к столам, на которых находятся на каждого ребенка столько столбиков разной высоты, сколько детей. Например, если в группе 10 детей, то у каждого должно быть 10 столбиков, причем самый низкий столбик сделан из 1 кубика, следующий — из 2 и т. д., а самый высокий — из 10 кубиков. Цвет столбиков у каждого ребенка одинаковый, но у всех детей в группе — разный. Столбики сделаны из кубиков ЛЕГО и склеены скотчем.

Если в группе, например, 12 детей, то дети должны подойти по 6 человек к двум столам, на которых должны стоять по 6 столбиков разной высоты на каждого — от 1 до 6 кубиков. Если детей 14, то они подходят по 7 человек к двум столам, на которых стоят по 7 столбиков разной высоты, от 1 до 7 кубиков.

Столбики около каждого ребенка стоят вперемешку.

Воспитатель рассказывает, что Таня из кубиков построила бассейн для кукол и попросила брата и его друга Сережу соорудить для этого бассейна вышки для прыжков в воду.

— Вот вышки, которые построили друзья (воспитатель показывает на столбики). Но прежде чем ставить вышки на берег, их надо расставить по высоте от самой низкой до самой высокой.

Детям предоставляется самостоятельность.

После выполнения задания всеми детьми воспитатель задает вопрос:

Сколько кубиков в самой низкой вышке?

Сколько кубиков в следующей вышке? И т. д.

Дети называют количество кубиков в вышках сначала от 1 до 10, а затем в обратном порядке.

Воспитатель предлагает детям посмотреть на две первые вышки.

— На сколько одна вышка выше другой? (На 1 кубик.)

— Возьмите 2 любые соседние вышки и поставьте их перед собой.

— На сколько одна вышка выше другой? (На 1 кубик.)

— А теперь возьмите 3-ю и 7-ю вышки. На сколько вторая выше первой?

(На 4 кубика.)

— Как вы узнали? (Мы их поставили рядом и отсчитали те кубики, которые идут от конца первой вышки.)

5.2. Игра «Подбери

Детям предоставляется самостоятельность.

Обычно как минимум две принесенные вышки оказываются одинаковой высоты.

— Выполнили вы задание? (Нет.)

— Почему вы не смогли этого сделать?

Как правило, дети отвечают, что они не договорились между собой.

Обсудив, приходим к выводу, что для выполнения этого задания нужен человек, который скоординировал бы действия остальных.

Воспитатель предлагает кому-либо из детей стать руководителем. Ребенок-руководитель должен сказать каждому, ВЫШКУ из какого количества кубиков ему нужно взять.

После того как каждый ребенок принесет на отдельный стол по одной вышке, воспитатель просит детей расставить принесенные вышки по порядку.

— На сколько каждая следующая вышка выше предыдущей (воспитатель показывает на две любые стоящие рядом вышки? (На 1 кубик.)

Воспитатель берет и ставит рядом два произвольных столбика, например, из 8 красных и из 5 зеленых кубиков.

— Какая вышка выше? (Красная.)

— На сколько выше красная вышка? (На З кубика.)

— Как вы узнали? (Мы их поставили рядом и отсчитали кубики, которые идут от конца зеленой вышки.)

Таня благодарит детей, а также Ваню и Сережу за прекрасные вышки для прыжков в воду.

5.3. Игра «В 77ОРТИВНОМ магазине».

Лист к заданию 5.3.

Дети садятся за столы, на которых находятся карточки с числами и знаками, а также лист к заданию 5.3.

«Сравни, используя знаки >, <, —. Каких мячей больше и на сколько

Воспитатель рассказывает, что Ваня и Сережа, довольные своей работой, решили прогуляться и зашли в магазин.

— Какой магазин изображен на картинке?

— Для каких видов спорта есть спортивный инвентарь в этом магазине?

— Как называется человек, который катается на коньках, лыжах, занимается плаванием, играет в теннис, в футбол?

Воспитатель говорит, что Ваня и Сережа решили подарить своим друзьям мячи 2 красных и З синих, но опять начали ссориться из-за того, что не могут решить, каких мячей они выбрали больше, а каких меньше и на сколько.

Дети могут сказать, что 2 меньше З, так как 2 идет при счете раньше, а З — позже. Поэтому надо поставить знак <, который расширяется в сторону числа З. Дети выкладывают карточки с числами и знаком на столе.

Чтобы узнать, на сколько 2 меньше З, надо провести линии от красных мячей к синим, обвести 2 синих мяча, которым хватило пары, и сосчитать число синих мячей, оставшихся без пары.

Самопроверка правильности выполнения задания проводится по образцу Д-2.

Ваня и Сережа положили все мячи в пакет и захотели узнать сколько всего мячей они купили„

— Что они должны найти — целое или часть? (Целое.)

— Как найти целое? (Части надо сложить.)

Для того чтобы выполнить сложение, дети могут просто пересчитать все мячи в мешках: 2 и З вместе будет 5.

Воспитатель просит детей записать для Вани и Сережи результат сложения с помощью чисел. Дети выкладывают из карточек, а воспитатель записывает на доске числовое равенство: 2 + З = 5. Можно попросить детей назвать в этом равенстве части и целое (2 и З — части, 5 — целое).

По дороге домой Ваня и Сережа зашли в детский сад, в который ходит Таня, и подарили малышам З мяча.

Сколько мячей осталось у мальчиков?

Можно предложить детям воспользоваться пальцами.

В завершение дети под руководством воспитателя выкладывают из карточек равенство 5 — З = 2, называют в нем части и целое (5 — целое, 2 и З — части).

Ваня и Сережа благодарят детей за помощь, они теперь поняли, как доказывать свою правоту, и обещали больше никогда не ссориться.

6. Итог занятия.

Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.

Воспитатель собирает детей около себя.

— Где вы сегодня побывали?

— Кому и чем помогли?

— Какие новые знания дали вам возможность поставить вышки в бассейне, помирить Ваню и Сережу?

Публикации по теме:

Конспект занятия по математическому и сенсорному развитию «Путешествие в страну знаний» «Познавательно-исследовательская деятельность: математическое и сенсосенсорное развитие»: «Путешествие в страну знаний» Программное содержание:.

Фотоотчёт занятия по математике для детей старшего дошкольного возраста на тему: «На сколько длиннее, выше»Фотоотчёт занятия по математике для детей старшего дошкольного возраста на тему: «На сколько длиннее, выше» Добрый день, дорогие друзья! Предлагаю вашему вниманию фото отчёт занятия по математике для детей старшего дошкольного возраста на тему:.

Итоговое занятие по математическому развитию в старшей группе «Поможем королеве математики» Итоговое занятие по математическому развитию в старшей группе Тема: «Поможем королеве математики» Харитонова Н. Г. Задачи: 1. Упражнять в.

Конспект НОД по математическому развитию во 2-й младшей группе «В гостях у матрёшек»Конспект НОД по математическому развитию во 2-й младшей группе «В гостях у матрёшек» Цель: Продолжать работу по обогащению сенсорного опыта (обследование предметов и выделение их величины, цвета); Задачи: Образовательные.

Конспект по математическому развитию в средней группе ОВЗ «Четырехугольник»Конспект по математическому развитию в средней группе ОВЗ «Четырехугольник» Образовательная область: «Познавательное развитие»; формирование элементарных математических представлений Педагогическая цель: учить составлять.

Конспект занятия по математическому развитию «В гостях у Золушки» Цели: Развивать умственные способности, познавательную активность, любознательность. Поощрять стремление сравнивать, обследовать свойства,.

Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе «Путешествие в космос» Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе. Тема: "Путешествие в космос" Автор: Команда Татьяна Николаевна Цель: формирование.

Конспект занятия по математическому развитию «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» в старшей группе Тема: Путешествие по сказкам А. С. Пушкина. Цель: Выявить сформированность знаний, умений и навыков по ФЭМП Задачи: - Закреплять счёт до.

Конспект НОД по математическому развитию в старшей группе с использованием ИКТ «Помоги Снеговику» Программное содержание: Образовательные: • Упражнять детей в количественном счёте в пределах 10. • Продолжать учить определять признаки.

Разработка занятия по математическому развитию «Формирование представлений о геометрических фигурах» во второй младшей группеРазработка занятия по математическому развитию «Формирование представлений о геометрических фигурах» во второй младшей группе Формирование представлений о геометрических фигурах: квадрат, круг, треугольник» Цель занятия: Формирование умения сравнивать и различать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по математическому развитию «На сколько длиннее, выше?» в старшей группе
Опубликовано: 5 марта 2020 в 16:57
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по математическому развитию «На сколько длиннее, выше?» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Афошина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД